Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку "Способы передачи чужой речи"(для СПО)

Презентация по русскому языку "Способы передачи чужой речи"(для СПО)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку "Способы передачи чужой речи"(для СПО)"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Способы передачи 
чужой речиВыполнила:
преподаватель 
ФГБОУ ВО РГУПС
Мельнико...

    1 слайд

    Способы передачи
    чужой речи
    Выполнила:
    преподаватель
    ФГБОУ ВО РГУПС
    Мельникова Н.И.

  • Цель урокаВспомнить все известные способы передачи чужой речи 
Закрепить навы...

    2 слайд

    Цель урока
    Вспомнить все известные способы передачи чужой речи
    Закрепить навыки расстановки знаков препинания в предложениях, передающих чужую речь

  • Нет силы более могучей, чем  знание; человек, вооруженный знанием, - непобеди...

    3 слайд

    Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим.
    М.Горький

  • Чужая речь
 может передаваться
 с помощью :  Прямой речи
  Косвенной речи
  В...

    4 слайд

    Чужая речь
    может передаваться
    с помощью :
    Прямой речи
    Косвенной речи
    Вводных слов
    4. Дополнения с предлогом О

  • 1.«Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио. (прямая речь)

2.По радио с...

    5 слайд

    1.«Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио. (прямая речь)

    2.По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. (СПП с косвенной речью)

    3. Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. (с вводными конструкциями)

    4. По радио сообщили о возможных осадках. (дополнение с О)

  • Определите в предложениях способ передачи чужой речи.

Мне рассказали о прилё...

    6 слайд

    Определите в предложениях способ передачи чужой речи.

    Мне рассказали о прилёте журавлей.

    Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.

    По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
    4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.
    Дополнение с О
    СПП с косвенной речью
    Вводная конструкция
    Прямая речь

  • Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.

Предложения с прямой...

    7 слайд

    Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.

    Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи.





    Косвенная речь – это передача чужого высказывания не дословно, а в измененном виде.

    Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

  • А : « П ».                             4) « П », - а.
2) А : « П! »...

    8 слайд

    А : « П ». 4) « П », - а.
    2) А : « П! » 5) « П !» - а.
    А : « П?» 6) « П ?» - а.

    7) « П, - а, - п».
    8) « П, - а. - П».
    9) « П ?(!...) – а. – П?»

    Оформление прямой речи на письме

  • Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания....

    9 слайд

    Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.
    1. Стой, братцы, стой кричит Мартышка погодите.
    2.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
    3.Учитель спросил ребят о том кто из них дежурит.
    4.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
    5.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
    6.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
    7.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
    1
    4
    5
    7

  • Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)...

    10 слайд

    Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)

    Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

    1) «П!- а.- П!»
    2) «П,- а,- п!»
    3) «П»,- а,- «п!»
    4) «П,- а,- п»!


    2

  • Расставьте знаки препинания в предложениях

1) Простите меня пожалуйста загов...

    11 слайд

    Расставьте знаки препинания в предложениях

    1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.
    2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.
    3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
    4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

  • Автор, передающий чужую речь, использует для этого:
1. глаголы речи, мысли: с...

    12 слайд

    Автор, передающий чужую речь, использует для этого:
    1. глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;
    2. глаголы с указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;
    3. глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.

  • Функции прямой речиПрямая речь широко используется в художественной литератур...

    13 слайд

    Функции прямой речи
    Прямая речь широко используется в художественной литературе: служит средством речевой характеристики персонажа.

    В публицистике выполняет информативную и эмоционально-экспрессивную функции: является средством передачи информации, усиливает эффект достоверности, документальности. Журналисты цитируют призывы, лозунги, выдержки из документов, подчеркивая важность своих утверждений, усиливая выразительность речи.

    В научной прозе она имеет вид цитат, которые призваны развивать, аргументировать, подтверждать мысль автора.

    В официально-деловых текстах точность представленной информации может подтверждаться цитатным изложением содержания каких-либо законов, указов, положений.


  • Тест
 1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
 2. Я в театр не пойду //...

    14 слайд

    Тест
    1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
     2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
     3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
     4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
      5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
      6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

  • Проверка
1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» 
А : «П!»
2. «Я в теат...

    15 слайд

    Проверка
    1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»
    А : «П!»
    2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. «П», – а.
    3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» «П, – а, – п?»
    4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» «П! – а. – П?»
    5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» А: «П?»
    6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».
    «П, - а, - п».

  • Сравните предложения с прямой и косвенной речью

    16 слайд

    Сравните предложения с прямой и косвенной речью

  • ВыводыВсегда следует после авторских слов Представляет СПП с придаточным изъя...

    17 слайд

    Выводы
    Всегда следует после авторских слов
    Представляет СПП с придаточным изъяснительным
    В повествовательном - союз ЧТО
    В побудительном – союз ЧТОБЫ
    В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО
    Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.
    Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора

  • Замените прямую речь косвенной

 1.«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствова...

    18 слайд

    Замените прямую речь косвенной

    1.«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
    2.Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».
    3.«В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
    4.«На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

  • Задание
 Найдите речевые и пунктуационные ошибки и исправьте их:

  1. Уж ско...

    19 слайд

    Задание
    Найдите речевые и пунктуационные ошибки и исправьте их:

    1. Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»
    2. Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.
    3. Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище.

  • ДиалогРазговор двух или 
 нескольких лиц,
 объединенный общей темой
Состоит и...

    20 слайд

    Диалог
    Разговор двух или
    нескольких лиц,
    объединенный общей темой
    Состоит из реплик – высказываний участников разговора
    Каждая реплика пишется с красной строчки, с тире, с большой буквы
    Знаки при словах автора ставятся те же, что и в предложениях с прямой речью

  • Пример диалога
 - Артиста Воланда можно попросить?  -  сладко спросил Варенух...

    21 слайд

    Пример диалога
    - Артиста Воланда можно попросить? - сладко спросил Варенуха.
    - Они заняты, - ответила трубка дребезжащим голосом, - а кто спрашивает?
    - Администратор Варьете Варенуха.
    - Иван Савельевич? - радостно вскричала трубка. - Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
    - Мерси, - изумлённо ответил Варенуха, - а с кем я говорю?
    - Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, - трещала трубка, - весь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
    (М.Булгаков)

  • Стихотворение 
Р. Рождественского- Отдать тебе любовь?
- Отдай!
- Она в грязи...

    22 слайд

    Стихотворение
    Р. Рождественского
    - Отдать тебе любовь?
    - Отдай!
    - Она в грязи...
    - Отдай в грязи!..
    - Я погадать хочу...
    - Гадай.
    - Еще хочу спросить...
    - Спроси!..
    - Допустим, постучусь...
    - Впущу!
    - Допустим, позову...
    - Пойду!
    - А если там беда?
    - В беду!
    - А если обману?
    - Прощу!

  • Цитата- это чужое дословное высказывание, приводимое для подтверждения или ра...

    23 слайд

    Цитата
    - это чужое дословное высказывание, приводимое для подтверждения или разъяснения своей мысли.

  • 1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора....

    24 слайд

    1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

    «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка».

    2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

    Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».
    В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

  • 3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных с...

    25 слайд

    3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

    Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»


    4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

    Закрой глаза. Представь. Сейчас родится стих
    из ничего... Из звезд, обрывков разговора,
    из ветра за окном, метели, снов твоих.
    Ты подожди чуть-чуть... Еще немного... Скоро.
    (Влад Снегирёв)

  • Процитируйте разными способами!Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П...

    26 слайд

    Процитируйте разными способами!
    Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко, русский писатель)

  • Проверяем!П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «Вовремя прочитанная кн...

    27 слайд

    Проверяем!
    П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача».
    П.А. Павленко, русский писатель, считал, что «вовремя прочитанная книга – огромная удача».
    П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «… прочитанная книга – огромная удача».

  • Найдите неправильный способ цитирования.

А.Т.Твардовский писал: «У каждого и...

    28 слайд

    Найдите неправильный способ цитирования.

    А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

    2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что «у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».

    3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».

    4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
    2

  • ТЕСТ  по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью...

    29 слайд

    ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»

    1. Предложение с косвенной речью представляет собой:
    1) простое предложение;
    2) сложносочинённое предложение;
    3) сложноподчинённое предложение;
    4) простое осложнённое предложение.

    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— п». недостаёт:
    1) точки;
    2) запятой;
    3) вопросительного знака;
    4) восклицательного знака.

  • 3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что за...

    30 слайд

    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
    По радио сообщили, что завтра ожидается похолодание.
    1) Предложение с прямой речью;
    2) предложение с косвенной речью;
    3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
    4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости», — сказала Валя. необходимо употребить:
    1) союз что;
    2) союз-частицу ли;
    3) союз чтобы.

  • 5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Го...

    31 слайд

    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
    1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сами читатели.
    2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
    3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
    1) «П»,— а.
    2) «П,— а.— П».
    3) «П,— а,— п».

  • 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мн...

    32 слайд

    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
    2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку.»
    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде», — подумал Павел.
    4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
    3) Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
    4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

  • 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «...

    33 слайд

    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
    2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
    3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
    4) И боец сказал: «Понятно!»

    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
    2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
    3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
    4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

  • Ключи к тесту: 
1-3; 
2-2;
3-2;
4-1;
5-2;
6-2; 
7-2; 
8-2; 
9-1; 
10-4

    34 слайд

    Ключи к тесту:
    1-3;
    2-2;
    3-2;
    4-1;
    5-2;
    6-2;
    7-2;
    8-2;
    9-1;
    10-4

  • Домашнее задание:написать мини-сочинение на тему «Роль книги в жизни человека...

    35 слайд

    Домашнее задание:
    написать мини-сочинение на тему «Роль книги в жизни человека», используя для подтверждения своих мыслей цитаты.

  • Чужая речьПрямая речьКосвенная речьдиалогцитата

    36 слайд

    Чужая речь
    Прямая речь
    Косвенная речь
    диалог
    цитата

  • У нас всё получилось.
Молодцы!

    37 слайд

    У нас всё получилось.
    Молодцы!

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 564 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.09.2020 706
    • PPTX 3 мбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мокроусов Дмитрий Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мокроусов Дмитрий Евгеньевич
    Мокроусов Дмитрий Евгеньевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80146
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе