«Высоцкий в России больше, чем
поэт».
(вечер памяти Владимира Высоцкого)
Цель мероприятия –
знакомство обучающихся с биографией и творческим наследием Владимира Высоцкого
Задачи мероприятия
Ø Познакомить
обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта Владимира Высоцкого
Ø Развивать
творческие способности обучающихся через выразительное чтение стихотворений и
исполнение песен
Ø Расширять кругозор
обучающихся
Ø Воспитывать
патриотические качества личности
Предварительная подготовка –
поиск материалов в печатных изданиях и Интернете, отбор и компоновка
материалов, подготовка ведущих, чтецов и исполнителей песен. Выставка
литературы и периодических изданий «Высоцкий в России больше, чем поэт».
Оборудование мероприятия –
экран, проектор, презентация.
Ход
мероприятия
(звучит тихая
музыка)
Слайд 1
1 ведущий: Сегодняшнюю встречу, мы
посвящаем памяти человека, в чьём творчестве объединились театр, кино, поэзия и авторская песня – это Владимир
Семенович Высоцкий. Вы наверно уже мало знаете о
жизни и творчестве этого удивительно талантливого, необыкновенного
человека. По итогам опроса Всероссийского Центра Изучения
Общественного Мнения, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в
списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина[2].
Иосиф Бродский сказал о нем:
Это был невероятно талантливый человек, совершенно замечательный стихотворец.
Рифмы его феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой – удача, что
избрал карьеру барда.
Юрий Любимов говорил: «Для
меня Володя – прежде всего поэт. Он был прекрасный актер, потому что он был
личностью. Еще – Володя был очень добрый человек. Если он знал, что человеку
плохо, он обязательно находил возможность помочь».
(музыка
замолкает)
Слайд 2
2 ведущий: Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то
с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца- связиста, ставшего
профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические
пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему
сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке.
Слайд 3
По окончании школы, под
давлением родителей Высоцкий поступил на механический факультет Московского
инженерно- строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда
был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не
получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он
всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие
экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование.
Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых
капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял
частушки на местные темы.
По окончании школы- студии
Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им.
Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино.
· «Про Одессу» (песня) – гиперссылка со слайда
· Фрагмент из кинофильма – гиперссылка со слайда
Но после того как увидел
первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его
театр, в другом он себя уже не представлял.
· «Маленькие трагедии» (фрагмент из фильма) –
гиперссылка со слайда
Слайд 4
1 ведущий: На протяжении 16 лет, по день
смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на
таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира
«Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Заглавную роль в нём сыграл Высоцкий.
Слайд 5
· «Гамлет» (песня) – гиперссылка со слайда
«Я сам себя предложил на эту
роль,- признавался он. - Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших
Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а (так мне самому тогда
казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр».
Слайд 6
Роль, о которой мечтает
любой актёр, стала, пожалуй, его главной театральной работой. В течение восьми
с половиной лет, то есть до самой смерти, Высоцкий выходил на сцену в образе
датского принца.
Высоцкий говорил:
«Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических,
эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета- эти роли требуют от
меня нечеловеческого напряжения».
18 июля - в предынфарктном
состоянии- сыграл он своего последнего Гамлета.
Слайд 7
Чтец
Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чем – не
угадать?
Но лишь одно, наверное, я
знаю:
Мне будет не хотеться
умирать!
Посажен на литую цепь
почета,
И звенья славы мне не по
зубам…
Эй, кто стучит в дубовые
ворота
Костяшками по кованным
скобам!...
Ответа нет – но там стоят,
я знаю,
Кому не так страшны цепные
псы.
Но вот над изгородью
замечаю
Знакомый серп отточенной
косы…
Я перетру серебряный
ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в
репейник,
Порву бока – и выбегу в
грозу!
Слайд 8
2 ведущий: Официальное признание пришло после смерти. Сейчас
поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его
участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего
выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет
и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи
изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно
присуждена Государственная премия СССР.
· Жиглов (фрагмент из фильма) – гиперссылка со
слайда
Слайд 9
Высоцкий говорил: «Без
России я ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая
меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь, но без свободы умираю.
Слайд 10
Термин «авторская» песня
впервые введен В. Высоцким. С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь
Высоцкого. Она требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё
время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она
иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. Если на одну чашу весов
бросить всё, что я делаю кроме авторской песни- деятельность мою в театре,
кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то
мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя,
скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и, конечно, в
музыку».
Слайд 11
Песни, которые сам автор
называл уличными, или городским романсом, а многие до сих пор считают
«блатными», сильно повлияли на его судьбу. Страшась обличающего творчества
Высоцкого, обыватели желали видеть в нём только автора блатных песен. Это
становилось предлогом для отказа в публикации стихов и ограничения концертной
деятельности.
Основная же заслуга этих
песен, наверное, в том, что поэт, благодаря им поверил в действенную силу своей
сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю
свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни.
Слайд 12
1 ведущий: Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался:
Не привыкать глотать мне горькую
слюну-
Организации, инстанции и
лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил
тишину,
За то, что я хриплю на всю
страну…
Но был твёрд:
И песню напишу я не одну.
И в песне той кого-то
прокляну,
Но в пояс не забуду
поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб
я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая- я их не
обману.
Диапазон сатиры Высоцкого
огромен. От беззубых старух, разносящих слухи; соседа, который завидует всем,
потому, что уверен: «у них денег- куры не клюют», до ставших все известными
Вань и Зин, товарищей учёных, доцентов с кандидатами, убирающих картошку и
других. Сатира Владимира Высоцкого показала, как всё это нелепо.
