Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования
Составитель: Кокотчикова Т.Д.,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Новобатуринская СОШ»
2 слайд
Цель:
передача опыта по применению системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Цель
3 слайд
1) Рассмотреть теоретически и практически содержание системно-деятельностного подхода.
2) Познакомить коллег с технологиями, методическими приемами осуществления
системно-деятельностного подхода.
3) Способствовать формированию мотивации педагогов на использование данного подхода в своей работе.
Задачи
4 слайд
Единственный путь, ведущий
к знанию -
это деятельность
Бернард Шоу
5 слайд
1) Глубокому осмыслению учебного материала всеми учащимися;
2) Прочности усвоения знаний;
3) Развитию самостоятельности мышления, речи, личности учащихся;
4) Созданию на уроке атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Системно-деятельностный подход способствует:
6 слайд
Обеспечивает:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
7 слайд
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Ученые – основоположники теории
системно-деятельностного подхода
8 слайд
1) Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
2) Процесс обучения – всегда творческий.
3) Обучение предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Основные характеристики
системно-деятельностного подхода
9 слайд
Педагог – это организатор и координатор
самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Он как профессионал:
- демонстрирует культурные образцы действий;
- инициирует действия детей;
- консультирует, корректирует действия;
- ищет способы включить в работу каждого.
10 слайд
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
11 слайд
Особенности урока в рамках
системно-деятельностного подхода
12 слайд
13 слайд
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы:
ребёнок научился учиться
открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний
14 слайд
Структура урока
в технологии
системно-деятельностного
подхода
15 слайд
Этап мотивации,
самоопределения в учебной деятельности (1-2 минуты)
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
16 слайд
Для мотивации учащихся на уроке использую:
1) Приемы для создания положительного настроя.
2) Пожелания друг другу.
3) Определение необходимого для успешной работы.
4) Девизы, эпиграфы.
5) Притчи.
17 слайд
Определение темы урока обучающимися
1) Видео
18 слайд
Определение темы урока обучающимися
2) Музыкальные произведения
19 слайд
Определение темы урока обучающимися
3) Картинки
20 слайд
Определение темы урока обучающимися
4) рассказ о реальных событиях;
5) работа над понятийным рядом:
Власть, государство, наука, президент, политические партии.
Какое слово в данном ряду лишнее и почему?
6) загадки
Она бывает массовой, народной,
Религиозной, светской, бесподобной.
Дает образование и воспитание,
Развитие и благосостояние.
21 слайд
2) Актуализация знаний.
( 4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
22 слайд
Актуализация знаний
1) Проблемные вопросы.
Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству» 9 класс.
Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:
- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.
Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»
2) Рассказ о реальной ситуации
23 слайд
3) Видеоматериалы
24 слайд
3) Постановка учебной задачи (построение проекта выхода из затруднения)
(3 мин)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
25 слайд
26 слайд
IV. «Открытие нового знания»
(реализация построенного проекта) ( 7-8 мин.)
27 слайд
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Здесь может бать организована работу по учебнику, по документу, видеоматериалу или любому другому источнику информации.
28 слайд
5) Первичное закрепление
(4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания.
29 слайд
Метод «Говорящая палочка».
У коренных жителей Америки – индейцев – был метод слушания друг друга, предоставляющий каждому возможность высказаться. Это метод «говорящей палочки». Тот, у кого оказывалась эта палочка, получал право говорить, а всем другим в это время предоставлялось право слушать. Палочка передавалась по кругу.
При закреплении новой темы учитель берет «говорящую палочку» и задает вопрос: «Что нового вы узнали?». Затем он передает «палочку» ближайшему к себе ученику. Тот отвечает и передает «палочку» соседу с вопросом.
Результативность метода:
- у стеснительных детей развивается чувство уверенности в себе;
- у детей-лидеров воспитывается уважение к правам других людей;
- в целом, ребята привыкают правильно вести диалог (слушать других, не перебивать, выражать свои мысли лаконично…)
30 слайд
6) Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
( 4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы
Методы: самоконтроль, самооценка.
31 слайд
Виды самостоятельной работы
1) Тесты.
2) Выписка основных понятий.
3) Ответы на поставленные вопросы.
4) Составление простого плана.
5) Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
6) «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
7) Задание на заполнение таблицы, схемы.
8) Анализ диаграммы.
32 слайд
Внимательно ознакомьтесь со статистическими данными «О способах поиска работы безработными в РФ» проанализируйте и сделайте вывод.
33 слайд
Прием «Верю - не верю»
Ученикам нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.
1) На традиционном уроке тему формулируют сами учащиеся. 2) На уроке в режиме системно-деятельностного подхода учащиеся сами осуществляют контроль. 3) На традиционном уроке учитель объявляет и комментирует одно домашнее задание для всех.
34 слайд
7) Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
На этом этапе используют игровые элементы – деловые игры, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
35 слайд
8) Домашнее задание
(1 минута)
Включает в себя:
- обязательную часть;
- творческое задание;
- индивидуальное задание.
36 слайд
Пример домашнего задания
1. Эссе на тему: « Как найти своё место на рынке труда?»
2. Составить памятку: « Как избежать безработицы?»
3. Придумать по 3 примера, соответствующих каждому виду
безработицы.
4 . Создать компьютерную презентацию на одну из тем:
- Направления работы Центра занятости
- Рейтинг самых востребованных профессий Челябинской
области
- Психологическая помощь людям, оставшимся без работы
5. Узнайте из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.). Составьте деловой портрет работника современного производства. Проведите самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.
37 слайд
9) Рефлексия деятельности
(итог урока)
(2-3 минуты)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
38 слайд
Рефлексия
1) Ответы на вопросы
• Какую цель урока ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Где можно применить новые знания?
39 слайд
Рефлексия
2) Методика незаконченного предложения.
1 - Самое интересное на уроке было …………………
2 - Мне понравилось ………………………………….….
3 - Сегодня на уроке я так и не понял ……..………….
4 - Меня заинтересовало ……………………................
5 - Хотел бы узнать подробнее о ………………………
6 - Мне не понравилось ……………….…………………
7 - Я считаю, что сегодня мы ……………..…………….
40 слайд
Рефлексия
3) Позициональная дискуссия.
- Работа на уроке была плодотворной, потому что ………………………………….
- Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как ……………………….
41 слайд
Рефлексия
4) Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить одноклассников?
- Что приобрёл?
- Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
42 слайд
Рефлексия
5) Схема самооценка обучающегося в конце урока.
.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
43 слайд
Рефлексия
6) Интерактивный приём ПОПС-формула
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
44 слайд
Рефлексия мастер-класса.
1) Самое интересное на мастер-классе было ……………………………………………………
2) Мне понравилось …………………………….
3) Сегодня на мастер-классе я так и не понял ……………………………………………………
4) Меня заинтересовало ……….…..................
5) Хотел бы узнать подробнее о ………………
6) Мне не понравилось …………..……………..
7) Я считаю, что сегодня мы ……………………
45 слайд
Спасибо за внимание!
Желаю успеха в преподавании!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 574 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Доровко Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.