Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация по литературному чтению (1-4 классы)

Презентация по литературному чтению (1-4 классы)

Скачать материал

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕГЛОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

(Смолина А.Ю.)

 

Ни для кого не секрет, что в настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний. Это объясняется разными причинами. (Экономическими, социальными, общественными.)

Я остановлюсь на одной из причин, которую В.Н. Зайцев в статье «Резервы обучения оптимальному чтению» из сорока факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим выделяет темп чтения. И указывает на такую закономерность:

150 слов – «5», 120 слов – «4», 90 слов – «3».

А те, кто читает меньше 90 слов, вообще, не могут, в полной мере, усваивать учебный материал. Так считает автор статьи, которая печаталась в журнале «Начальная школа» № 8 1990 г.

А, что делать, когда у нас в классах 50% учащихся читают меньше 90 слов? И что делать, когда мы теряем качественную успеваемость при переходе из начального звена в среднее? Мы все уже много лет ищем ответ на этот вопрос, ищем причину снижения успеваемости. И сколько бы мы не спорили и не вскрывали причины бы на педсоветах, на семинарах по преемственности, этот вопрос остаётся как бы проблемой, но это не проблема, если изучить и серьёзно заняться программой по формированию беглого и динамического чтения, которую нам предлагает Л.В. Трубайчук. А познакомившись с рядом статей  И.Т.Федоренко,  В.Н. Зайцева,  Л.Ф.Климановой,                        М.И. Омороковой и др. учёных специалистов по методике чтения в начальной школе, я отметила пять основных причин, тормозящих процесс чтения, а значит и в целом успеваемость:

1. Малое поле зрения при чтении.

2. Регрессия глаз. (Непроизвольное движение к прочитанному)

3. Артикуляция при чтении.

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения. (Цели,задачи.)

5. Отсутствие внимания при чтении.

     Устранить причины, тормозящие процесс чтения можно, решая следующие задачи:

А) Развитие артикуляционного аппарата учащихся.

Б) Развитие кратковременной памяти.

В) Расширение у учащихся поля одновременного восприятия текста.

Г) Выработка внимания к читаемому материалу, устранение непродуктивных возвратов к прочитанному.

Д) Устранение внутренних проговариваний (тем более внешних), без работы голосовых связок, т.е. переход от чтения «вслух» к чтению «про себя».

Е) Развитие беглого чтения.

 

 

Я остановлюсь на оптимальном чтении.

1 класс-50-70 слов;

2 класс-70-90 слов;

3 класс-90-110;

4 класс-110-150.

С учётом условий, обеспечивающих процесс чтения и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, можно выделить восемь этапов формирования техники чтения.

1. Начальный этап (период обучения грамоте)

2. Этап развития кратковременной памяти

3. этап развития внимания

4. Развитие угла зрения

5. Переход на чтение «про себя»

6. Развитие умения антиципации

7. Этап отключения «слуховых» и «звуковых» аппаратов

8. Этап формирования динамического чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Начальный этап (период обучения грамоте)

 

2. Развитие кратковременной памяти

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭТАП

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Начальный этап приходится на период обучения грамоте. Это самый важный этап в совершенствовании техники чтения, т.к. у учащихся в это время формируются основные учебные умения и навыки. На этом этапе я остановлюсь подробнее.

Основная цель – обеспечить быстрый переход от слогового чтения на чтение целыми словами и словосочетаниями. Для этого необходимо решать следующие задачи:

 

1.      Развитие фонематического слуха.

2.      Подготовка артикулярного аппарата.

3.      Упражнения для развития мелкой моторики.

4.      Дать детям ориентиры на чтение целыми словами.

5.      Упражнения в совершенствовании чтения целыми словами

  1. Исходным принципом упражнений в развитии фонематического слуха является знакомство учащихся со звуком и отработка навыка звукового анализа слова.

 Звуковой анализ включает в себя умение сознательно выделять звуки в слове.

Интонированное произнесение слова - последовательное выделение каждого звука для его     характеристики:

С_тол

?

 

 

 

С-т-ол

 

?

 

 

С-т-о-л

 

 

?

 

С-т-о-л

 

 

 

?

Впоследствии дети сами составляют модели звучащего слова. Это упражнение отрабатывается в играх:              

- звукоподражание и стихи

- картинки

- игра в слова

- замена начального звука или последнего

- звук заблудился

- ребусы и т.д.

- перевёртыши, чтение наоборот

При комплексной работе по развитию фонематического слуха, дети легко переходят от слогового чтения к чтению целыми словами.

2. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата включает в себя:

Речевую зарядку. Каждый урок рекомендуется начинать с неё (2-3 минуты)

Работу со скороговоркой.  (Здесь важно соблюдать методику работы над скороговоркой)

3. Развитиие  мелкой моторики

Профессор М.М. Кольцов установил, что четырёхмесячные дети, с которыми выполняли подобные упражнения, начинают говорить раньше и чище своих сверстников. На начальном этапе необходимо проводить ряд упражнений для пальцев рук.

  1. Детям даётся ориентир на слоговое чтение и  чтение целыми словами. Основная единица чтения - слог. При обучении грамоте эти ориентиры надо учитывать и закреплять знания о них на каждом уроке. Мы все хорошо знаем эти ориентиры, но не отрабатываем их до автоматизма. Их 6 основных.

1)      Гласные буквы,

2)      Слова с гласными.

3)      Согласные вне слияния как отдельный звук.

4)      Мягкий и твёрдый знаки.

5)      Две согласные буквы рядом – учить произносить за одну порцию воздуха.

 

  1. Упражнения на совершенствование чтения целыми словами.

 

- чтение слов, составленных из разрезной азбуки

- рассыпанные буквы или составь новые слова

- чтение слов с наращиванием

- печатание слоговых таблиц

- чтение за диктором (развивает артикуляцию, помогает выработке слитного прочтения слов)

- чтение в группах или парах (обеспечивает перспективу в чтении для слабых детей)

- Многократное чтение вырабатывает навык быстрого чтения, уверенность.

- Безотрывное письмо узоров и элементов, слов на слух, слогов, предложений.

 

 

Психологи не рекомендуют вслух спрашивать слабочитающих детей:

- они не пример

- занимают много времени

- внимание класса рассеивается

- комплексуют, теряют уверенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭТАП

РАЗВИТИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

 

Кратковременная память характеризуется ограниченным временным хранением информации (до 30 сек) Сохранение 2-3 слов в течение короткого времени делает возможным установление смысловой связи между ними. Развитие такой памяти обеспечивает возможность быстро слить воедино несколько слов, предложений в единую информацию, что даёт высокий процент запоминания читаемого материала при высоком темпе чтения.

1.      Зрительные и слуховые диктанты по наборам Федоренко способствуют увеличению объёма слухового и зрительного восприятия, развивают кратковременную память.

2.      Списывание текста . Методика: а) несколько раз прочитать б) как можно реже заглядывать.

3.      Диктанты по памяти.

4.      Игры:

- «Разведчик»

- «Фотограф»

- «Сыщик»

- «Блиц турнир»

   5. Чтение титров с экрана.

 

3 ЭТАП

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

 

Упражнения, вырабатывающие внимание внимание к слову и его частям могут быть такими:

1)      Чтение слов вода-водный, бельё-бельевой, Родина-родной-внимание к слову.

2)      Чистота-частота, девушка-дедушка, белка-булка-внимание к  корню

3)      Работа в парах (взаимопроверка зелёный-зелень, бодрый-ободрился-приободрился)

 

4 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ, УГОЛ ЗРЕНИЯ

 

1. Гимнастика для глаз:

- Смотреть перед собой 2-3 сек, перенести взор на кончик носа;

- смотреть глазами за кистями рук, не двигая головой;

- круговые движения глазами;

- упражнения с экрана.

 

2. Упражнения в чтении различных слогов, сочетаний слов, предложений, абзацев.

Установка:

1.Читать первое слово, смотреть сразу на следующее за ним, постараться сразу

понять его.

2. Читать в разных темпах.

 

3. Убыстрение темпа чтения

4. Чтение текста с переходом на незнакомый текст (многократное чтение с убыстрением)

5. Чтение с отрывом взгляда от текста (охватывают глазами слово или группу слов)

Быстрая ориентировка в тексте, учит распределять внимание.

6. Пересказ с опорой на текст.

 

 

 

5 ЭТАП

ПЕРЕХОД НА ЧТЕНИЕ «ПРО СЕБЯ»

 

Развивает гибкость и скорость чтения вслух и молча.

 

  1. Упражнение «Губы»

 - чтение «про себя» с плотно сжатыми губами.

2.  Упражнение «Молния» - чтение вслух  с убыстрением.

