Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Способы передачи
чужой речи
Выполнила:
преподаватель
ФГБОУ ВО РГУПС
Мельникова Н.И.
2 слайд
Цель урока
Вспомнить все известные способы передачи чужой речи
Закрепить навыки расстановки знаков препинания в предложениях, передающих чужую речь
3 слайд
Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим.
М.Горький
4 слайд
Чужая речь
может передаваться
с помощью :
Прямой речи
Косвенной речи
Вводных слов
4. Дополнения с предлогом О
5 слайд
1.«Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио. (прямая речь)
2.По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. (СПП с косвенной речью)
3. Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. (с вводными конструкциями)
4. По радио сообщили о возможных осадках. (дополнение с О)
6 слайд
Определите в предложениях способ передачи чужой речи.
Мне рассказали о прилёте журавлей.
Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.
Дополнение с О
СПП с косвенной речью
Вводная конструкция
Прямая речь
7 слайд
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи.
Косвенная речь – это передача чужого высказывания не дословно, а в измененном виде.
Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
8 слайд
А : « П ». 4) « П », - а.
2) А : « П! » 5) « П !» - а.
А : « П?» 6) « П ?» - а.
7) « П, - а, - п».
8) « П, - а. - П».
9) « П ?(!...) – а. – П?»
Оформление прямой речи на письме
9 слайд
Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.
1. Стой, братцы, стой кричит Мартышка погодите.
2.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
3.Учитель спросил ребят о том кто из них дежурит.
4.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
5.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
6.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
7.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
1
4
5
7
10 слайд
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)
Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
1) «П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
2
11 слайд
Расставьте знаки препинания в предложениях
1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
12 слайд
Автор, передающий чужую речь, использует для этого:
1. глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;
2. глаголы с указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;
3. глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.
13 слайд
Функции прямой речи
Прямая речь широко используется в художественной литературе: служит средством речевой характеристики персонажа.
В публицистике выполняет информативную и эмоционально-экспрессивную функции: является средством передачи информации, усиливает эффект достоверности, документальности. Журналисты цитируют призывы, лозунги, выдержки из документов, подчеркивая важность своих утверждений, усиливая выразительность речи.
В научной прозе она имеет вид цитат, которые призваны развивать, аргументировать, подтверждать мысль автора.
В официально-деловых текстах точность представленной информации может подтверждаться цитатным изложением содержания каких-либо законов, указов, положений.
14 слайд
Тест
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
15 слайд
Проверка
1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»
А : «П!»
2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. «П», – а.
3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» «П, – а, – п?»
4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» «П! – а. – П?»
5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» А: «П?»
6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».
«П, - а, - п».
16 слайд
Сравните предложения с прямой и косвенной речью
17 слайд
Выводы
Всегда следует после авторских слов
Представляет СПП с придаточным изъяснительным
В повествовательном - союз ЧТО
В побудительном – союз ЧТОБЫ
В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО
Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.
Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора
18 слайд
Замените прямую речь косвенной
1.«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
2.Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».
3.«В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
4.«На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.
19 слайд
Задание
Найдите речевые и пунктуационные ошибки и исправьте их:
1. Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»
2. Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.
3. Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище.
20 слайд
Диалог
Разговор двух или
нескольких лиц,
объединенный общей темой
Состоит из реплик – высказываний участников разговора
Каждая реплика пишется с красной строчки, с тире, с большой буквы
Знаки при словах автора ставятся те же, что и в предложениях с прямой речью
21 слайд
Пример диалога
- Артиста Воланда можно попросить? - сладко спросил Варенуха.
- Они заняты, - ответила трубка дребезжащим голосом, - а кто спрашивает?
- Администратор Варьете Варенуха.
- Иван Савельевич? - радостно вскричала трубка. - Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
- Мерси, - изумлённо ответил Варенуха, - а с кем я говорю?
- Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, - трещала трубка, - весь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
(М.Булгаков)
22 слайд
Стихотворение
Р. Рождественского
- Отдать тебе любовь?
- Отдай!
- Она в грязи...
- Отдай в грязи!..
- Я погадать хочу...
- Гадай.
- Еще хочу спросить...
- Спроси!..
- Допустим, постучусь...
- Впущу!
- Допустим, позову...
- Пойду!
- А если там беда?
- В беду!
- А если обману?
- Прощу!
23 слайд
Цитата
- это чужое дословное высказывание, приводимое для подтверждения или разъяснения своей мысли.
24 слайд
1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка».
2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
25 слайд
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Закрой глаза. Представь. Сейчас родится стих
из ничего... Из звезд, обрывков разговора,
из ветра за окном, метели, снов твоих.
Ты подожди чуть-чуть... Еще немного... Скоро.
(Влад Снегирёв)
26 слайд
Процитируйте разными способами!
Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко, русский писатель)
27 слайд
Проверяем!
П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача».
П.А. Павленко, русский писатель, считал, что «вовремя прочитанная книга – огромная удача».
П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «… прочитанная книга – огромная удача».
28 слайд
Найдите неправильный способ цитирования.
А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что «у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».
3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».
4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
2
29 слайд
ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»
1. Предложение с косвенной речью представляет собой:
1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— п». недостаёт:
1) точки;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.
30 слайд
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидается похолодание.
1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости», — сказала Валя. необходимо употребить:
1) союз что;
2) союз-частицу ли;
3) союз чтобы.
31 слайд
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сами читатели.
2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
1) «П»,— а.
2) «П,— а.— П».
3) «П,— а,— п».
32 слайд
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку.»
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде», — подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3) Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
33 слайд
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
34 слайд
Ключи к тесту:
1-3;
2-2;
3-2;
4-1;
5-2;
6-2;
7-2;
8-2;
9-1;
10-4
35 слайд
Домашнее задание:
написать мини-сочинение на тему «Роль книги в жизни человека», используя для подтверждения своих мыслей цитаты.
36 слайд
Чужая речь
Прямая речь
Косвенная речь
диалог
цитата
37 слайд
У нас всё получилось.
Молодцы!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 564 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мокроусов Дмитрий Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.