Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Строение и работа сердца».
2 слайд
Цель урока:
сформировать у учащихся прочные знания о строении и работе сердца.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- рассмотреть строение сердца, типы сосудов и круги кровообращения;
- раскрыть взаимосвязи строения сердца с его функцией;
- дать понятие о сердечном цикле и высокой работоспособности сердца.
2. Развивающие:
- развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
- продолжить формирование информационной компетентности.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Проблема урока:
«В чём секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца?»
3 слайд
Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют - … (внутреннюю среду организма
Жидкая соединительная ткань - … (кровь)
Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - … (фибриноген)
Плазма крови без фибриногена называется - … (Сыворотка крови)
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,-(эритроциты)
Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - … анемия)
Человек, дающий свою кровь для переливания, - … (донор)
Защитная реакция организма, например, против инфекций - … (воспаление)
Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - …(иммунитет)
Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, - … (Вакцина)
Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, - … антитела)
К органам кровообращения относятся - … (сердце и сосуды)
Сосуды, по которым кровь течет от сердца - … (артерии)
Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - … (капилляры)
Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - …большой круг кровообращения)
Задание 1:
4 слайд
Древнеримский врач Клавдий Гален
(131–201 до н.э.)
Древнеримский ученный и врач
Клавдий Гален. Заложил основы
анатомии человека.
Доказал, что в артериях течет
кровь, а не воздух и только у
живых животных. У мертвых
артерии всегда были пусты.
В течении следующих пятнадцати
веков его труды были основным
источником знаний по анатомии.
5 слайд
Учёный эпохи Возрождения
Андреас Везалий (1514–1564)
Выдающийся ученый Возрождения
Андреас Везалий. Изучая внутреннее
строение человеческого тела, Везалий
установил множество новых фактов,
смело противопоставив их ошибочным
взглядам, укоренившимся в науке и
имевшим многовековую традицию.
Свои открытия он изложил в книге
«О строении человеческого тела»
(1543), в которой содержится
тщательное описание проведенных
анатомических секций, строения
сердца.
6 слайд
Расположение сердца.
Сердце - центральный орган
кровообращения, благодаря его работе кровь беспрерывно циркулирует внутри организма.
Сердце расположено в грудной
полости за грудиной, от середины
смещено влево.
Вершиной сердце обращено вниз и доходит до пятого межреберья, его масса около
300 грамм.
7 слайд
Стенка сердца имеет три слоя:
Сердце находится в околосердечной сумке – перикарде.
Перикард выделяет жидкость, ослабляющую трение сердца.
Эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);
Миокард - средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий.
Эндокард - внутренний слой (из эпителия).
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Строение стенки сердца.
Стенка сердца состоит из трёх слоёв:
- наружный соединительнотканный (эпикард);
- средний мышечный (миокард);
внутренний эпителиальный
(эндокард).
12 слайд
Внутреннее строение сердца.
Строение сердца в разрезе.
Клапаны сердца.
13 слайд
Сердечный цикл.
Систола предсердий
Систола желудочков
Диастола предсердий и желудочков
14 слайд
Работа сердца
Следовательно, один цикл работы сердца занимает около 0,8 с, что соответствует 75 сокращениям сердца в минуту. При покое количество сердечных сокращений колеблется в пределах от 60 до 80 в минуту.
15 слайд
Работа сердца
Работа сердца состоит из ритмических сокращений и расслаблений. Сокращение сердца называется систолой, расслабление – диастолой. Различают три фазы: систола предсердий, затем систола желудочков, после которой наступает общая диастола.
16 слайд
Тоны сердца
Во время работы сердца возникают звуки, называемые тонами сердца.
Различают 2 тона:
первый (систолический) – низкий и продолжительный – возникает в начале систолы желудочков при замыкании створчатых клапанов;
второй (диастолический) – короткий и высокий – возникает от замыкания полулунных клапанов.
Во время систолы желудочков сердце уменьшается в объеме, его верхушка напрягается и ударяется о грудную клетку в пятом межреберном промежутке слева. Такое явление называется сердечным толчком.
17 слайд
Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца. Русский физиолог А.А.Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, через 20 часов после его смерти, пропустив через сосуды сердца солевой раствор. Это показало, что сердце может работать в автоматичском режиме, т.е. изолированно, поскольку импульс возбуждения зарождается в самом сердце.
18 слайд
Таким образом, сердце сокращается:
70 ударов в минуту;
100 тыс. в сутки;
40 млн. в год;
2,5 млд за всю жизнь.
Перекачивает крови:
1 минута – 5.5 литра;
в сутки – 8тыс. литров;
за 70 лет – 200 млн. литров.
Работа сердца
19 слайд
Решение задачи:
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Ответ: 2835 л.
20 слайд
Способы регуляции работы органов
Нервная регуляция
Гуморальная регуляция
Парасимпатическая - уменьшающих частоту и силу сокращений
Симпатическая - учащающие и усиливающие сердечные сокращения
Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.
Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН
21 слайд
Достижения в области кардиологии
3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.
проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.
Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов
1897-1941гг. 315 операций на сердце
с 1967 десятки тыс. операций.
1961 г. создание института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трансплантация сердца
1984 г. использование лазера впервые в мире
1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца
1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане
А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания
Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей
П.А. Куприянов – метод охлаждения
22 слайд
ТЕСТ
23 слайд
Ответы.
24 слайд
Памятник сердцу.
Огромное сердце из красного
гранита весом четыре тонны – символ
жизни - украшает двор "Института
сердца" в г. Перми.
Открытие первого в России памятника
человеческому сердцу состоялось по
инициативе коллектива института
12 июня 2001 года.
Автором скульптуры стал
известный художник Н. Хромов.
Гранитное изваяние представляет
собой анатомически точную копию
главного человеческого органа
25 слайд
Домашнее задание.
Выучить § 22
Для желающих подготовить материал по теме: «Сердца, ушедшие в бессмертие».
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й классЦели:Образовательная:Рассмотреть строение сердца;Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.На доске: Схема “Маршрутный лист”,Эпиграф – “Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают” К. Вебер
6 674 158 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гусакова Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.