Инфоурок ИЗО, МХК ПрезентацииПрезентация по МХК "Романтический идеал и его воплощение в музыке"

Презентация по МХК "Романтический идеал и его воплощение в музыке"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по МХК "Романтический идеал и его воплощение в музыке""

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РОМАНТИЗМРОМАНТИЧЕСК ИЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В МУЗЫКЕ

    1 слайд

    РОМАНТИЗМ
    РОМАНТИЧЕСК ИЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В МУЗЫКЕ

  • «Сфера романтизма – «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственн...

    2 слайд

    «Сфера романтизма – «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах творимых фантазиею».
    (В.Г.Белинский)



     
    «Романтизм – принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии – его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии – в жизни».
    (В.Г.Белинский)

  • На рубеже XVIII-XIX столетий господствующим направлением в художественной кул...

    3 слайд

    На рубеже XVIII-XIX столетий господствующим направлением в художественной культуре стал романтизм. Его зарождение было связано с крушением идеалов Просвещения и разочарованием в итогах Великой Французской революции. Вера в торжество разума и справедливости исчезла, интерес к героическому и в жизни, и в искусстве иссяк, чувство беспомощности перед окружающим миром возросло.
    Мучительный разлад между идеалом и действительностью обусловил стремление индивида укрыться от реальной жизни. Прибежищем могло стать опоэтизированное прошлое, которое почти всегда ассоциировалось со Средневековьем, или мир фантастических грёз. Им могли стать экзотические страны, не тронутые цивилизацией и потому остающиеся местом, где можно обрести духовную свободу. Но в любом случае это было стремление к прекрасной мечте, к пересозданию реальности с помощью творческой фантазии.

  • Реализация мечты была доступна лишь художнику с его гениальной интуицией и то...

    4 слайд

    Реализация мечты была доступна лишь художнику с его гениальной интуицией и тонким мироощущением. Французский поэт-романтик Альфред де Мюссе (1810-1857) написал стихотворение, ставшее гимном романтизма, где судьба творческой личности, страдания и гибель которой предрешены, сравнивается с участью обреченной на смерть птицы, кормящей птенцов собственной кровью.

  • Романтический идеал предполагал культ сильных страстей, а наиболее полный вых...

    5 слайд

    Романтический идеал предполагал культ сильных страстей, а наиболее полный выход стихия чувств могла найти в музыке. Только музыке была подвластна передача тонких психологических нюансов – иронии, томления, скепсиса, меланхолии. Только музыка могла выразить ту страстность, с которой романтики искали ответы на вопросы: «Что есть добро и зло?», «Что есть мир?», «Что есть душа человека?». Возникло даже такое понятие, как романтическая интонация вопроса.

  • Характерным для музыки романтизма стало:Обращение к теме любви, которая всегд...

    6 слайд

    Характерным для музыки романтизма стало:
    Обращение к теме любви, которая всегда смыкалась с темой одиночества и скитаний.
    Обращение к природе, которая либо соответствовала чувствам героя, либо противопоставлялась им.
    Обращение к литературным источникам и фольклору, которые затрагивали вечные вопросы бытия.

  • Наряду с жанром песни, выдвинувшимся на первый план, появились такие новые жа...

    7 слайд

    Наряду с жанром песни, выдвинувшимся на первый план, появились такие новые жанры, как экспромт, музыкальный момент.
    Обращение к фольклору обусловило формирование национальных композиторских школ.
    Они представлены:
    Франц Шуберт в Австрии,
    Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Якоб Людвиг Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс в Германии,
    Гектор Берлиоз во Франции,
    Джоаккино Россини в Италии,
    Ференц Лист в Венгрии,
    Эдвард Григ в Норвегии,
    Фредерик Шопен в Польше.

  • Франц Шуберт (1797-1828)Одним из первых романтиков в музыке считается австрий...

    8 слайд

    Франц Шуберт (1797-1828)
    Одним из первых романтиков в музыке считается австрийский музыкант Франц Шуберт. Главное место в его творчестве заняли песни. Они не только составляли вокальные циклы, но и являлись основой сонат, симфоний, фортепианных миниатюр. Шуберт написал более шестисот песен, в том числе знаменитые песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песнь».

  • Этот переход от тоски к надежде, от надежды к разочарованию, использованный Ш...

    9 слайд

    Этот переход от тоски к надежде, от надежды к разочарованию, использованный Шубертом, к примеру, в песне «Весенний сон», не случайно называется «ложным просветлением». Особая красочность песни достигается благодаря звукоизобразительным приемам, к которым Шуберт прибег для иллюстрации текста
    Мне грезился луг веселый,
    Цветов разноцветный ковер,
    Мне снились поля и рощи,
    И птичек мне слышался хор.

    Пропел петух внезапно,
    Он сладкий сон прогнал,
    Кругом был мрак и холод,
    И ворон на крыше кричал.

    Но кто же там цветами
    Украсил мне окна все,
    Смешон, кто видит зимою
    День ясный во всей красе.

    (перевод С.Заяицкого)

  • Рихард Вагнер (1813-1883)Центральное место в наследии Рихарда Вагнера занимае...

    10 слайд

    Рихард Вагнер (1813-1883)
    Центральное место в наследии Рихарда Вагнера занимает опера. Реформируя оперу, он превратил ее в музыкальную драму, слив воедино музыкальное и драматическое действие. Поэтической основой музыкальной драмы он считал миф, лишенный всего случайного, выражающий вечное и бессмертное, а поэтому органично сочетающийся с музыкой. Одной из первых реформаторских опер стала опера «Тангейзер» (1845), в которой противопоставлены духовное и чувственное начала.

  • По легенде, поэт Тангейзер, став возлюбленным Венеры, поселяется вместе с ней...

    11 слайд

    По легенде, поэт Тангейзер, став возлюбленным Венеры, поселяется вместе с ней в сказочной «Венериной горе». Однажды, встретив в лесу рыцарей-миннезингеров (в средневековой Германии придворные поэты, исполняющие свои стихи под музыку), он едет с ними на поэтическое состязание о сущности любви. Певцы воспевают чистую духовную любовь, и лишь Тангейзер исполняет страстный гимн в честь любви чувственной, которую познал в гроте Венеры. Его изгоняют, и он вместе с пилигримами (странствующие богомольцы, паломники) отправляется в Рим с покаянием. Но папа Урбан налагает проклятие на грешника до тех пор, пока посох в его руке не расцветет. Удрученный Тангейзер умирает, а посох римского папы расцветает, обличая его недостойное жестокосердие.

  • 12 слайд

  • Борьба двух начал выразилась в музыке увертюры, построенной на главных темах...

    13 слайд

    Борьба двух начал выразилась в музыке увертюры, построенной на главных темах оперы. Духовную чистоту воплощают образы пилигримов, тема которых звучит как торжественный хорал, открывающий увертюру. Основной раздел увертюры воссоздает вакханалию в гроте Венеры, эта музыка полна чарующей красоты, неги и упоения. Мерцая и струясь, она рисует картину сбегающихся со всех сторон в неясном сумраке волшебного грота сатиров, фавнов, вакханок. Неистовый вакхический танец сменяется восторженным гимном, который рыцарь Тангейзер поет Венере. Страстность и неистовость звучания, достигнув крайнего предела, как бы окутывается густой мглой. Вновь возникает торжественная тема пилигримов. Постепенно разрастаясь, она достигает огромной силы в звучании всего оркестра. Ее мощное утверждение в конце увертюры создает впечатление торжественного апофеоза.

  • Гектор Берлиоз (1803-1869)Характерной чертой музыки романтизма является прогр...