· «Песенка о слухах» - гиперссылка со слайда
Слайд 13
2 ведущий: Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир
романтики.
Здесь «горы спят, вдыхая
снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; здесь страхуют товарища и
можно положиться на друга, как на себя самого.
· «Песня о друге» (исполняют учащиеся 9 класса)
– текст песни, гиперссылка со слайда
Слайд 14
Автор вообще любил ставить
персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя
вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто
так».
· «Здесь вам не равнина» (исполняют учащиеся 9
класса) – текст песни, гиперссылка со слайда
Слайд 15
1 ведущий:
Военные песни блистательной
россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая
боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца,
теребит души. В беседе с корреспондентом поэт объяснял это так: «Почему я так
часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война
всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла
нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»
Чтец
Сколько павших бойцов
полегло вдоль дорог –
Кто считал, кто считал!...
Сообщается в сводках
Информбюро
Лишь про то, сколько враг
потерял.
Но не думай, что мы обошлись
без потерь –
Просто так, просто так…
Видишь – в поле застыл, как подстреленный
зверь,
Весь в огне, искалеченный
танк!
Где ты, Валя Петров? – что
за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком
брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг
потери понес,
Ну а мы – на исходный рубеж.
Слайд 16
«Песню о погибшем
лётчике»
Слайд 17
Чтец
Братские
могилы
На братских могилах не
ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, -
К ним кто-то приносит
букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля
на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной
персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в вечном огне – видишь
вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий
рейстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет
заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не
ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Слайд 18
Война только коснулась
Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней
многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских
впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего,
что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах,
ковавших победу.
Володя очень любил слушать
фронтовые рассказы своего отца и его родного брата Алексея, храброго
фронтовика, дошедшего до Берлина. Эти рассказы дали потом свои ростки в военных
песнях Владимира Высоцкого.
· «Он не вернулся из боя» (песня) – гиперссылка
со слайда
Высоцкий наполнял свои песни
настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были
убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны.
Владимиру Высоцкому удалось
передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь.
Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети
военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы
довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не
приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это
почётная задача- писать о людях, которые воевали.
· «Спасите наши души» (песня) – гиперссылка со
слайда
Слайд 19
2 ведущий: В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской
поэзии - она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий
всегда был лирик, быть может, в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых
сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны.
Слайд 20
Чтец
«Нет рядом
никого, как ни дыши»
Нет рядом никого, как ни
дыши.
Давай с тобой организуем
встречу!
Марина, ты письмо мне
напиши –
По телефону я тебе отвечу.
Пусть будет так, как года
два назад,
Пусть встретимся надолго
иль навечно,
Пусть наши встречи только
наугад,
Хотя ведь ты работаешь,
конечно.
Не видел я любой другой
руки,
Которая бы так меня
ласкала, -
Вот по таким тоскуют
моряки, -
Сейчас моя душа
затосковала.
Я песен петь не буду никому
–
Пусть, может быть, ты этому
не рада, -
Я для тебя могу пойти в
тюрьму –
Пусть это будет за тебя
награда.
Не верь тому, что будут
говорить,
Не верю я тому, что люди
рады,
И как-нибудь мы будем вместе
пить
Любовный вздор из
трепетного яда.
Чтец
«Здесь лапы
у елей дрожат на весу»
Здесь лапы у елей дрожат на
весу,
Здесь птицы щебечут
тревожно –
Живешь в заколдованном
диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут
бельем на ветру,
Пусть дождем опадают
сирени, -
Все равно я отсюда тебя
заберу
Во дворец, где играют
свирели!
Твой мир колдунами на
тысячи лет
Укрыт от меня и от света –
И думаешь ты, что
прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет
росы поутру,
Пусть луна с небом
пасмурным в ссоре, –
Все равно я отсюда тебя
заберу
В светлый терем с балконом
на море!
В какой день недели, в
котором часу
Ты выйдешь ко мне
осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по
душе, –
Зря ли я столько сил
разбазарил?!
Соглашайся хотя бы на рай в
шалаше,
Если терем с дворцом кто-то
занял!
Слайд 23
1 ведущий: 25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не
стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби.
Не могло быть и речи о том,
что скромное старое здание театра, где шло прощание, пропустит сквозь себя хоть
малую толику скорбящих. Но люди стояли.
К началу второго часа ночи
стало безоговорочно ясно, что и проблеска надежд нет. И тогда люди стали
просить впереди стоящих передать туда, в театр цветы… Река цветов текла над
тысячами человеческих голов.
Слайд 24
Марина Влади в своей книге
«Владимир или прерванный полёт» пишет: «На улице бьёт в глаза яркий свет.
Волнуется людское море, растянувшееся на километры. И над толпой поднимается
твой голос- сотни людей взяли с собой магнитофоны и включили свои любимые
песни…»
Слайд 25
2 ведущий: Вот уже много лет беспрерывный поток людей идет к его
могиле. Люди кладут сюда букеты, приносят яблоки, пироги, оставляют свою
гитару. Могила поэта Владимира Высоцкого в самом центре Москвы стала местом
паломничества миллионов людей.
Многие из его лучших
стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня, больше
тридцати лет спустя, они звучат современно, продолжая, как говорил поэт
«входить не только в уши, но и в души».
· «Я не люблю» (песня) – гиперссылка со слайда
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.