Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Дисграфия. Дислексия
Консультация для родителей и учителей
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Садовникова
ЧОУ «ЦО «Первая Европейская гимназия Петра Великого»
Учитель-логопед: Колобаева Е.Ю.
2 слайд
Понятие о чтении и письме
Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.
Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.
3 слайд
Зиндер Л. Р. (1987)
Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений:
вид особой семиотической системы знаков,
способ перекодирования устного языка в письменный,
особую форму коммуникации.
4 слайд
Леонтьев А. Н., (1983)
Письмо, включает 3 основных операции:
символическое обозначение звуков речи;
моделирование звуковой структуры слова;
графо – моторные операции.
5 слайд
Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого процесса письма:
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
6 слайд
Виды письма
Диктант
Списывание
Творческая работа
7 слайд
диктант
Запоминание слова
Фонематический анализ
Перевод в моторную программу
Проверочное чтение
Запоминание слова
Фонематический анализ
Выявление орфограммы
Решение орфографической задачи
Переход в моторную программу
Проверочное чтение
8 слайд
Списывание
чтение
самодиктант
удержание зрительного графического образа слова
трансформация графемы в кинему
Моторная реализация
Чтение, сличение с образца
9 слайд
Творческая работа
Замысел;
внутреннее порождение высказывания
лексическое членение;
отбраковка трудных лексем и их замена;
фонематический анализ;
трансформация графемы в кинемы;
перевод в моторную реализацию;
чтение.
10 слайд
Письменная речь -
это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.
Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.
11 слайд
Сложность русского письма
несоответствие звуков и букв в русском языке,
сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков ,
наличие йотированных гласных.
наличие слабых позиций звуков.
12 слайд
Что такое чтение
Спирова Л. Ф., 1965:
«Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого»
Д. Б.Эльконин считал:
«Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка»
13 слайд
Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения:
1) овладение звуко-буквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение
14 слайд
Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка:
фонематического восприятия (дифференциация фонем)
фонематического анализа
зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)
пространственных представлений
зрительного мнезиса (запоминание букв)
Процесс чтения включает в себя следующие операции:
восприятие графического образа слова
перевод графической формы в звуковую
понимание прочитанного
15 слайд
История изучения нарушений чтения и письма.
1937 О.Ортон посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей.
1930 г.г. Ткачев, Мнухин - нарушение процессов памяти. Нарушение чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи
М.Е. Хватцев в более поздних работах рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма.
Корнев А.Н. собрал 12 терминов нарушений письма и чтения от «словесной слепоты» до «дислексии развития».
16 слайд
Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998)
Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
17 слайд
Определение дислексии А.Н.Корнева
Дислексия - состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.
18 слайд
Классификация С. Борель - Мезонни:
1. Дислексии, связанные с нарушением устной речи.
2. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями.
3. Смешанные случаи.
4. Случаи ошибочной (ложной ) дислексии.
19 слайд
Р. И. Лалаева выделяет :
фонематическую,
семантическую,
аграмматическую,
мнестическую,
оптическую,
тактильную.
20 слайд
Дисграфия
Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
Ошибки на письме можно разделить на 3 группы:
ошибки звуко – буквенной символизации;
ошибки графического моделирования;
ошибки графического маркирования.
21 слайд
Формы дисграфии
1. 1059г. Хватцев М.Е.
Дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха:
- дисграфия на почве расстройства устной речи;
- дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;
- оптическая дисграфия.
2. 1969г. Токарева О.А. (клинический подход)
Акустическая,
оптическая,
моторная эфферентная,
моторная афферентная
3. 1989г. Волкова Л.С.
Артикуляторно - акустическая,
акустическая,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
аграмматическая,
оптическая.
22 слайд
Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена
Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яковлева).
Оптическая дисграфия
23 слайд
Классификация дисграфии Корнева А. Н.
А. Специфические нарушения письма.
Дисграфии (аграфии):
1. дисфонологические.
2. метаязыковые.
Дисорфография.
1. Морфологическая.
2. Синтаксическая.
Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, УО, пед. запущенности (ложные дисграфии).
24 слайд
Дисграфии (аграфии)
Дисфонологические:
а) паралалические;
б) фонематические.
Метаязыковые:
а) дисграфии вследствие нарушения анализа и синтеза;
б) диспраксические.
«Ложная дисграфия» является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.
25 слайд
Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова)
на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа, фонематического восприятия, смешение букв по кинетическому сходству, персеверация, антипация);
на уровне слова (слитное написание смежных слов, раздельное написание частей слова, пропуск слогов, контоминтации ,аграмматизмы);
на уровне предложения (словосочетания) (границы предложения, употребление предлогов).
26 слайд
На уровне буквы и слога.
ошибки звукового анализа
Пропуск букв
«снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи».
Перестановки букв и слогов
чулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков-- «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся»
Вставки гласных букв при стечении согласных
«шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено»
27 слайд
Ошибки фонематического восприятия
Смешение букв
Лабиализованные гласные:
О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»;
Ё – ю "Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».
Звонкие и глухие парные согласные
Д – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»;
з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»;
Смешение буке по кинетическому сходству
28 слайд
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание частей слова
1. когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
2. при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.)
Слитное написание слов
служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна».
Аграмматизм
лёд — «лёдик»; мёд — «медик».
29 слайд
Ошибки на уровне предложения
Границы предложения
«Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».
Употребление предлогов
Аграмматизмы
нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени
30 слайд
Ошибки при чтении
- замены при овладении буквой в процессе чтения:
1. при объединении букв в слоги,
2. при объединении слогов в слова,
3. близкие по звуковому составу слоги,
- побуквенное чтение ,
Трудности в составлении словосочетаний,
Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям,
Не понимание смысла текста,
Членение предложения,
Нет фразовой интонации
31 слайд
Этиология
Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явлений:
1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем;
2. функциональная недостаточность;
3. средовые условия, предъявляющие повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 222 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.