Конфликт
«Каждое
сказанное слово и каждый сделанный шаг должен становиться кирпичиком в
фундаменте взаимопонимания».
М.Л.Кинг
Цель урока: Воспитание правовой культуры, необходимость и ценность толерантности в
межличностных отношениях.
Методы: Мозговая атака, работа в группах, смысловые и ролевые игры, упражнения
с обратной связью, обсуждение.
Оборудование: Карточки-задания, варежки, фломастеры, бумага.
Ход занятия:
Учитель сообщает
тему урока, цель. Раздает учащимся, которые сидят парами, каждому по листу
бумаги и 1 фломастер на стол. Задание - за 1 минуту нарисовать любимое домашнее
животное (только тем фломастером, который дал учитель).
Через 1 минуту
учитель спрашивает:
* Кому удалось
выполнить задание?
* Как вам удалось
сделать за 1 минуту?
* Что помешало
другому выполнить задание?
* Как вы назовете
эту ситуацию?
* Можно ли назвать
эту ситуацию конфликтной?
* Между кем и кем
сложилась конфликтная ситуация?
(Можно выполнить и
такое задание: пришить к тряпочке пуговицу. На стол кладется 1 иголка ниткой, 2
пуговицы и 1 тряпочка).
Мозговой штурм.
Какие ассоциации
вызывает у вас слово «конфликт»?
Участники в течение
1 минуты записывают на листке, доске, плакате: слезы, ссора, обиды,
переживание, недовольство, оскорбления, драка, сердечный приступ и т.д.
Работа групп:
Участники защищают
свои задания. После обсуждения вопросы для всех.
А Б В
1. Выработать
определение 1. Выработать определение 1. Назвать, какие виды
понятия
«конфликтная понятия «конфликт»: конфликтов
встречаются
ситуация»: в
жизни:
На выполнение
заданий отводится 5 минут
Предполагаемые ответы:
Это
слово происходит - Внутренный или
от
латинского «конфлик- личностный;
тус», т.е. столкновение - Между двумя людьми;
противоположных
целей, - Между группами;
интересов,
взглядов. - Семейный;
Конфликтная
ситуация - Производственный;
тогда
переходит в конф- - Глобальный;
ликт, когда одна из сторон - Национальный;
начинает действовать.
Приведите примеры
конфликта, участником или свидетелем которого вы были.
- Чем закончился
конфликт?
- Что вы при этом
чувствовали?
- Определи источник
конфликта?
- Что может стать
источником любого конфликта?
Задания группам. 2
минуты на защиту.
Проанализировать и
перечислить, какие виды конфликтов могут возникнуть, если источником конфликта
оказались следующие обстоятельства:
А - Искаженная
информация, «испорченный телефон»
Б - Предрассудки.
В - Дискриминация.
Анализ объявления в
газете: «Приму на работу женщину до 30 лет, без детей, европейской
национальности».
Поиграем в
«Испорченный телефон».
Покажем возможность
искажения устной информации.
Условия игры:
Внимательно выслушай и передай другому.
3-х человек просят
выйти за дверь. По приглашению заходят по одному. Передают ему информацию, а он
передает следующему, затем следующий передает другому. Остальные наблюдают.
Текст: Макарова
Женя получила от учителя математики Елены Александровны новый учебник. И вдруг
он исчез. Она позвонила вечером Юле Корель. Юлина мама, такая добрая женщина,
посоветовала Жене позвонить Куянову Вите, т.к она слышала случайно разговор
своей дочери Юли по телефону с Любой, где они упоминали имя Вити. У Вити нет
учебника, сказала по телефону Марина. Катя видела два учебника на парте Толи и
Максима.
После того, как 3
человека расскажут, задаю вопросы:
- Как вы думаете, в
чем смысл этой истории?
- Возникает ли
конфликтная ситуация?
- Можете ли вы
привести примеры из жизни, когда искажалась информация, ставшая источником
конфликта?
(Рассказы учеников)
Инсценировка
«Варежки».
Стоит девочка Света
в варежках. Выходят две девочки. Одна - Катя - говорит другой - Соне: «Надо же,
она до сих пор носит мои варежки». (Она когда-то подарила их Свете на день
рождения). Первая уходит. Вторая девочка говорит сама себе: «Украла варежки и
без всякого стеснения носит». Затем она подходит к девочке в варежках и говорит
ей: «Катя сказала, что ты у нее украла варежки и носишь их. У тебя нет
совести».
- Как бы вы повели
себя, будь на месте девочки в варежках?
- Удастся ли
девочкам избежать конфликта? Как?
Давайте поговорим о
том, когда источником конфликта становятся предрассудки.
Какие вам известны
предрассудки? Предрассудок - ложный, суеверный взгляд на что-то.
- черная кошка
перебежала дорогу;
- рассыпали соль;
- пустые ведра;
- номер автобусного
билета и т.д.
Чтение
стихотворения С.Маршака «Приметы»
Собираясь на
экзамен, Валя говорила:
«Если только палец
мамин окунуть в чернила,
Если я перед доскою
как-нибудь украдкой
Ухитрюсь одной
рукой взять себя за пятку,
Если, сняв ботинок
в школе, повторю заклятье,
А потом мешочек
соли приколю на платье,
Если я в троллейбус
новый сяду на Содовой,
А в троллейбусе
вожатый будет бородатый,
Если я в пути не
встречу ни единой кошки
Или вовремя замечу
и сверну с дорожки,
Не покажется
священник в нашем переулке,
И дадут мне дома
денег на кино и булки,
Если я зашью монеты
в фартук под оборки,
Тогда по всем моим предметам
Получу по всем
предметам круглые пятерки.
Но едва успела Валя
кончить эту фразу,
Болтовню ее
прервали три подруги сразу:
«Хорошо, давай
поспорим! верь свои приметы,
Ну, а мы пока
повторим школьные предметы».
Наконец настал
экзамен, мама уступила.
И несчастный мамин
палец погружен в чернила.
И не встретился
священник по дороге в школу.
И достала Валя
денег, чтоб пришить к подолу.
И она в троллейбус
новый села на Содовой
М в вагоне был
вожатый очень бородатый.
И пред классной
доскою удалось украдкой
Ей свободной рукою
взять себя за пятку,
Но другие ученицы
сдавали все предметы,
А у Вали - единицы
… вот вам и приметы.
Чему учит
стихотворение С.Маршака «Приметы»? В чем здесь конфликт?
Учитель: Если источником конфликта стали предрассудки, такие конфликты
разрешимы, но надо поменять мышление, а для этого потребуется длительное время.
Предрассудки создают внутренний дискомфорт и могут привести к конфликтной
ситуации. Человек, подверженный влиянию предрассудков, готов к конфликту, он
готов к нему внутренне.
Предрассудки
означает - мнение, предшествующее рассудку, усвоение происходящего вокруг без размышления,
некритически. Предрассудки - это традиционные компоненты общественного и
индивидуального сознания - суеверия, предубеждения. Это определяется уровнем
развития общества и теми ценностями, к которым общество склонно. Особенно
живучи национальные предубеждения.
Группы получают
задания. 10 минут.
А Б В
Придумать и разыграть
Нарисовать « В чем конфликт?»: Составить рассказ
сценку, в которой
предрассудок 1. Отец, стол, сын, дневник … «Когда предрассудки
приводит к
конфликту в 2. Или магазин, весы, продавец, приводят к
семье. продукты.
конфликту?»
(на
улице).
Вывод: Участники делают самостоятельно.
Закрепление:
- Что такое
конфликт?
- Что может стать
источником конфликта?
- Можно ли избежать
конфликта, а порой, нужно ли его избегать?
- Если конфликт
произошел, можно ли каким-либо способом его разрешить?
- Что может
помешать нам разрешить конфликт?
Подведения
итогов занятия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.