Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрезентация по логопедии: "Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей"

Презентация по логопедии: "Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по логопедии: "Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дисграфия. ДислексияКонсультация для родителей и учителей Проблема нарушений...

    1 слайд

    Дисграфия. Дислексия
    Консультация для родителей и учителей
    Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
    Садовникова
    ЧОУ «ЦО «Первая Европейская гимназия Петра Великого»
    Учитель-логопед: Колобаева Е.Ю.

  • Понятие о чтении и письмеПисьмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая...

    2 слайд

    Понятие о чтении и письме
    Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.
    Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

  • Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категори...

    3 слайд

    Зиндер Л. Р. (1987)
    Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений:
    вид особой семиотической системы знаков,
    способ перекодирования устного языка в письменный,
    особую форму коммуникации.

  • Леонтьев А. Н., (1983)Письмо, включает 3 основных операции:
символическое обо...

    4 слайд

    Леонтьев А. Н., (1983)
    Письмо, включает 3 основных операции:
    символическое обозначение звуков речи;
    моделирование звуковой структуры слова;
    графо – моторные операции.

  • Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого...

    5 слайд

    Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого процесса письма:
    Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
    Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
    «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

  • Виды письмаДиктант
Списывание
Творческая работа

    6 слайд

    Виды письма
    Диктант
    Списывание
    Творческая работа

  • диктантЗапоминание словаФонематический анализПеревод в моторную программуПров...

    7 слайд

    диктант
    Запоминание слова
    Фонематический анализ
    Перевод в моторную программу
    Проверочное чтение
    Запоминание слова
    Фонематический анализ
    Выявление орфограммы
    Решение орфографической задачи
    Переход в моторную программу
    Проверочное чтение

  • Списывание чтениесамодиктантудержание зрительного графического образа слова т...

    8 слайд

    Списывание
    чтение
    самодиктант
    удержание зрительного графического образа слова
    трансформация графемы в кинему
    Моторная реализация
    Чтение, сличение с образца

  • Творческая работаЗамысел;
внутреннее порождение высказывания
лексическое член...

    9 слайд

    Творческая работа
    Замысел;
    внутреннее порождение высказывания
    лексическое членение;
    отбраковка трудных лексем и их замена;
    фонематический анализ;
    трансформация графемы в кинемы;
    перевод в моторную реализацию;
    чтение.


  • Письменная речь -     это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и...

    10 слайд

    Письменная речь -
    это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.
    Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

  • Сложность русского письманесоответствие звуков и букв в русском языке, 
сложн...

    11 слайд

    Сложность русского письма
    несоответствие звуков и букв в русском языке,
    сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков ,
    наличие йотированных гласных.
    наличие слабых позиций звуков.

  • Что такое чтениеСпирова Л. Ф., 1965:
«Чтение – один из видов речевой деятельн...

    12 слайд

    Что такое чтение
    Спирова Л. Ф., 1965:
    «Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого»
    Д. Б.Эльконин считал:
    «Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка»

  • Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения:1) овлад...

    13 слайд

    Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения:
    1) овладение звуко-буквенными обозначениями;
    2) послоговое чтение;
    3) становление синтетических приемов чтения;
    4) синтетическое чтение

  • Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка...

    14 слайд

    Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

    фонематического восприятия (дифференциация фонем)
    фонематического анализа
    зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)
    пространственных представлений
    зрительного мнезиса (запоминание букв)
    Процесс чтения включает в себя следующие операции:
    восприятие графического образа слова
    перевод графической формы в звуковую
    понимание прочитанного

  • История изучения нарушений чтения и письма.1937 О.Ортон посвятил специальное...

    15 слайд

    История изучения нарушений чтения и письма.
    1937 О.Ортон посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей.
    1930 г.г. Ткачев, Мнухин - нарушение процессов памяти. Нарушение чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи
    М.Е. Хватцев в более поздних работах рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма.
    Корнев А.Н. собрал 12 терминов нарушений письма и чтения от «словесной слепоты» до «дислексии развития».

  • Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998)Дислексия - это частичное расстройст...

    16 слайд

    Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998)
    Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

  • Определение дислексии А.Н.КорневаДислексия - состояния, основным проявлением...

    17 слайд

    Определение дислексии А.Н.Корнева
    Дислексия - состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.

  • Классификация С. Борель - Мезонни:1. Дислексии, связанные с нарушением устно...

    18 слайд

    Классификация С. Борель - Мезонни:

    1. Дислексии, связанные с нарушением устной речи.
    2. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями.
    3. Смешанные случаи.
    4. Случаи ошибочной (ложной ) дислексии.

  • Р. И. Лалаева выделяет :фонемати­ческую,
семантическую,
аграмматическую,
мнес...

    19 слайд

    Р. И. Лалаева выделяет :
    фонемати­ческую,
    семантическую,
    аграмматическую,
    мнестическую,
    оптическую,
    тактильную.

  • Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками...

    20 слайд

    Дисграфия
    Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
    Ошибки на письме можно разделить на 3 группы:
    ошибки звуко – буквенной символизации;
    ошибки графического моделирования;
    ошибки графического маркирования.


  • Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. 
     Дисграфии на почве акустической...

    21 слайд

    Формы дисграфии
    1. 1059г. Хватцев М.Е.
    Дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха:
    - дисграфия на почве расстройства устной речи;
    - дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;
    - оптическая дисграфия.
    2. 1969г. Токарева О.А. (клинический подход)
    Акустическая,
    оптическая,
    моторная эфферентная,
    моторная афферентная
    3. 1989г. Волкова Л.С.
    Артикуляторно - акустическая,
    акустическая,
    дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
    аграмматическая,
    оптическая.

  • Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Г...

    22 слайд

    Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена
    Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.
    Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия.
    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
    Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в рабо­тах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яков­лева).
    Оптическая дисграфия

  • Классификация дисграфии Корнева А. Н.А. Специфические нарушения письма.
Дисгр...

    23 слайд

    Классификация дисграфии Корнева А. Н.
    А. Специфические нарушения письма.
    Дисграфии (аграфии):
    1. дисфонологические.
    2. метаязыковые.
    Дисорфография.
    1. Морфологическая.
    2. Синтаксическая.
    Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, УО, пед. запущенности (ложные дисграфии).

  • Дисграфии (аграфии)Дисфонологические:
а) паралалические;
б) фонематические....

    24 слайд

    Дисграфии (аграфии)
    Дисфонологические:
    а) паралалические;
    б) фонематические.
    Метаязыковые:
    а) дисграфии вследствие нарушения анализа и синтеза;
    б) диспраксические.

    «Ложная дисграфия» является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

  • Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова)на уровне букв...

    25 слайд

    Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова)
    на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа, фонематического восприятия, смешение букв по кинетическому сходству, персеверация, антипация);
    на уровне слова (слитное написание смежных слов, раздельное написание частей слова, пропуск слогов, контоминтации ,аграмматизмы);
    на уровне предложения (словосочетания) (границы предложения, употребление предлогов).

  • На уровне буквы и слога.ошибки звукового анализаПропуск букв
«снки» — санки;...

    26 слайд

    На уровне буквы и слога.
    ошибки звукового анализа
    Пропуск букв
    «снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи».
    Перестановки букв и слогов
    чулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков-- «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся»
    Вставки гласных букв при стечении согласных
    «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено»

  • Ошибки фонематического восприятияСмешение букв
Лабиализованные гласные: О –...

    27 слайд

    Ошибки фонематического восприятия
    Смешение букв
    Лабиализованные гласные:
    О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»;

    Ё – ю "Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».
    Звонкие и глухие парные согласные

    Д – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»;

    з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»;
    Смешение буке по кинетическому сходству

  • Ошибки на уровне словаРаздельное написание частей слова
1.        когда прист...

    28 слайд

    Ошибки на уровне слова
    Раздельное написание частей слова
    1.        когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

    2.        при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.)
    Слитное написание слов
    служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна».
    Аграмматизм
    лёд — «лёдик»; мёд — «медик».

  • Ошибки на уровне предложенияГраницы предложения
«Гуси вышли изадвора пошли на...

    29 слайд

    Ошибки на уровне предложения
    Границы предложения
    «Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».
    Употребление предлогов
    Аграмматизмы
    нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени

  • Ошибки при чтении- замены при овладении буквой в процессе чтения:
1. при объе...

    30 слайд

    Ошибки при чтении
    - замены при овладении буквой в процессе чтения:
    1. при объединении букв в слоги,
    2. при объединении слогов в слова,
    3. близкие по звуковому составу слоги,
    - побуквенное чтение ,
    Трудности в составлении словосочетаний,
    Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям,
    Не понимание смысла текста,
    Членение предложения,
    Нет фразовой интонации



  • Этиология       Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 груп...

    31 слайд

    Этиология
    Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явлений:
    1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем;
    2. функциональная недостаточность;
    3. средовые условия, предъявляющие повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 222 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2020 427
    • PPTX 145.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 141898
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе