Тема:
«Прирожденные разрушители»
Ход
урока.
1. Психологический
настрой.
Доброе
утро, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, гостей на нашем уроке.
Учащиеся
поворачиваются к гостям.
- Пусть для всех нас сегодня урок будет добрым и разбудит в
каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг
друга. Начинаем наш урок!
2. Постановка проблемы.
-
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет земных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
-
В этой экосистеме больше всего чудес и неразгаданных тайн. Какую экосистему вы
видите на экране?
-
Давайте попробуем сегодня разгадать еще одну тайну лесной экосистемы. Но
сначала проверим, что вы помните о лесной экосистеме.
1.
Тест «Лесная экосистема».
§ Лес
называют экосистемой, потому что…
а)
в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
б)
весь лес – от верхушек деревьев до земли заселён животными;
в)
лес – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы
поддерживают круговорот веществ.
·
В лесу растения образуют ярусы…
а)
верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кусты;
б)
верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи, лишайники;
в)
верхний – деревья, средний – травы, нижний – кустарники.
·
В лесной подстилке живут…
а)
бактерии, насекомые и их личинки;
б)
ежи, кроты, землеройки;
в)
божьи коровки, жуки-короеды, мыши.
·
Санитарами леса являются…
а)
пчёлы, кабаны, сойка;
б)
жуки-навозники, могильщики, дятел;
в)
жужелицы, кузнечики, жуки-короеды.
·
Какая цепь питания соответствует лесному сообществу?
а)
жёлуди мыши совы;
б)
мятлик мыши совы;
в)
дафния карась щука.
-
Почему лесная экосистема может существовать бесконечно долго?
Определите,
о какой части экосистемы идёт речь. (Ученики читают свойства и отвечают)
Выделяют
кислород
Поглощают
углекислый газ
Создают
органические вещества
Растут
Размножаются
(растения-производители)
Поглощают
кислород
Заглатывают
пищу
Двигаются
Растут
Размножаются
(животные-потребители)
Какую
группу живых организмов мы не назвали? Мусорщики (разрушители).
Назовите,
каких представителей этой группы вы знаете. (Насекомые, бактерии,
микробы, грибы, рак.)
3.
Постановка цели и задач урока
Сегодня
на уроке мы будем говорить о разрушителях, а о каком именно, отгадайте:
Под
сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка
есть, но нет ботинка,
Шляпка
есть – нет головы?
(Гриб).
Сформулируйте
тему урока. (Грибы природные разрушители)
-
Прежде чем мы выясним, к какой группе живых организмов относятся грибы,
поиграем.
Игра
«Верите ли вы…» (Приложение 1)
·
Что гриб-это растение
·
Гриб может разрушить дом
·
Нет грибов - нет хлеба
·
Грибами можно лечить
·
Грибы – ядовитые
·
Плесень – это гриб
Каждый
ученик в индивидуальной таблице отвечает: «да» или «нет».
-
Проверим правильность ваших ответов в конце урока.
2). Инсценировка диалога Лены и Миши.
- В чем противоречие?
- Лена считает, что грибы - это растения, а Миша говорит, что
животные.
- Какой возникает вопрос?
- Что такое грибы?
- А как вы думаете, что такое грибы?
(Грибы - не растения, потому что не вырабатывают кислород и
органические вещества, нет стебля, листьев, цветов. Грибы – не животные, потому
что они не двигаются, не заглатывают пищу).
- Откройте учебник страница 120. Прочитайте 1 абзац. Сравните
свои выводы. Что такое грибы?
- Они представители царства грибов.
-
Чем похожи грибы на растения? Давайте найдем общие признаки.
-
Чем похожи грибы на животных?
-
Но не все признаки растений и животных можно отнести к грибам.
-
Из этого следует какой вывод?
-
Грибы – это не растения и не животные. Они образуют отдельное царство.
- Мы с вами
сегодня посетим это царство.
Чем
похожи грибы на растения? Как растут? (Грибы, как и растения, растут
постоянно.)
Чем
грибы отличаются от растений? (Грибы - не растения, потому что не
вырабатывают кислород и органические вещества, нет стебля, листьев, цветов).
Чем
похожи грибы на животных? Как питаются? (Грибы питаются готовыми
органическими веществами.)
Чем
грибы отличаются от животных? (Грибы – не животные, потому что они не
двигаются, не заглатывают пищу).
Вывод:
Грибы – это растения или животные?
Мы
познакомились с царством растений и с царством животных. Грибы не относятся ни
к тому, ни к другому. Они – представители царства грибов.
Изучение
нового
Работа в
группах
-
Рассмотрите строение гриба и подпишите его части.
- Смогли ли
полностью выполнить задание? Почему? (Не знаем все его части)
- Какие
части вы смогли подписать? (Шляпка и ножка)
Проблемный
вопрос
- Как
называется часть, которая находится в почве? (Мы не знаем)
- Найдите в
учебнике с. 120. (Грибница)
- Что такое
грибница? (Длинные тонкие разветвлённые нити)
- Сколько
грибов нарисовано на рисунке?
-
Прочитайте об этом в учебнике. (1, один организм)
- Что
образует организм? (Три плодовых тела, состоящих из туго скрученных нитей грибницы,
как из ваты)
- Как
размножается гриб? (На плодовых телах созревают мелкие споры, споры
разлетаются).
- Что
происходит с плодовыми телами? ( Они отмирают)
- Что
произойдёт с грибницей? (Она продолжит свою незаметную подземную жизнь)
Работа
в группах
- Назовите, какие тела вы видите.
Учащиеся называют: дрожжи, грибы,
трутовик, плесень, лекарство.
- Что объединяет все эти предметы? (Приём
“Корзина идей”: учащиеся высказывают свои предположения).
-Какую
проблему мы решали сегодня на уроке?
( !? Гриб – это растение или
животное?)
-
К какому же выводу вы пришли? Почему?
Игра
«АУКЦИОН»
Грибы
это не растения и не животные; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это
тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают
лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб!
-Сравните
свои ответы в табличке «Верите ли вы» с полученными знаниями, сделайте выводы:
что вы узнали нового.
К
сожалению, отравление грибами – не редкий случай. Поэтому нужно научиться
оказывать первую помощь, как себе, так и тем, кто находится рядом с вами. Так
как первая помощь играет большую роль в спасении жизни больного.
Первые
симптомы отравления проявляются примерно через 2 часа, это обильный жидкий
стул, схваткообразные боли в желудке, приступы рвоты, недомогания.
Расставьте
номера, в таком порядке, как нужно оказывать первую помощь при отравлении
грибами. (Приложение 5)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.