Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Приемы
работы с текстом.
МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкара
Иванова Ю.А., учитель начальных классов
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
2 слайд
Приемы работ по литературному чтению
Постраничный анализ текста;
Деление текста на смысловые части;
Выделение главного в прочитанном;
Выбор ключевых слов;
Выбор незнакомых слов и выяснение их значений;
Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить;
Составление плана главы, параграфа;
Составление вопросов к тексту;
Поиск ответа на поставленные вопросы;
Чтение про себя; Чтение вслух; Чтение по ролям
3 слайд
Разные виды пересказов.
Работа с кроссвордами.
Составление викторин.
«Цифровой диктант».
«Найди ошибки».
Составление планов, схем, рисунков.
«Верные или неверные утверждения».
Проекты.
4 слайд
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими,
синтаксическими и
орфографическими
ресурсами языка.
5 слайд
Виды деятельности при
работе с текстом:
нахождение границ
предложений в тексте;
деление текста на абзацы;
восстановление деформированного текста;
Востановление текста по картинкам, по вопросам;
собирание текста из фрагментов;
определение темы, главной мысли, идеи;
озаглавливание;
дописывание концовки текста;
создание текстов разных стилей, разных
типов речи.
6 слайд
Составление текста по последовательным картинкам
7 слайд
Сложение целого текста из частей
Задание:
Текст рассыпался на части, попробуйте его собрать. Прочитайте получившийся текст.
Находчивый муравей.
Так до своего муравейника и доплыл. Вот какой находчивый муравей!
Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке.
Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.)
8 слайд
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
Жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям. Зима, уже, пришла, настоящая. Верхушки, он, деревьев, качает.
9 слайд
Продолжи рассказ по началу
Муравей нашел зерно. Но оно было очень тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей. ..
Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша...
Сережа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и ухаживали за ним всю зиму…
10 слайд
Приемы работы с текстом
Комплексная работа с текстом.
«Письмо с дырками»
Карточка для друга.
Дидактические игры.
Синквейн
Кластер
Фишбон – «рыбья кость».
«Верно - неверно»
Прием “Письмо по кругу”
11 слайд
Комплексная работа с текстом
Задания к тексту:
1.Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.
2.Определи количество слогов в слове случайно.
3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»
4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р
5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие
6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.
7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги.
8. В 5-м предложении определи грамматическую основу
ТЕКСТ:
1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта.
2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову.
3) Кот заорал, пытаясь освободиться.
4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его.
5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами.
6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым.
7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.
12 слайд
Письмо с дырками
Волчишка.
Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса
Волчишка.
Жил в лесу _____ _ ____. Ушла мать на _____. Поймал ______ человек. Он сунул его _ _____ _ ____ __ ______. Ночью волчишка подполз _ _____. А дверь была _____. Волчишка вылез на улицу _ ____ _ ___. А там была ______ – ____. Обрадовались _____ _ _____ _ _____ ___.
13 слайд
Дидактические игры
Кубики.
Перед вами набор кубиков, на гранях которых написаны предложения. Составьте из кубиков текст на одну из тем: 1. Умная галка. 2. Как шляпа превратилась в гнездо. 3. Муравей и голубка. 4. Орел и олениха. 5. Как Петя спас птенца. 6. Лев и мышка. Помните, что на одной грани каждого кубика есть одно предложение из данного текста. Выделите сначала предложения на заданную тему, а потом определите их последовательность.
Вопрос-ответ.
Разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая - отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Учитывается активность участников команд и количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст.
Пантомима.
Прочитайте текст быстро и внимательно.
Теперь разделите этот текст на абзацы. Образуем две команды. Сейчас вы еще раз прочитайте текст, а затем участники правой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники левой команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. -
14 слайд
Синквейн
1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);
2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);
3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы
Дружба.
Искренняя, взаимная.
Сближает, связывает, выручает.
Позитивные взаимоотношения между людьми.
Друг.
15 слайд
Кластер
Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
16 слайд
Фишбон – «рыбья кость», «ёлочка»
17 слайд
18 слайд
пополнять речевую память учащегося;
обогащать словарный запас;
продуктивно усваивать учебный материал;
прививать эстетический вкус;
формировать собственное мнение,
высказывать его, уметь
аргументировать.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
19 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Одним из основных умений, приобретенных в начальной школе, является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения и русского языка.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.
В презентации представлены некоторые приемы при работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка.
6 665 151 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.