Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Основные типы биотических взаимоотношений
Создано
Воронцова Марина Васильевна
учитель географии и биологии
МКОУ Семёновская СОШ
2 слайд
Симбиоз (от греч. symbiosis «совместная жизнь») — это близкое сообщество живых организмов, принадлежащих к разных видам.
3 слайд
4 слайд
Все биотические взаимодействия можно разделить на 6 групп:
— (0 0) — организмы не оказывают влияния друг на друга;
— (+ +) — между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи — так называемые симбиотические отношения;
— (- -) — отношения, вредные для обоих организмов;
— (+ -) — один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение;
— (+0) — один вид получает пользу, другой не испытывает вреда;
— (- 0) — один вид угнетается, другой не извлекает пользы.
5 слайд
Симбиозом (от греческого "symbiosis" - "совместная жизнь") в биологии принято называть такое взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все партнеры получают пользу, все что-то выигрывают.
В широком смысле симбиоз охватывает все формы тесного сожительства организмов разных видов, включая и паразитизм, который в этом случае называется антагонистическим симбиозом.
Симбиоз может осуществляться как на уровне многоклеточных организмов, так и на уровне отдельных клеток (внутриклеточный симбиоз).
В симбиотические отношения могут вступать растения с растениями, растения с животными, животные с животными, растения и животные с микроорганизмами, микроорганизмы с микроорганизмами.
Термин «симбиоз» впервые введён немецким ботаником А. де Бари (1879) в применении к лишайникам.
6 слайд
МУТУАЛИЗМ - отношения, полезные для обоих видов.
Симбиотические отношения, от которых выигрывают оба партнёра.
Лишайник Lecanora subfusca — разрез через слоевище с плодоношением. Видны зелёные водоросли рода Chlorococcum среди гифов гриба.
Лишайник рода Leptogium. Среди гифов гриба синезеленые симбиотические водоросли рода Nostos.
Ресничная инфузория Paramecium bursaria с симбиотическими одноклеточными водорослями.
Симбиотические спирохеты, живущие на поверхности паразитического жгутиконосца Devescovina elongata. Движение жгутиконосца осуществляется благодаря движению спирохет.
5. Кишечник жука Sitodrepa panicea: 5а — выпячивания, несущие симбиотические дрожжи (указаны стрелкой); 5б — участок среза через кишечник под микроскопом. Видны клетки, заполненные симбиотическими дрожжами (указаны стрелкой), и клетки, лишенные дрожжей.
6. Рак-отшельник Pagurus arroser и актиния Calliactis parasitica.
7. Голотурия и живущая у неё в кишечнике рыбка рода Fierasfer.
8. Восьмилучевой коралловый полип рода Virgularia и живущие на колонии симбиотические крабы Porcellonella picta.
7 слайд
Широко распространён симбиоз животных (и человека) с микроорганизмами, например образующими нормальную кишечную флору.
. В период младенчества люди обладают высоким содержанием бифидобактерий. У здорового ребенка первого года жизни 90-98% всего микробиоциноза толстого кишечника составляет бифидофлора.
Бифидобактерии - микроорганизмы, которые заселяют нижние отделы кишечника и выполняют следующие функции:
Продуцируют натуральный антибиотик, который не позволяет размножаться патогенным (болезнетворным) штаммам E.coli (постоянным обитателям толстого кишечника человека).
Помогают снизить pH толстого кишечника.
Действуют как антагонист (противодействующий агент) всем потенциально патогенным организмам в кишечнике.
Продуцируют ацетиловую кислоту, которая активно противодействует грам-отрицательным бактериям (более сильный антагонист, чем молочная кислота).
8 слайд
От кишечной флоры, её состава и состояния зависят течение процессов пищеварения, образование ряда ферментов (например, целлюлазы, разлагающей клетчатку) и других физиологически активных веществ (аминокислот, нуклеотидов, витаминов), не синтезируемых организмом хозяина.
9 слайд
Для бобовых растений важное значение имеет симбиоз с клубеньковыми(азотфиксирующими) бактериями.
После проникновения в корни, эти бактерии стимулируют деление клеток, ткани корней разрастаются и на них образуются клубеньки. Такие бактерии называют клубеньковыми. Растения используют азотные соединения, которые выделяют эти бактерии. В свою очередь от растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом тесная связь, возникающая между зелеными растениями и клубеньковыми бактериями, оказывается взаимно полезной.
10 слайд
Самый простой тип взаимополезных связей — протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (+ + ).
При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных растений. В этих случаях отсутствует необходимая тесная связь конкретной пары партнеров.
11 слайд
Нейтрализм
Если организмы не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм. (0 0).
В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные, или косвенные, взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний.
12 слайд
Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы, — это аменсализм (греч. а — отрицательная частица и лат. mensa — стол, трапеза) (- 0). Пример аменсализма — светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.
Аменсализм
13 слайд
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом (лат. соm — с, вместе и mensa — стол, трапеза) (+ 0).
Отношения такого типа широко распространены в природе. Например, крупные млекопитающие (собаки, олени) разносят плоды и семена с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Комменсализм — одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба. Различают несколько разновидностей комменсализма.
14 слайд
КОММЕНСАЛИЗМ
Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина. Песцы в тундре следуют за белым медведем и доедают остатки его пищи.
Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса. Примером являются взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.
Квартирантcтво — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространен у растений — примером могут служить лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. В гнездах птиц и в норах грызунов обитает множество видов членистоногих; некоторые рыбы прячутся среди щупалец медуз и актиний со стрекательными клетками. Рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.
15 слайд
Паразитизм - форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой.
16 слайд
Хищничество — широко распространенная форма связей, причем не только между животными, но и между растениями и животными.
Так, травоядность (поедание растений животными), в сущности, тоже хищничество; с другой стороны, ряд насекомоядных растений (росянка, непентес) также можно отнести к хищникам.
17 слайд
18 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация по биологии на тему "Основные типы биотических взаимоотношений". Целевая аудитория - учащиеся 10 класса. В презентации раскрывается понятие симбиоза и типология биотических взаимоотношений организмов. Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регистраторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; при этом чем больше видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом. В качестве наглядности приведены схемы, иллюстрации, рисунки.
6 663 979 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Вокина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.