Развёрнутый
конспект урока по литературе в 7 классе на тему : Ф. И. Тютчев. «Весенние
воды», «Весенняя гроза» учительницы русского языка и литературы средней школы
№12 Ходжаабадского района Андижанской области Косимовой Г.Д.
Цели: Образовательная:
1. Знакомство учащихся с творчеством поэта.
2. Обучение анализу стихотворного текста,
знакомство с приемом олицетворения.
Развивающая:
1. Развитие образного и логического мышления.
2. Пополнение активной лексики учащихся
3.Развитие выразительного чтения
Воспитательная:
1.Привитие любви к природе
2.Воспитание бережного отношения к окружающей
среде.
Планируемые результаты:
• учащиеся должны уметь определять главную
тему и мысль произведения;
• уметь находить в тексте примеры тропов;
• уметь правильно выбирать средства
выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.
Оборудование: портрет Ф. Тютчева, аудиозапись песни «Весенние воды» в исполнении М.Магомаева,
музыка Рахманинова; ауидиозапись в исполнении автора «Весенняя гроза» ; слайды
с изображениями весны и грозы.
Компетенции: коммуникативная, национально –и общекультурная, речевая.
Тип
урока: Изучение нового материала.
Метод
урока: мультимедийная презентация.
Ход
урока:
1. Организационный
момент
2. Актуализация
знаний
Учитель: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный
урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.
А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке,
отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
(Весна)
Итак, скоро придёт весна. В народе ее часто
называют красавицей. Как вы думаете, почему?
(Природа обновляется, распускаются почки,
появляются первые цветы)
3. Сообщение темы
и целей урока:
Весну очень любят поэты. Сегодня мы
познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние
воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в
мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.
А сейчас с вами по биографии позта проведём
опрос: ( проблемный метод)
Проводится в форме блиц опроса:
• Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)
• Годы жизни (1803-1873)
• Где родился поэт? (В Орловской губернии, в
семье помещика.)
• Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время
он жил за границей.)
• Какова основная тема его лирики? (Русская
природа.)
• А что мы называем лирикой? (Лирика – род
художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в
стихотворной форме.)
4. Первичное
знакомство с произведением.
Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее
настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом
отдаленном уголке России.
А весна – самое любимое время года многих
поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться
наши сердца.
Послушайте стихотворение "Весенние
воды".
Учитель читает стихотворение. Давайте теперь
прослушаем песню в исполнении М. Магомаева на музыку великого композитора С.
Рахманинова « Весенние воды» и просмотрим слайды, а так же музыку «Шум воды».
Затем прослушиваем стихотворение- аудиозапись в исполнении автора «Весенняя
гроза». А так же просматриваем слайды.
5. Работа с
текстом
А) Восприятие поэтического текста.
Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
(Радостное, восторженное)
Какие признаки наступления весны описывает
поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)
Б) Словарная работа
• Найдите в тексте слова, которые вам кажутся
непонятными.
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
• Назовите все слова, которые передают
действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
• Как вы думаете, с какой интонацией нужно
читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему?
(Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с
задором)
Учитель читает стихотворение, подчеркивая
интонацию.
В) Физкульт.минутка
Давайте попробуем с вами изобразить вешние
воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой.
Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут,
гласят.
6.Визит в поэтическую мастерскую
А) Работа по развитию творческого воображения:
• Прочитайте стихотворения про себя. Какие
картины вы себе представили?
• Прослушайте творение русского композитора М.
И. Глинки "Веснянка".
Какие звуки наступающей весны вы услышали?
(Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)
Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева?
(Да, она тоже передает звуки весенних вод)
Как вы думаете, о каком месяце идет речь?
(Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег.)
Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о
них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)
Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому
что он еще во власти зимней спячки.)
Б) Введение нового понятия: олицетворение
Введение нового понятия: олицетворение
В стихотворении многим неодушевленным
предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется
олицетворением.
Давайте найдем в тексте примеры олицетворения
(Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
• Зачем поэт использует олицетворение?
• Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого
славят ручьи?
• Как они себя называют?
• А как вы понимаете последние три строчки?
• Какие чувства вызывают эти строки? Почему?
Какое настроение они придают всему произведению?
• Всмотритесь в краски весны. Это похоже на
волшебный напиток. Один глоток – и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите
звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.
Анализ стихотворения «Весенняя гроза».
Первый гром весны играет и резвится. Повисли
перлы дождевые- это жемчужные капли дождя.
Золотые нити солнца проникают через тучи. А
лес шумит птичьим щебетом. Поток проворный- что это , как вы думаете? ( вода
стекает с гор). Весело вторит звуку грома, подпевает, подстраивается.
7. Подведение
итогов урока и выставление оценок.
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие приметы весны описывает поэт?
• Каким приёмом Тютчев пользуется для передачи
настроения?
• Понравились ли вам стихотворения? Почему?
8. Домашнее
задание.
1) Выучить стихотворения «Весенние воды»,
«Весенняя гроза» наизусть.
2) Нарисовать пейзажную зарисовку по мотивам
произведения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.