Инфоурок Математика ПрезентацииПрезентация по алгебре на тему "Геометрическая прогрессия"

Презентация по алгебре на тему "Геометрическая прогрессия"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по алгебре на тему "Геометрическая прогрессия""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Геометрическая прогрессия

    1 слайд

    Геометрическая прогрессия

  • Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, ес...

    2 слайд

    Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески.
    А.Н. Колмогоров
    Дорогой друг!
    Сегодня у тебя необычный урок математики. Сегодня ты еще раз убедишься в том, что математика не только интересна сама по себе, но она необычайно полезна. В ходе сегодняшнего урока тебя ожидает большая радость творчества и огромное поле приложения математических знаний и умений.
    Желаю тебе успехов и творческих радостей на уроке!

  • Тема урока: «Геометрическая прогрессия»   Ты уже знаешь, какая последовательн...

    3 слайд

    Тема урока: «Геометрическая прогрессия»
    Ты уже знаешь, какая последовательность называется арифметической прогрессией. Напомню тебе ее определение: Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
    an+1 = an+d - формула, задающая арифметическую прогрессию.
    Сегодня ты познакомишься еще с одним видом последовательности, которая называется геометрической прогрессией. Но в начале прочитай легенду о шахматной доске. Чтобы понять ее, вовсе не нужно уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые)

  • Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познак...

    4 слайд

    Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

  • -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продол...

    5 слайд

    -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
    Сета молчал.
    -Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
    -Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.
    -Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
    Мудрец поклонился.

  • Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя бес...

    6 слайд

    Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
    -Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
    -Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
    -Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…

  • -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за...

    7 слайд

    -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

    Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца.

  • Почему так хитро улыбнулся Сета?
   Прав ли был индусский царь, считая про...

    8 слайд

    Почему так хитро улыбнулся Сета?
    Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все зерна пшеницы уместятся в один мешок?
    Об этом ты узнаешь чуточку позже.
    А сейчас поподробнее рассмотрим последовательность чисел, соответствующих количеству зерен пшеницы, если, как попросил Сета, за каждую следующую клетку нужно дать вдвое больше, чем было в предыдущей.
    Получается последовательность: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,….
    (запиши ее в тетрадь)
    Нетрудно заметить, что члены этой последовательности, начиная со второго, получались путем умножения предыдущего члена на одно и то же число 2.
    Запиши еще одну последовательность: 2, 6, 18, 54, 162, ….
    Члены этой последовательности, начиная со второго, получаются путем умножения предыдущего на 3.
    Приведенные примеры последовательностей являются геометрическими прогрессиями.
    А теперь попробуй сформулировать и записать определение геометрической прогрессии. Замечание: члены прогрессии должны быть отличны от нуля!

  • Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность от...

    9 слайд


    Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.
    Обозначим, например, через (bn) - геометрическую прогрессию, тогда по определению bn+1= bnq, где bn 0, n - натуральное число, q - некоторое число.
    Из определения геометрической прогрессии следует, что отношение любого ее члена, начиная со второго, к предыдущему члену равно q, т.е.
    bn+1/ bn = q
    Число q называют знаменателем геометрической прогрессии. Очевидно, что q ≠ 0.
    Проверь себя!
    Например, чтобы найти знаменатель геометрической прогрессии, представленной в легенде: 1, 2, 4, 8, 16,…,
    нужно: 2 разделить на 1, или 4 разделить на 2 и т.д., т.е. q=2

  • Выполни самостоятельно:
Найти знаменатель геометрической прогрессии:
 а) 3; 6...

    10 слайд

    Выполни самостоятельно:
    Найти знаменатель геометрической прогрессии:
    а) 3; 6; 12; 24;…
    б) 3; 3; 3; 3; …..
    в)1; 0,1; 0,01; 0,001;…



    q = ?

  • Проверь себя!
      а) q = 2
      б) q = 1...

    11 слайд

    Проверь себя!
    а) q = 2
    б) q = 1
    в) q = 0,1
    Ошибок нет? Молодец!
    Если есть неправильные ответы, обратись к учителю.
    По аналогии с арифметической прогрессией, выводится формула n-го члена геометрической прогрессии.
    Пусть b1 – первый член геометрической прогрессии, q – знаменатель, тогда:
    b2 = b1 ·q
    b3 = b2 · q = (b1 · q) · q = d1 · q2
    b4 = b3 · q = (b1 · q2) · q = b1 · q3
    b5 = ………………..= b1 · q4
    Продолжи эту цепочку рассуждений в тетради и вырази bn через b1 и q.

  • Проверь себя! 
  bn=b1• qn-1 –формула  n-го члена геометрической прогрессии....

    12 слайд

    Проверь себя!
    bn=b1• qn-1 –формула n-го члена геометрической прогрессии.
    Эта формула используется для решения многих задач. Рассмотри примеры решения некоторых задач.
    1. В геометрической прогрессии (bn) известны
    b1 =-2 и q = 3, найти: b3, b4, bk.
    Решение:
    b3 = b1 • q2 = -2· 32 = -18
    b4 = b1 • q3 = -2· 33 = -54
    bk = b1 • qk-1 = -2· 3 k-1
    2.Найти пятый член геометрической прогрессии (bn):-20; 40; …. Найдем знаменатель, для этого нужно 40 разделить на -20, получится q = -2.
    Решение:
    b5 = b1• q4 = -20 • (-2)4 = -20 • 16 = -320

  • Выполни самостоятельно:

  В геометрической прогрессии (xn) найти:
 а) x...

    13 слайд

    Выполни самостоятельно:

    В геометрической прогрессии (xn) найти:
    а) x5, если x1 = 16; q = ½
    б) x3, если x1 = 3/4; q = 2/3.
    в) x10, если x1 = 48; q = -1.
    ?

