Выбранный для просмотра документ Формирование выразительности устной речи.pptx
Скачать материал "Презентация "Формирование выразительности устной речи""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Формирование выразительности устной речи
Ефимова Наталья Львовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ № 9 г.Боровичи Новгородской обл.
2 слайд
Правила устной речи и чтения:
1. Не произноси слова скороговоркой.
2. Ясно выговаривай звуки в словах.
3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.
4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.
5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения.
6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.
3 слайд
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения
Цель выразительного чтения:
истолкование внутреннего содержания произведения
выявление темы, предмета изображения
выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
4 слайд
Культура и техника речи.
Дикция
Темп
Логическое ударение
Интонация
Тембр
Упражнения
5 слайд
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи
Интонация
Ударение
Темп и ритм
Понижение и повышение голоса
Паузы
6 слайд
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!
К.С.Станиславский
7 слайд
Правила постановки логического ударения (ЛУ)
ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах
При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже
Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием.
Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
8 слайд
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты
9 слайд
Мелодические фигуры
Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса
нисходящая фигура
Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса
восходящая фигура
10 слайд
Специфические мелодики
вопросительная пояснительная
перечислительная
предупредительная
причинной связи
противительной связи
разделительная
мелодика вводности незаконченности
Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону
11 слайд
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
Чем сильнее эмоции,
тем больше
отклонений от
обычного звучания.
Выразительность
речи и сообщается
этими отклонениями.
Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса
12 слайд
Техника речи
Дыхание
Голос
Дикция
13 слайд
Учимся дышать правильно
14 слайд
Система Упражнений
1.
«Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.
Тренировка дыхания .
2.Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоцион.
оттенок).
Произнесите предложение «Мороз и солнце; День чудесный!»
а) мрачным голосом; б) веселым голосом;в) грустным голосом
15 слайд
3.Темп речи (скорость речи)
Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит»
а)напугав, б) успокоив слушателей, в)диктуете текст,г)плохо выучили текст.
16 слайд
4.Интенсивность речи (сила и слабость звучания)
Произнесите пословицу « Жить – Родине служить» так,
как будто вы а)беседуете друг с другом в небольшой комнате;
б)произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанным всеми зрителями.
17 слайд
5. Логическое ударение (выделение голосом слова,несущего основную смысловую нагрузку)
Прочитайте вопросительное предложение «Мы поедем сегодня в театр?» так, чтобы слушающий вас должен был ответить на вопросы:
1)Кто поедет сегодня в театр? 2)Как мы отправимся сегодня в театр? 3) Когда мы поедем в театр? 4) Куда мы сегодня поедем ?
18 слайд
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
Оформление «партитуры» произведения
19 слайд
Прослушивание художественных произведе-
ний в исполнении профессиональных актеров
и мастеров слова.
Подбор музыки для усиления образности и
эмоционального воздействия художественного
текста.
20 слайд
Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи,ее темпом, тембром, ритмом, а также логичес-
ким ударением; использование мимики, жестов, поз для передачи эмоциональных оттенков звучащей
речи ; умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его
частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи –
все это помогает найти и передать смысл сказанного
или прочитанного ярко, образно, выразительно.
21 слайд
Использованная литература
Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962.
Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986.
Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html
Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Формирование выразительности устной речи.docx
Скачать материал "Презентация "Формирование выразительности устной речи""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.
Я поделюсь своим опытом работы над одним видом речевой деятельности – говорением, а именно над формированием выразительности устной речи.
Это коммуникативное умение, наряду с другими, на мой взгляд, очень важно, ибо помогает искать и находить смысл слова, фразы, текста и в итоге обогащает и совершенствует устную, т.е. звучащую речь.
Конечно, я стремлюсь развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.
Для этого учащиеся должны осознавать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.
В основе работы над выразительной устной речью лежит интеграция таких видов искусства, как литература, музыка и сценическое искусство.
В данной презентации отражены все этапы работы по данной теме: правила устной речи, культура и техника речи, которые подразумевают отработку таких элементов выразительной речи, как дикция, интонация, темп и тембр речи, мелодика речи, логическое ударение. Кроме этого, в презентацию включена система упражнений, сопровождаемая голосовыми иллюстрациями, по совершенствованию различных элементов выразительной устной речи. Завершает презентацию наглядный вариант оформления «партитуры» художественного произведения с голосовым сопровождением и фотографии моих учеников, членов кружка «Художественное слово», участников различных конкурсов.
Презентация может быть использована как на уроках русского языка и литературы по развитию выразительности устной речи учащихся, так и на внеурочных занятиях данной направленности: кружках, драматических студиях и др.
6 654 989 материалов в базе
«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.
Грамматика. Морфология
Больше материалов по этой темеНастоящий материал опубликован пользователем Ефимова Наталья Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.