Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Органы
выделения.
2 слайд
Цель урока.
повторить эволюцию выделительной системы позвоночных животных;
раскрыть связь строения почек с его функциями;
раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма;
показать механизм мочеобразования;
рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении;
продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма.
3 слайд
План урока.
1. Актуализация темы:
а)значение выделения;
б)эволюция выделительной системы животных.
2. Изучение новой темы:
а) строение мочевыделительной системы;
б) строение и функции почек;
в) нефрон – структурная и функциональная единица почки;
г) образование мочи;
д) гигиена выделительной системы.
е) регуляция работы выделительной системы;
3. Закрепление нового материала.
4. Домашнее задание.
4 слайд
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
ЛОХАНЬ
ПОЧКИ
ПИРАМИДА
5 слайд
Сегодня на уроке мы…
Научимся распознавать и описывать строение и функции органов мочевыделительной системы, узнавать их на рисунке.
Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
6 слайд
Этапы обмена веществ
Н2О
СО2
Мочевина
Соли
Поступление веществ
Н2О
СО2
Внутриклеточный обмен
Из жиров и углеводов
Из белков
Выделение продуктов обмена
7 слайд
Органы выделения
Кожа
(потовые железы)
Прямая кишка
Лёгкие
Мочевыделительная
система
Выделение – это удаление продуктов распада потребленных питательных веществ обеспечивает постоянство внутренней среды организма.
8 слайд
Выделение веществ за сутки из организма человека.
(по Старлингу и др.)
9 слайд
Эволюция выделительной системы животных.
10 слайд
Строение
мочевыделительной системы
ПОЧКИ
МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
МОЧЕТОЧНИКИ
МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН
11 слайд
Схема мочевыделительной системы.
Мочевыделительная система
Мочеобразующие органы
Мочевыводящие органы
Почки
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный
канал
12 слайд
Строение почки
Плотная оболочка
Пирамидки мозгового слоя
Корковый слой
Мозговой слой
Малая почечная чашка
Лоханка
Большая почечная чашка
Почечная артерия
Почечная вена
Мочеточник
13 слайд
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.
ТЕКСТ:
У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую
полезными качествами?
ПОЧКИ
МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
МОЧЕТОЧНИКИ
МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
СЛОВАРЬ: объемом, две,
форме, почки, Мочеточники,
поясницы, непарный,
позвоночника, ширина, Масса.
14 слайд
У человека две почки.
Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
По форме почка напоминает боб.
Величина почки – с кулак человека.
Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
15 слайд
Словесные пропорции
Образец:
Орган : система органов = ? : ткань
Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид
Решите предложенные пропорции, используя
слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение.
(Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)
мочевой пузырь : мочевыводящий орган =
? : мочеобразующий орган
легкие : углекислый газ = почки : ?
мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?
почки
моча
трубочки
16 слайд
Значение почек
Поддержка водно-солевого обмена (удаление избытка воды и минеральных солей)
Биологический фильтр (выведение ненужных и вредных веществ)
17 слайд
Нефрон – структурно-функциональная единица почки, в которой идет фильтрация крови.
В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.
18 слайд
Уберите лишнее
Извитой каналец
Петля
Лоханка
Собирательная трубочка
Капиллярный клубочек
Мочеточник
Извитой каналец
Капсула
19 слайд
1. Извитой каналец
2. Капиллярная сеть канальца
3. Почечная капсула
4. Собирательная трубочка
5. Капиллярный клубочек
Какими номерами обозначены части нефрона:
5
1
4
3
2
ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3
5
1
4
3
2
20 слайд
Основной функцией нефрона является мочеобразование, которое осуществляется за счёт трёх последовательных процессов:
1) ультрафильтрация (клубочковая фильтрация) – процесс пассивный и неизбирательный, т. к. вместе с отходами из крови удаляются и вещества, необходимые для жизнедеятельности;
2) канальцевая реабсорбция (обратное всасывание) – механизм обратного всасывания воды тесно связан с активным транспортом катионов через плазматические мембраны клеток;
3) секреция (завершающий процесс) – это транспорт веществ из крови в просвет канальцев (мочу).
21 слайд
Механизм образования мочи
кровь
капилляры клубочка
отфильтрованные вещества
капсула клубочка
первичная моча
каналец нефрона
обратное всасывание
капилляры, оплетающие каналец
вторичная моча
почечная лоханка
Мочеточник
Мочевой пузырь
22 слайд
Образование мочи.
23 слайд
Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?
1500 литров
150 литров
1,5 литра
ОТВЕТ:
1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;
150 л первичной мочи образуется;
1,5 литра – вторичной.
24 слайд
Гимнастика для глаз
Игра:»Дрессированная муха»
25 слайд
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.
Мочевой пузырь
Мочеточники
Лоханка
Почечные чашки
Мочеиспускательный канал
ОТВЕТ:4,3,2,1,5
26 слайд
аминокислоты
вода
соли
аммиак
мочевина
глюкоза
витамины
вода
соли
аммиак
мочевина
Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.
27 слайд
Функции почек
Осмыслите факт:
при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните:
а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?
б) Какие функции выполняют почки?
Функции почек:
1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);
2) защитная
(выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).
3) участвуют в поддержании гомеостаза.
28 слайд
исследователи
29 слайд
Сравните анализ мочи здорового и больного человека
30 слайд
Сравните анализ мочи здорового и больного человека
31 слайд
Анализ
32 слайд
Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям
33 слайд
Почечные заболевания
Энурез –
Пиелонефрит –
Цистит -
Нефрит –
Мочекаменная болезнь –
Народная медицина и почечные инфекции.
34 слайд
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
35 слайд
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
ЛОХАНЬ
ПОЧКИ
ПИРАМИДА
36 слайд
Закрепление изученного материала
Тест
1. Структурная единица почки называется: А- долька, Б- лоханка, В- нефрон, Г- кора.
2. Образование вторичной мочи происходит: А- в мочевом пузыре, Б- в почечном канальце, В- в капиллярах почки, Г- в почечной вене.
3. В почке человека нефронов содержится:
А- 5000, Б- 1000, В- 500000, Г- 1 млн.
4. В состав нефронов не входит: А- капиллярный клубочек, Б- капсула,
В- почечная лоханка, Г- почечный каналец.
5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:
А- белка, Б- мочевины, В- мочевой кислоты, Г- соли аммония.
6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе?
А- почки, Б- печень, В- мочеточники,
Г- мочевой пузырь.
37 слайд
ответы
Задание 1
1) В 2) Б 3) Г 4) В 5) А 6) Б
Задание 2.
Да - 6,7, 8, 9.
38 слайд
Продолжите фразу:
Изученный материал дает мне…
Полученные знания я могу применить…
Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
На каких этапах и почему возникли сложности?
Можно ли было их избежать?
Что для этого нужно сделать?
За что Вы можете себя похвалить?
39 слайд
Домашнее задание.
П. 42.
Заполнить таблицу:
40 слайд
Психологическая рефлексия:
Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые точно передают ваше состояние на данном уроке:
1) раздражение, 2)злость, 3)радость, 4)безразличие, 5)удовлетворение,6)вдохновение, 7)скука, 8)тревога,9)тоска, 10)спокойствие,11)уверенность,
12)неуверенность, 13)наслаждение.
VI.Итог урока. Оценочный балл.
41 слайд
Составьте рассказ по схеме.
Кора головного мозга – контроль мочеиспускания
Регуляция работы почек
Нервная
(нервными импульсами)
Гуморальная
(гормонами)
Симпатическая н.с. уменьшает V мочи
Парасимпатическая н.с. увеличивает V мочи
Гормон вазопрессин уменьшает
V мочи (АДГ)
42 слайд
Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.
Почка
Мочеточник
Мочеиспускательный канал
Надпочечник
Мочевой пузырь.
43 слайд
Проверьте свои знания
44 слайд
1. Какие органы не относятся к мочевыделительной системе?
2. Какие органы относятся к мочевыводящим?
3. Какой орган является мочеобразующим?
4. Какой термин обозначает не отдельный орган мочевыделительной системы, а часть почки?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок биологии по теме: "Органы выделения". 8-й классЦЕЛИ УРОКА: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен ностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; про должить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутрен ней среды организма. Развивать общеучебные умения и навыки: учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения; учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии; учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе. ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», 10 экземпляров стихотворения о почках для групповой работы, информационный раздаточный материал – 1 на парту, каждому ученику – тест на закрепление.
6 663 551 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жукова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.