    14 слайд

    Гектор Берлиоз (1803-1869)
    Характерной чертой музыки романтизма является программность – выражение идеи произведения в названии, сюжетной канве, литературном тексте. Гектор Берлиоз, к примеру, сам написал сюжетную канву к «Фантастической симфонии» (1830), посвященной его несчастной любви к актрисе Гарриет Смитсон.

  • Музыкальная тема, проходящая через всё произведение и вызывающая устойчивые а...

    15 слайд

    Музыкальная тема, проходящая через всё произведение и вызывающая устойчивые ассоциации либо с героем, либо с силами природы, либо с оттенками настроения, называется лейтмотивом. Из лейтмотива возлюбленной целиком вырастает музыка первой части симфонии – «Мечтания. Страсти». Во второй части «Бал» лейтмотив, звучащий среди изящного ля-мажорного вальса, означает встречу музыканта с предметом его грёз. В третьей части «Сцена в полях» действие разворачивается на фоне спокойной и приветливой природы. Умиротворенное душевное состояние героя длится, пока вновь зазвучавший лейтмотив возлюбленной не нарушает гармонию. В четвертой части «Шествие на казнь» лейтмотив возникает как последнее воспоминание о прекрасной женщине, которую герой убил. Пятая часть – мрачный фантасмагорический финал – называется «Сон в ночь шабаша». С потрясающей изобретательностью Берлиоз воссоздавал и мрачную, таинственную атмосферу ночи с бегущими по небу облаками, неверным светом луны, погребальным звоном колоколов, и сыплющуюся как из рога изобилия нечисть, прибывающую на шабаш, и неистовое вихревое кружение ведьм.

  • Иоганнес Брамс (1833-1897)Одно из главных мест в творчестве композиторов-рома...

    16 слайд

    Иоганнес Брамс (1833-1897)
    Одно из главных мест в творчестве композиторов-романтиков занимал фольклор. Даже Иоганнес Брамс, считавшийся приверженцем классических традиций, написал цикл «Венгерские танцы» (1868-1880), где заметно влияние венгерского фольклора. Для танцев характерно чередование медленных, эпически распевных и быстрых зажигательных эпизодов с пунктирным ритмом, который называли «кадансами со шпорами». Музыку отличают яркая патетичность, мелодическая орнаментика, экспрессия, возникающая подчас за счет так называемой цыганской гаммы.

  • Вопросы и заданияПочему образ Пеликана, бывший в средневековом искусстве алле...

    17 слайд

    Вопросы и задания
    Почему образ Пеликана, бывший в средневековом искусстве аллегорией Иисуса Христа, был востребован в эпоху романтизма?
    Как основное кредо романтизма реализовалось в музыке?

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация урока № 21 "Романтический идеал и его воплощение в музыке" разработана по учебнику МХК Л.Г.Емохоновой.Содержание:- Франц Шуберт. Вокальный цикл "Зимний путь".- Рихард Вагнер. Опера "Тангейзер".- Гектор Берлиоз. "Фантастическая симфония".- Иоганнес Брамс. "Венгерский танец № 1". На рубеже XVIII-XIX столетий господствующим направлением в художественной культуре стал романтизм. Его зарождение было связано с крушением идеалов Просвещения и разочарованием в итогах Великой Французской революции Романтический идеал предполагал культ сильных страстей, а наиболее полный выход стихия чувств могла найти в музыке. Только музыке была подвластна передача тонких психологических нюансов – иронии, томления, скепсиса, меланхолии. Только музыка могла выразить ту страстность, с которой романтики искали ответы на вопросы: «Что есть добро и зло?», «Что есть мир?», «Что есть душа человека?». Возникло даже такое понятие, как романтическая интонация вопроса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 171 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.07.2020 1198
    • PPTX 305.2 кбайт
    • 63 скачивания
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кожевникова Александра Владимеровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 110968
    • Всего материалов: 266

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 10 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 548 человек

Курс повышения квалификации

Обучение архитектуре детей от 12 лет. Проектный подход

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 220 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек