Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Искусство единого Российского государства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кузьминские Отвержки
Липецкого муниципального района Липецкой области
Автор: Маркина Галина Викторовна учитель ИЗО, черчения и МХК
2 слайд
Задачи урока:
познакомить с искусством Московского Кремля, деревянным зодчеством ;
расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.
3 слайд
К концу XV столетия, во время правления Ивана III (1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х гг. XVI столетия. К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» - центром всего христианского мира (вслед за Первым – древним Римом и Вторым – Константинополем – столицей Византии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость созданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития.
4 слайд
Особое значение Иван III придавал фортификационным сооружениям, поэтому в первую очередь приступили к замене полуразвалившихся известняковых стен старого Кремля, построенного при Дмитрии Донском, и возведению башен. Для перестройки Кремля пригласили миланских инженеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и других. Под их руководством были возведены башни Тайницкая, Водовозная, Спасская, Боровицкая. Кремлевские стены и башни, построенные с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. Завершенно строительство Кремля было в 1515 г. Алевизом Новым, поставившим стену вдоль реки Неглинной.
Московский Кремль при Иване Калите, картина А. М. Васнецова
5 слайд
Ансамбль
Московского Кремля
Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 годах нового Успенского собора, расположенного в центре кремлевского треугольника: старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявляемым к главному столичному храму, в котором должны были находиться захоронения русских митрополитов и проходить венчания на царство. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади. За образец им был взят Успенский собор во Владимире, но обогащенный ренессансными деталями.
Успенский собор. Аристотель Фьораванти
6 слайд
Успенский собор. Аристотель Фьораванти
Аристотель Фьорованти повторил в Успенском соборе московского Кремля основные черты владимирского: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурный пояс на фасадах, перспективные порталы. Московский собор производит впечатление более монолитного, более величественного, что отвечало идее государственности того времени. Впечатление это достигалось компактностью силуэта, близко поставленными куполами, суровой гладью стен, украшенных только аркатурным фризом, проходящим ниже середины здания.
Кроме того, новый собор сооружен по типу зального храма, что характерно для готической архитектуры: нефы храма сделаны более широкими и равными по высоте и длине, а массивные столбы, поддерживающие свод, заменены легкими и тонкими колоннами.
7 слайд
Архангельский собор.
Алевиз Новый
Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами.
8 слайд
Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали венецианского Возрождения. Разделение стен собора по высоте поясом-карнизом придало зданию вид двухэтажного дворца-палаццо. Этому способствуют также пилястры, закомары имеют здесь чисто декоративную функцию и украшены белоснежными раковинами. Богатая резьба порталов выполнена в стиле архитектурного декора итальянского Возрождения.
Архангельский собор.
Алевиз Новый
9 слайд
Грановитая палата
Грандиозный дворцовый комплекс Кремля, включавший множество каменных и деревянных построек ,получил завершение после постройки Марком Руффо и Пьетро Солари Гранивитой палаты в конце XV в. , получившей название по облицовке фасада гранеными камнями. Палата служила тронным залом для торжественных церемоний и приема иностранных послов. К Грановитой палате примыкают сени, над которыми расположены помещения для царицы и ее приближенных(женщин), чтобы они могли наблюдать торжественный церемонии, проходившие в палате.
Грановитая палата
Марк Руффо и Пьетро Солари
10 слайд
Интерьеры Грановитой палаты
11 слайд
12 слайд
В конце XVI в. Также итальянский зодчий Бон Фрязин соорудил храм-башню, получившую название колокольни Ивана Великого по имени стоявшей на этом месте церкви Иоанна Лествичника, построенная «иже под колоколы». Иван Великий несет на своих белокаменных плечах 34 колокола — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна церковь в Москве. Колокола распределены по нескольким ярусам, и большинство из них обладает своими именами по особенности звучания — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный и другие. А в центре звонницы помещен самый главный и самый большой в России колокол Успенский, весом 65,5 тонн.
На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новгородский», «Слободской»
и «Ростовский». Четыре из них участвуют в звонах. Известно, что Иван Великий выполнял в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни.
Церковь Иоанна Лествичника
(Колокольня Ивана Великого)
13 слайд
Храм Благовещения
В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом. Благовещенский собор, домовую церковь великих князей, строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых стены Благовещенского собора украшены условными портретами великих русских князей и византийских императоров.
14 слайд
Храм Ризоположения
15 слайд
Фрески Ферапонтова монастыря
Дионисий
Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия.
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.
16 слайд
17 слайд
Искусство периода
Утверждения
государственности
18 слайд
Барма и Постник
Покровский собор (храм Василия Блаженного)
В 1555-1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, больше известный под названием храма Василия Блаженного. Сооружению каменного храма предшествовала постройка на этом месте 7 деревянных церквей вокруг восьмой каменной, посвященных тем святым на дни, празднования которых приходились ключевые события казанского похода. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название.
19 слайд
Барма и Постник
Покровский собор (храм Василия Блаженного)
В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Храм представляет собой сложную в плане звездчатую форму. Все части его поднимаются из единого мощного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
20 слайд
Церковь Вознесения
в Коломенском
Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Шатровые завершия как нельзя лучше выражали устремленность верующего человека в мир горний и очень полюбились русскому народу. Обычно это были восьми- или четырехгранные шатры, опирающиеся на объемы аналогичной формы (восьмерик или четверик), увенчанные небольшой круглой главкой с державой и крестом. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведенная на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском.
21 слайд
Искусство России
на пороге
Нового времени
22 слайд
Теремной дворец
В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечающих этим требованиям. Новую страницу в архитектуре XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле, который имеет ступенчато-ярусную структуру.
23 слайд
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм
24 слайд
Церковь Покрова в Филях
К концу XVII века в зодчестве происходят новые качественные изменения. Архитектура, играющая роль синтезирующего начала для различных видов искусств, формирует из них единый ансамбль. Складывается тип динамичной культовой постройки «восьмерик на четверике»1, который дал название нарышкинскому стилю (по имени Нарышкиных – родственников царя Петра 1 по линии матери).
Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.
25 слайд
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесён позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году.
26 слайд
На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры.
Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи организуют экскурсии. Музей Кижи находится в 68 км от города Петрозаводска - столицы Республики Карелия. Общая территория музея насчитывает более десяти тысяч гектаров. В ее состав входят остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея Кижи находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии.
Преображенская церковь
в Кижах. 1714 г.
27 слайд
28 слайд
Георгиевская церковь
из деревни Вершинина
29 слайд
Церковь Рождества Богородицы из села Передки
30 слайд
Симон Ушаков
Неизвестный художник
Воевода князя
Скопина - Шуйского
Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626-1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625-1691) и Федору Зубову (1615-1689).
Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Им были созданы иконы для церкви Троицы в Никитниках, под его руководством осуществляли росписи в Архангельском и Успенском соборах и Грановитой палате Московского Кремля. Одна из наиболее значительных работ мастера – икона «Насаждения древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьёй.
31 слайд
Интернетресурсы
http://cherenova.ru/html/mhk/mhk_16.htm
https://infourok.ru/urok-po-mhk-na-temu-iskusstvo-edinogo-rossiyskogo-gosudarstva-klass-1556009.html
https://www.google.ru/search?q=Искусство+единого+Российского+государства&newwindow
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 124 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сурина Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.