Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Причины преступления Р.Раскольникова
Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа: « Это психологический отчет одного преступления…Молодой человек, исключенный из числа студентов, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты».
2 слайд
Роман был создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.
3 слайд
Причины преступления Р.Раскольникова
Ф.М.Достоевский выделил две группы причин, толкнувших героя на убийство старухи-процентщицы.
4 слайд
Социальные причины
1. Крайняя степень бедности героя.
«Он был задавлен бедностью…»,
« …он был до того худо одет…»,
« второй день, как уж он почти совсем ничего не ел…»,
« с ненавистью посмотрел на свою каморку…».
5 слайд
2.История семьи Мармеладовых
« много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать…»,
«Софья Семеновна желтый билет вынуждена была получить…».
6 слайд
3. Страх за судьбу матери и сестры
« к Дуне посватался жених, и она уже успела дать свое согласие…»,
«человек от благонадежный и обеспеченный…уже имеет свой капитал…».
4. Одиночество героя
«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу…», «был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен!»
7 слайд
Не для того, чтобы матери помочь я убил –вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!... не столько деньги мне нужны были, как другое…
(из романа)
8 слайд
Философские причины
1. Теория «сильной личности», позволяющей себе «кровь по совести».
По мнению Раскольникова, все люди : «…по закону природы, разделяются вообще на два разряда : на низший (обыкновенных) , то есть. Так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»
9 слайд
Черты людей, принадлежащих к двум разрядам
Необыкновенные
имеют право разрешить себе совершить преступление;
имеют право разрушения
настоящего во имя лучшего будущего;
двигают мир и ведут его к цели.
Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал.
Обыкновенные
люди консервативные, живут в послушании;
любят быть послушными;
обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного;
обязаны приумножать мир численно.
Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления.
10 слайд
Основные формулы теории Р.Раскольникова
«За одну жизнь- тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения…».
«Одна смерть и сто жизней взамен».
Р. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей.
11 слайд
2. Желание доказать собственную «необыкновенность».
«Обыкновенный» или «необыкновенный» человек он сам- вот вопрос, который волнует Раскольникова более всего: «…тварь ли я дрожащая, или право имею…»,
«вошь ли я, как все, или человек…»
12 слайд
Проверь себя
Преступление Р.Раскольникова заключалось в том, что он_____. На это его подтолкнули ____ и _____причины. Бедность самого героя и членов его семьи можно отнести к ______причинам. Но они не являются определяющими. Более важными для понимания случившегося являются _____причины. К ним относятся:
1) теория_______
2) желание _____.
Таким образом, _______старухи-процентщицы стало своеобразной______Ракольникова.
Смог ли Раскольников пройти ее?
13 слайд
«Я не человека убил, а принцип убил. Принцип-то я убил, а переступить –то не переступил, на этой стороне остался…»
Основной вывод
Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
Роман «Преступление и наказание» убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственные заблуждения и утрата человечности ведут к преступлению.
14 слайд
Информационные источники
Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001.
Сараскина Л. Достоевский. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2012.
Белкин М. Читая Достоевского и Чехова. М.: Просвещение, 1973.
Волкова Л.Д. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1971.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация используется на уроке по изучению романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в качестве иллюстративного материала при изучении причин, толкнувших героя на убийство старухи-процентщицы. Студентам в доступной форме объясняется наличие двух групп таких причин: социальные и философские. Каждая группа причин включает в себя основные положения, подтвержденные цитатами из текста.
6 661 964 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Денисова Байрта Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.