Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Докажите, что общество – это система.
Докажите, что общество - динамичная система.
Докажите, что человек – биосоциальное существо.
2 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение: содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.
3 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Назовите отличительные черты деятельности человека
4 слайд
Выполнение тестовой работы (время выполнения 10 минут)
5 слайд
Эпиграф урока:
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ум!
?
6 слайд
«Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может»
древний мудрец Саади
7 слайд
Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
«Знание –сила»
8 слайд
Познание как деятельность
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей.
9 слайд
«Знание-сила» (Ф.Бэкон)
Деятельность человека основана на использовании знаний, накопленных человечеством
Знания человечества
Деятельность
10 слайд
Что такое познание?
Где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий нас мир? Можем ли мы познать самих себя?
11 слайд
Цель:
Ознакомиться особенностями познавательной деятельности.
12 слайд
Познание
Получение знаний
13 слайд
Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание – это процесс получения знания.
14 слайд
Задание №1
Охарактеризуйте компоненты (элементы) познавательной деятельности.
15 слайд
Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
16 слайд
Задание №2
Используя учебник стр. 58-59, соотнесите философское учение и его сущность
17 слайд
Познание мира
АгностицизмГносеологияКонвенциализм
Отвергают возможность познания мира,
Выражают сомнения, что все знания о мире носят объективный характер,
Познание не дает достоверного знания о мире,
Утверждают принципиальную возможность познания мира,
Не отрицают принципиальную возможность познания
Утверждают возможность получения достоверных знаний о мире
18 слайд
АгностицизмГносеология Конвенциализм
(1,3)(4, 6)(2, 5)
19 слайд
Познаваем ли мир
АГНОСТИЦИЗМ-( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
(агностики)
КОНВЕНЦИАЛИЗМ- ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО.
20 слайд
Познаваем ли мир
21 слайд
Словарь
Гносеология –теория познания (знание о знании)
22 слайд
Задание №3
Прослушав текст, выписать в тетрадь уровни познания, назвать формы каждого уровня.
23 слайд
Проверь себя.
Закончите схему «Фомы познания»
24 слайд
Формы познания
Чувственное
В форме ощущений, восприятий и представлений.
Рациональное (логическое)
Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
25 слайд
Ступени познания
Чувственное
Низшая ступень познания.
Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Познание через чувственные образы (представления).
Рациональное (логическое)
Высшая ступень познания.
Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
Основной инструмент – разум и мышление.
Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
26 слайд
Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.
27 слайд
Формы чувственного познания
28 слайд
Формы рационального познания
29 слайд
1. Дерево возле дома
3. Кузнечик зелёный
2. Бабочки
4. Пошёл дождь и земля промокла
5. Все млекопитающие – животные.
Все кошки – млекопитающие.
Кошки – животные.
Определите уровни рационального познания
30 слайд
Кража - уголовное преступление.
Грабеж - уголовное преступление.
Разбой — уголовное преступление.
Кража, грабеж, разбой - преступления против собственности.
Следовательно, все преступления против собственности – уголовные преступления.
Верное умозаключение?
?
31 слайд
Буратино, вот у тебя 3 яблока. Одно яблоко ты отдал Пьеро - сколько у тебя осталось яблок?
- Три! Потому что Пьеро яблоко я не дам.
Верное умозаключение?
?
32 слайд
Ребенка перевели в другую школу, его успеваемость повысилась - следовательно, новая школа действительно лучше старой. Верное умозаключение?
Верное умозаключение?
?
33 слайд
Задание: На основе приведённых фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного образа.
Пчёлы не воспринимают красного цвета, но воспринимают ультрафиолетовое излучение. У гремучих змей есть особое «тепловое зрение», с помощью которого они воспринимают инфракрасные лучи. Собаки видят окружающий мир в черно-белом цвете.
Дети и взрослые по-разному воспринимают размеры предметов, расстояние между ними и т. п.
34 слайд
Ответ:
Особенности наших органов чувств,
Индивидуальный опыт,
3. Культурно-исторический опыт.
35 слайд
Виды познавательной деятельности
В СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ ПОЗИЦИИ СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ.
СЕНСУАЛИСТЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВЯТ ЧУВСТВЕННУЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ, А РАЦИОНАЛИСТЫ ПРИЗНАЮТ ТОЛЬКО РАЗУМ.
ПРИЗНАНО , ЧТО ЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
36 слайд
Сенсуализм – Основной способ познания – чувственное восприятие
Рационализм – Источником знаний является разум, чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную
37 слайд
Задание: Определите, к какому направлению – рационализму или сенсуализму – принадлежат авторы следующих высказываний. Свой выбор обоснуйте.
Сенека: Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идёт вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства – общие с животными и растениями».
Н. Рерих: «Истина не познаётся расчётами. Лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, не смотря ни на что, ведёт человечество к восхождению»
38 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Продолжи
Процесс получения знания -……..
39 слайд
Продолжи
Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека - ……..
40 слайд
Продолжи
Философское учение, отрицающее возможность познания - ………..
41 слайд
Продолжи
Философское учение, не отрицающее возможность познания мира - ……
42 слайд
Продолжи
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний - …….
43 слайд
Продолжи
Направление в теории познания, признающее разум источником знаний - …….
44 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Изобразите схему «Основные формы познания»
45 слайд
46 слайд
47 слайд
Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое отражает действительность. КАК НАЙТИ ИСТИНУ?????
48 слайд
49 слайд
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Какое знание следует считать истинным?
В какой мере оно доступно познающему человеку?
Какими способами достигается?
50 слайд
РАБОТА С ПРИТЧЕЙ
Давным –давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: « Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».
Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.
Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.
Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющим на гитаре и смотрел на него пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.
И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец-то, он понял послание колодца: НАМ УЖЕ ДАНО ВСЕ, В ЧЕМ МЫ НУЖДАЕМСЯ. Наша задача – собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.
51 слайд
Как вы поняли смысл притчи?
Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?
Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
52 слайд
«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Позиция Аристотеля
53 слайд
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» ( критика позиции Протагора Аристотелем)
54 слайд
Задание: Прочитайте нижеприведённые определения истины. Какое из них вам представляется наиболее точным? Свой выбор аргументируйте.
Истина – это то, во что человек верит.
Истина – это верное, правильное отражение действительности в мыслях.
Истина – это незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина – это те выводы, с которыми согласны все.
Истина – это соответствие наших знаний о предмете самому предмету
55 слайд
Истина – соответствие полученных знаний действительности
56 слайд
57 слайд
Истина
Объективная
не зависит от человека, существует в объективной реальности
Субъективная
устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)
Это люди
Она красивая
58 слайд
Истина
АБСОЛЮТНАЯ
Полное, исчерпывающее, достоверное знание; не может быть опровергнуто в будущем
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
Неполное, ограниченное знание
Практически невозможно
Человек смертен
59 слайд
ВИДЫ ИСТИНЫ
Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?
Достижимо ли такое знание?
Прокомментируйте притчу:
Однажды мастер сказал своим ученикам:
- В мире нет абсолютной истины:
Один из учеников спросил:
А эта истина абсолютна?
Конечно же, нет, - улыбнулся мастер.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ МАТЕМАТИКИ, КОГДА, АБСОЛЮТНЫЕ ИСТИНЫ НЕ ВЫДЕРЖИВАЛИ ПРОВЕРКИ ВРЕМЕНЕМ.
60 слайд
Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
61 слайд
Относительная истина
На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
62 слайд
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
63 слайд
Критерии истины
ИСТИНА
Эмпирики: источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
Рационалисты: критерием истины является разум
Конвенционалистические теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач.
64 слайд
Критерии истины
Критерии
Субъективные
Внутренняя согласованность мысли (логика )
Полезность людям (прагматизм)
Общезначимость
Ясность и очевидность
Объективные
Практика
65 слайд
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности - теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ?
Отказ от идеи
развития знания
66 слайд
Домашнее задание
Параграф 6, выписать в тетрадь особенности научного познания. Записи в тетради выучить
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 508 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гусакова Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.