  • Проверь себя!
   а) x5 = 1
   б) x3 = 1/3
   в) x10 = -48
  Ес...

    14 слайд

    Проверь себя!
    а) x5 = 1
    б) x3 = 1/3
    в) x10 = -48
    Если ты испытывал затруднения, обратись к учителю.


    Итак, просьба мудрого Сеты помогла тебе понять определение геометрической прогрессии, и теперь настало время узнать что-же было дальше….

  • За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли Се...

    15 слайд

    За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли Сета свою жалкую награду.
    -Повелитель, - был ответ, - приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
    Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
    Вечером, отходя ко сну, царь еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
    -Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

  • Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать в...

    16 слайд

    Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.
    Царь приказал ввести его.
    -Прежде чем скажешь о твоем деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

    -Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. – Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…..

  • -Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оск...

    17 слайд

    -Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана..
    - Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, которое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни.

  • С изумлением внимал царь словам старца.
     - Назови мне это чудовищно...

    18 слайд


    С изумлением внимал царь словам старца.
    - Назови мне это чудовищное число, сказал он в раздумьи.
    Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…

  • -Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок ч...

    19 слайд

    -Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!
    18 446 744 073 709 551 615

  • Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно...

    20 слайд

    Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом в этом ты сам можешь убедиться.
    Фактически, число зерен, о которых идет речь, является суммой 64 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:
    S = 1+2+22+23+24+…….+262+263
    Умножим обе части записанного равенства на знаменатель прогрессии 2, получим:
    2S = 2+22+23+24+ ……….+264
    Вычтем почленно из второго равенства первое и проведем упрощения: 2S – S = ( 2+22+23+24+….+264) – (1+2+22+23+24+……+263)
    S = 264 - 1

  • S = 264 – 1
   Значит, подсчет зерен сводится к перемножению 64 двоек. Для о...

    21 слайд

    S = 264 – 1
    Значит, подсчет зерен сводится к перемножению 64 двоек. Для облегчения выкладок заменим 264 = (210)6 · 24 =
    =1024 · 1024 ·1024· 1024 ·1024· 1024· 16 =
    =1048576 ·1048576 ·1048576 ·16 – 1
    и получим искомое число зерен:

    18 446 744 073 709 551 615

    Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.
    Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.
    Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…

  • Выведем теперь формулу суммы n  первых членов произвольной геометрической...

    22 слайд

    Выведем теперь формулу суммы n первых членов произвольной геометрической прогрессии.
    Воспользуемся тем же приемом, с помощью которого была вычислена сумма зерен.
    Пусть дана геометрическая прогрессия (bn). Обозначим сумму n первых ее членов через Sn:
    Sn = b1 + b2 + b3 +………+bn-1 + bn. (1)
    Умножим обе части этого равенства на q: Sn ·q = b1· q + b2 ·q + d3· q +…..+bn· q
    Учитывая, что b1· q = b2, b2· q = b3,……bn-1· q = bn,
    получим: Sn·q = b2 + b3 + b4+ ……+bn + dn· q (2)
    Вычтем почленно из (2) равенство (1) и приведем подобные члены : Sn·q – Sn = (b2+b3+b4+….+bn+bn·q) – (b1+b2+b3+…..+bn) = bn·q – b1  Sn(q – 1) = bn·q – b1

    Sn = (bn·q – b1) / (q – 1)

  • Получили формулу суммы n первых членов геометрической   прогрессии,    в...

    23 слайд

    Получили формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, в которой q ≠ 1, если
    q = 1, то все члены прогрессии равны первому члену и Sn = n• b1. Если в формулу вместо bn подставить выражение b1 • qn-1, получим :
    Sn = b1(qn – 1)/(q – 1) , q ≠ 1.
    Найдем, например, сумму первых восьми членов геометрической прогрессии ( bn), в которой b1 = 3 ;
    q = -2.
    S8 = b1(q8 – 1 )/(q – 1) = 3 •((-2)8 – 1)/(-2 – 1) =
    =3· 255/(-3) = -255

    Выполни самостоятельно:
    Первый член геометрической прогрессии равен 2, а знаменатель равен 3. Найти сумму первых шести членов этой прогрессии.

  • Проверь себя!

    S6 = b1(q6 – 1 )/(q – 1) = 2(36 – 1 )/(3 – 1) = 2 ·728  /...

    24 слайд

    Проверь себя!

    S6 = b1(q6 – 1 )/(q – 1) = 2(36 – 1 )/(3 – 1) = 2 ·728 / 2 = 728
    Молодец!
    Итак, благодаря поучительной истории с шахматной доской, ты узнал и открыл для себя много нового и полезного. Перед тобой вопросы, на которые ты должен ответить в конце урока:
    1)Какая числовая последовательность называется геометрической прогрессией?
    2) Какое число называется знаменателем геометрической прогрессии?
    3)По какой формуле можно найти n-й член геометрической прогрессии?
    4) По какой формуле можно найти сумму n первых членов геометрической прогрессии, если известны:
    а) первый член, n-й член и знаменатель;
    б)первый член и знаменатель геометрической прогрессии?
    Подумай и ответь!

  •      Спасибо за урок!

    25 слайд

    Спасибо за урок!

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для проведения первого урока по данной теме, знакомит учащихся с историей возникновения геометрической прогрессии с легендой о шахматной доске. Чтобы понять ее, вовсе не нужно уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.07.2020 520
    • PPTX 628 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мордвинкова Юлия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мордвинкова Юлия Валерьевна
    Мордвинкова Юлия Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76264
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 520 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1247 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 794 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек