Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Презентация "Нуобъятный мир северного фольклора"

Презентация "Нуобъятный мир северного фольклора"

 «Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэн...
План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологи...
Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, прож...
История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного лед...
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусст...
Мифы народов севера:
В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев....
Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они...
Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. З...
Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с лико...
Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и анг...
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое уст...
Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Со...
В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о з...
Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них...
Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, т...
http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http:...
‹‹
1 из 20
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  «Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.
Описание слайда:

«Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.

№ слайда 2 ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэн
Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами из поколения в поколение. Вот так всё это до нас и дошло. Цель презентации: показать, как переплетается северный фольклор с жизнью и появлением народов.

№ слайда 3 План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологи
Описание слайда:

План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологический жанр. Легенды северных народов. Сказки народов севера.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, прож
Описание слайда:

Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

№ слайда 6 История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного лед
Описание слайда:

История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна «Берелех» (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homo sapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетового излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации — светлая кожа. Наверное, народ саами является самым древним народом в Арктике. Можно сказать с уверенностью, что этот народ населяет северную часть Скандинавии, Финляндию и Кольский полуостров в России в течение почти 8 тысяч лет. Кроме этого, саами является первым из коренных народов Арктики, описанных в истории. В 550 г до н.э. византийский историк Прокопиус описал их как диких животных, не имеющих ни одежды, ни обуви, только выделанные шкуры животных; по его словам, они не были знакомы с сельским хозяйством, жили только охотой и не пили вина.

№ слайда 7 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусст
Описание слайда:

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Этот жанр очень украшает художественное творчество, вносит в него таинственность и загадочность. Со сказкой мы не расстаёмся с детства. Она вносит в нашу жизнь красоту, волшебство и доброту!

№ слайда 8 Мифы народов севера:
Описание слайда:

Мифы народов севера:

№ слайда 9 В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев.
Описание слайда:

В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев. Туда не попадают умершие от болезней или старости, но только те, кто погиб в бою. Валькирии, богини войны, опьяняют людей жаждой смерти, а затем забирают павших с поля битвы. Они приводят их в крепость Асгард, крыша которой сделана из шлемов и щитов. Там героев встречает сам бог Вотан. Бог Один объясняет умершим воинам, что теперь они продолжат начатую на земле битву здесь, в Асгарде. Воины Валгаллы сражаются с утра до вечера, умирают и вновь воскресают, чтобы снова биться, пока не раздастся звон колокола, возвещающего о начале вечернего пира, во время которого воины рассказывают друг другу о своих дневных подвигах. Чтобы восстановить силы, они пьют молоко козы Хейдрун, едят мясо кабана Сэхримнира и занимаются любовью с валькириями, которые подливают пиво в их кубки. Во время этих пиров Один ничего не ест, а только пьет и кормит своих волков-убийц. Однако он не забывает напоминать воинам, что все, чем они заняты в Валгалле, – это всего лишь подготовка к последней битве, Рагнареку. Тогда, выйдя из пятисот сорока дверей Асгарда воины Валгаллы встретятся с Локи, богом огня, и его армией. В ее рядах будет волк Фенрир, змей Ермунганд и множество других демонических порождений. Если воины Валгаллы будут побеждены, тогда мир погибнет, и Локи разразится торжествующим хохотом.

№ слайда 10 Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они
Описание слайда:

Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они возникли. Их боги поступали не всегда достойно. Высшей добродетелью считалась отвага, иногда в ущерб морали. Это объясняет нам причины, по которым христианство вытеснило древние верования скандинавов. Истина заключается в том, что истории этих богов едва ли более моральны, чем сказка о герое, жестоко обманывающем короля, с целью завладеть принцессой. Такие легенды способствуют нашему пониманию духовной жизни этого времени, будят смелость и воображение, которое всегда было необходимо нации первопроходцев, исследователей и искателей приключений. Хотя герои саг и легенд далеки от совершенства, их истории очень увлекательны. Сам Шекспир, любивший страстные истории, позаимствовал сюжет «Гамлета» из древней скандинавской саги.

№ слайда 11 Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. З
Описание слайда:

Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. Замерзшие реки и ядовитый иней, созданные Имиром до создания Солнца и Земли, напоминают нам воды из Библии, над которыми витал во тьме Божий дух. Греческие боги в человеческом обличье сражались с титанами, а греческие герои побеждали чудовищ. Суровая история северных народов и условия их жизни сформировали глубоко индивидуальный дух мифов и легенд. Боги Асгарда, как и люди, в них верившие, находились в постоянной борьбе добра и зла, света и тьмы, тепла и холода. Их бурный темперамент противостоял темным силам, от которых Земле суждено было в конце концов погибнуть в Судный день. Мир наводняли великаны и удивительные монстры. Голодные «волки тьмы» преследовали на небесах Солнце и Луну.

№ слайда 12 Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с лико
Описание слайда:

Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с ликованием, хотя его жизнь коротка и счастливые развязки редки. Древние легенды, исполненные суровым духом Севера, всегда новы и восхитительны. Они позволяют нам глубже понять верования древних скандинавских народов и возникшую на их основе литературу.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и анг
Описание слайда:

Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ -Гренделяв королевстведанови дракона королевствагаутов. Брунхильд— героиняскандинаво-германскоймифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов самому Одину. Вяйнямейнен— главный герой карело-финского эпоса, сын богини-демиургаЛуоннотар. Этот мудрый старец, маг и чародей, был одарен сверхъестественными способностями, но ему на протяжении всей жизни фатально не везло в любви. Кримхильда— героиня германского эпоса "Песнь оНибелунгах", женаЗигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна совершенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть доблестных воинов. Нибелунги— в германо-скандинавской мифологии и эпосе — все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы)карлика-цвергаАндвари, который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев. Сигурд— вскандинаво-германскоймифологии и эпосе великий герой, сынСигмундаиСиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата драконаФафнира, стерегущего проклятый золотой клад карликаАндвари. Старкад— герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Представлял собой уродливого великана с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками. Хаддинг— сын датского короляГрама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии.Хаддингупокровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана. Хегни— герой германо-скандинавской мифологии. Имеет противоречивые черты.Эддическиепесни изображаютХёгнибезупречным героем. В саге оТидрекеи в "Песни онибелунгах"Хёгниприобретает отрицательные черты. Он предательски убил великогоЗигфрида(Сигурда), а затем спрятал золотой кладнибелунговна дне реки. Хельги— герой скандинавской мифологии. ИмяХельгиможно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный".Хельгипокровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями.

№ слайда 15 Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое уст
Описание слайда:

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

№ слайда 16 Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Со
Описание слайда:

Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Социально-бытовые сказки «Блуждающие» («бродячие») сказки Кумулятивные сказки Сказки- песни Историко-героические сказки Сказки –бывальщины Сказки о животных

№ слайда 17 В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о з
Описание слайда:

В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Однако информация, заложенная в них, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

№ слайда 18 Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них
Описание слайда:

Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

№ слайда 19 Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, т
Описание слайда:

Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топор в воду уронил. Глупый мужик сидит и не знает, как топор достать. Вдруг из воды водяной показался и спросил: -О чём, мужик, плачешь? Глупый мужик сказал: — Я топор в воду уронил. Водяной скрылся и принёс золотой топор. — Твой топор?— сказал он. Мужик ответил: — Нет, это не мой топор. Водяной серебряный топор принёс и сказал: — Это твой топор? Мужик ответил: — Нет, это не мой топор. Водяной принёс простой топор. Мужик сказал: — Это мой топор. Водяной подарил мужику три топора — золотой, серебряный и простой. Пришёл мужик домой и рассказал деревенским друзьям: — Мне водяной подарил три топора. Один его друг говорит: — Я тоже пойду, может, и мне водяной три топора подарит. Вот пошёл он на берег и стал рубить дерево. Рубил-рубил и нарочно топор бросил в воду. Потом сидит, плачет. Не может достать топор. Наконец водяной к нему вышел и спросил: — Что ты плачешь? Мужик сказал: — Я топор в воду уронил. Водяной принёс золотой топор и спросил: — Это твой топор? Мужик отвечает: — Это мой топор. Давай сюда. — Это не твой топор,— сказал водяной и ушёл под воду. Мужик возле берега до вечера сидел, только водяной больше не появился. Тогда мужик, плача, домой пошёл.

№ слайда 20 http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http:
Описание слайда:

http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm http://clubs.ya.ru/4611686018427439581 http://godsbay.ru/vikings/norse_heroes.html http://sokrnarmira.ru/index/0-3779 http://www.astroguide.ru/neobyasnimoe/severnoe-siyanie-pravda-i-mify.html http://valtasar.ru/psila/polarnoe_siyanie.html http://www.likebook.ru/books/view/169172/ http://ckazka.com/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&catid=8&sobi2Id=3354&Itemid http://magicschool2.chat.ru/project/unnamed.1/myth.htm http://u-uk.ru/collections-series/210-mify-narodov-mira-v-30-tomah.html Список использованных информационных ресурсов:

  • Начальные классы
Описание:

Научно доказан тот факт, что первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Однако информация, заложенная в них, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

Скачать материал
Автор Фархутдинова Елена Александровна
Дата добавления 23.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1782
Номер материала MA-061616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.