Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тезаурус - полный систематизированный состав информации.
2 слайд
Субъект
Субъектность
Деятельность
Область понятий
ФГОС НОО, ФГОС 2
Системно – деятельностный подход
3 слайд
Субъект — в психологии активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
4 слайд
СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus — лежащий в основе)
— 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
— 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам;
— 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность;
— 4) в юридическом смысле — носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо;
— 5) предмет суждения, логическое подлежащее.
Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
5 слайд
Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой (2000) определяет понятие «субъектный» как соотносящийся по значению с существительным субъект, связанный с ним; свойственный субъекту, характерный для него.
По мнению Е.Н. Волковой (1998), субъект как философская категория раскрывает качество активности человека, служит описанию места человека в мире, специфики человеческого бытия. Автор считает, что субъектность – это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю.
6 слайд
По мнению А.К. Марковой (1996), важными признаками субъектности являются осознание структуры своей деятельности. К ним она причисляет наличие качеств личности, содержания этапов жизненного пути, инициативы, самостоятельного целеполагания, планирования, предвосхищения. Субъектность характеризуется интенсивной включенностью в деятельность, стремлением к самоэффективности, наличием самоконтроля, самокоррекции, владение приемами произвольной саморегуляции.
7 слайд
Что такое деятельность?
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
В.В.Давыдов.
«Теория развивающего обучения»
8 слайд
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность.
9 слайд
Структура учебной деятельности,
исходя из психологической версии теории деятельности
(Д.Б. Эльконин − В.В. Давыдов)
1.Учебные мотивы
2. Учебная цель
3. Учебная задача
4.Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование, контроль, оценка)
10 слайд
Истоки деятельностной педагогики
Д.Б.Эльконин
«Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения» (1966)
«Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» (1962)
«Психология обучения младшего школьника» (1974)
В.В.Давыдов
«Виды общения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986) «Теория развивающего обучения» (1996)
11 слайд
ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ?
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
12 слайд
Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие особого рода. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Результатом объединения этих подходов является системно-деятельностный подход.
13 слайд
Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Ученик учится
· быть субъектом – хозяином- своей деятельности,
· ставить цели,
· решать задачи,
· отвечать за результаты.
14 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)
15 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
16 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
17 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
18 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
19 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
20 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
21 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
22 слайд
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
23 слайд
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Таким образом, желая сместить акцент в
образовании с усвоения фактов
(Результат -Знания) на овладение способами
взаимодействия с миром
(Результат –Умения), мы приходим к
осознанию необходимости изменить
характер учебного процесса и способы
деятельности учащихся.
24 слайд
ЧТО ТАКОЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД» В
ОБРАЗОВАНИИ?
Деятельностный подход в образовании –это совсем не совокупность образовательных технологий или
методических приемов.
Это своего рода философия образования, методологический
базис, на котором строятся различные системы развивающего
обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
25 слайд
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулированы «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор). Задачи учителя в данных условиях:
научить ученика
1. получать знания (учить учиться)
2. работать и зарабатывать (учение для труда)
3. жить (учение для бытия)
4. жить вместе (учение для совместной жизни)
Эти задачи могут быть реализованы только при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении.
26 слайд
Учитель школы
Позиционирование учителя
Позиция учителя - профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
27 слайд
Утверждён приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
28 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
29 слайд
Изменилась не только структура, но и методология стандарта.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
Текст ФГОС среднего (полного) общего образования
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012, № 1897
Зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480
30 слайд
Стандарт: ориентация на результаты образования
Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение новых уровней развития личности
На ступени НОО осуществляется формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
31 слайд
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить?
Обновление
содержания
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
32 слайд
ФГОС НОО
Требования к результатам –
ведущая, системообразующая составляющая.
Результаты освоения основных образовательных программ
Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
33 слайд
Ключевые изменения в ФГОС−2:
1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД ... составляет цель
и основной результат образования»
2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:
личностные результаты
(готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к познанию,
личностных качеств, системы ценностей);
метапредметные результаты
(освоение учащимися УУД и
умения учиться);
предметные результаты
(усвоение ЗУН по предметам)
34 слайд
ВИДЫ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ −
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
− обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
− включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем
КОММУНИКАТИВНЫЕ −
обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
35 слайд
«Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку, еще
большие изменения произошли в способах
изучения нового»
С. Пейперт
«Сведений науки не следует сообщать
учащемуся готовыми, но его надо привести
к тому, чтобы он сам их находил, сам ими
овладевал. Такой метод обучения
наилучший, самый трудный, самый
редкий...»
А. Дистервег
36 слайд
Системно - деятельностный подход
как основа построения современного урока
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» (Г. А. Цукерман, доктор психол. наук)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Двадцать седьмого ноября 2014 года в МБОУ СОШ № 29 города Нижнего Новгорода прошёл педагогический совет на тему "Субъектная позиция школьника как основной результат развивающего образования с т. з. ФГОС".
Тема очень актуальная, достаточно разработанная теоретически, но имеет большие сложности реализации на практике. Это связано с тем, что большинство педагогов привыкли к работе в старой парадигме "Субъект - объект".
Работа педагога в новых условиях внедрения ФГОС НОО и ФГОС СОО требует ухода от этой парадигмы, учитель должен научить ученика учиться. Этого можно добиться только при условии работы в парадигме субъект - субъектного обмена, так как в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.
В ходе педагогического совета мною была представлена презентация теоретической стороны рассматриваемой проблемы. Внеё были включены основные понятия, подходы, технологии системно - деятельностного подхода. Очень надеюсь, что этот материал будет интересен и другим педагогам.
6 660 402 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зимнович Надежда Валериановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Мини-курс
3 ч.
Курс повышения квалификации
144 ч.
Курс повышения квалификации
144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.