3.  Чередование чтения по команде (по хлопку) «Губы», «Молния»; 1 минута вслух, 1 минута «про себя».

4. Упражнение «Буксир» - чтение за сильным учеником, смена ведущего. Чтение в парах.

6 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЯ НА АНТИЦИПАЦИЮ

(УГАДЫВАНИЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ТЕКСТА)

 

 

  1. Упражнение «Угадай» 

а) Мы с папой сегод..  по… в  ки..  .

б) Сделал дело ….

    Тише едешь …

    Дал слово …

    Лучше поздно …

в) Антиципация предложений (словарь Тоцкого)

 

Он сам во всём ……                                 виновен

Дверь была ……..                                     открыта (закрыта)

Солнце уже …….                                      взошло (зашло)

Весь день шёл …….                                  дождь (снег) 

Ветер гнул ……                                         деревья

 

г) Упражнение «Юный поэт» - развивает творческие способности ребёнка, быстроту реакции, увеличивает словарный запас

 

………………..снежок                         ………………..тетрадки

………………..лужок                           ………………..в порядке.

 

1)      Чтение с линейкой  - развивает периферийное зрение

На 5-6 сек закрывается предложение – время экспозиции 0,5 сек

 

2)      Таблица Шульте - развивает стереоскопическое зрение.

Читатели с хорошим параметром внимания  и с широким полем зрения затрачивает                    на 1 таблицу 25-30 сек. Расстояние 25-30 см (можно использовать вместо физминуток) - 3 мин.

 

 

7 ЭТАП

ОТКЛЮЧЕНИЕ «СЛУХОВЫХ», «ЗВУКОВЫХ» АППАРАТОВ

У УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

 

1) Чтение со счётом  слов.

2)  Перед чтением задать конкретный вопрос.

3)  После чтения задать 1-2 вопроса по содержанию

 

 

8 ЭТАП

ФОРМИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ, Т.Е. ЧТЕНИЯ БЛОКАМИ

 

  1. Упражнение «Спринт». Чтение текста про себя на максимальной для них скорости. Команда «Быстрее»
  2. Упражнение «Разведка» Учить отвечать на вопросы из текста, не читая весь текст, а просматривая строки. По хлопку просматривать, опускаясь вертикально вниз.
  3. Упражнение с часами (5 мин)  Охватывание за 5 мин как можно больше слов, а потом повторить по памяти.

 

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

БЕГЛОГО (ОПТИМАЛЬНОГО) ЧТЕНИЯ

 

ЭТАП

КЛАСС

ФОРМА

ЧТЕНИЯ

МАКСИМАЛЬНАЯ

СКОРОСТЬ

ЧТЕНИЯ

1. Начальный этап

1 класс (1 полугодие)

вслух  90%

шёпотом 10%

50-60 слов в мин.

2. Развитие кратковременной памяти

1 класс (2 полугодие)

60-70 слов в мин.

3. Развитие внимания

 

2 класс (1 полугодие)

вслух 70%,

про себя 30%

70-80 слов в мин.

4. Развитие угла

зрения

2 класс (2 полугодие)

80-90 слов в мин.

5. Переход на чтение

 «про себя»

3 класс (1 полугодие)

вслух 50%,

про себя 50%

90-100 слов в мин.

6. Развитие умения

антиципации

3 класс (2 полугодие)

100-120 слов в мин.

7. Отключение

«слуховых» и «звуковых» аппаратов

4 класс (1 полугодие)

вслух 20%-50%,

про себя 80-50%

120-150 слов в мин.

8. Формирование

динамического чтения

4 класс (2 полугодие)

вслух 10%,

про себя 90%

150-300 слов в мин.

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по литературному чтению (1-4 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентации  по литературному чтению"Развитие беглого и динамического чтения у детей младшего школьного возраста", 1- 4 классы;по программе "Школа России", автор  В.Трубайчук и другие.Содержит пошаговую инструкцию развития беглого и динамического чтения , а также целостного восприятия текста

 

конспект открытого урока по обучению грамоте "Развитие речи", 1 класс;по программе "Школа России", азбука 1 класс, автор Горецкий и другие 

конспект и презентация к  открытому уроку по обучению грамоте "Теремок",по программе "Школа России", азбука 1 класс, автор Горецкий и другие

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 445
    • DOCX 95.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смолина Антонина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смолина Антонина Юрьевна
    Смолина Антонина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3656
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 352 человека

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе