Урок биологии в 10-м классе. Тема: "Биосинтез белка"
·
Льянова
Залина Казбековна, учитель
биологии
Разделы: Преподавание
биологии
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Задачи урока:
·
Образовательные:
o
познакомить с молекулярными и цитологическими основами
реализации наследственной информации на уровне синтеза полипептидной цепи и
роли нуклеиновых кислот и белков в этом процессе. Раскрыть значение биосинтеза
белка;
o
проконтролировать первичное усвоение знаний с помощью
дидактических материалов.
·
Развивающие:
o
продолжать формировать межпредметные связи, развивать
познавательный интерес;
o
продолжить формирование учебно-познавательной компетенции:
характеризовать процессы биосинтеза белка, его стадии; владеть умениями
сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале,
составления схемы, планирования проекта;
o
развивать умения работать с компьютером.
·
Воспитательные:
o
продолжить формирование естественнонаучной картины мира при
рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с
реализацией наследственной информации;
o
формировать коммуникативную компетенцию: уметь оформлять свою
мысль, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать
процедуру группового обсуждения;
o
воспитание ценностного отношения к своему здоровью (необратимые
изменения возникающие при нарушении генетического кода).
1. Учащиеся должны усвоить новые
понятия: «пластический обмен, транскрипция, трансляция,
генетический код, триплетность, однонаправленность. вырожденность,
специфичность, универсальность генетического кода, антикодоны ;
знать сущность этапов транскрипции и трансляции, посттрансляционной модификации
белков.
2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный
материал, объяснять схемы транскрипции и трансляции, аргументировать выводы,
применять знания для выполнения ситуативных задач.
Оборудование:модель ДНК, презентация
«Синтез белка», компьютер с мультимедийным проектором, компьютерные модели.
Методическое обеспечение:
·
таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Биосинтез белка»;
·
раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и
взаимопроверки знаний;
·
презентация Microsoft PowerPoint «Биосинтез белка» –
презентационное сопровождение урока 35 слайдов (POWER POINT).
Актуальность использования средств ИКТ
·
Возможность представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов.
·
Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить
сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и
кодировании наследственной информации.
·
Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.
·
Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной
демонстрации наиболее важных фрагментов.
Тип урока: комбинированный
урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных
задач.
ХОД УРОКА
№
|
Этапы
урока
|
Методическое
обеспечение
|
Деятельность
учителя
|
1.
|
Организационный
момент.
|
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
|
–
самопроверка своего рабочего места. – 1 мин.
|
2.
|
Мотивация
и целеполагание
|
Беседа
по вопросам учителя с использованием презентации урока.
|
–
учащиеся читают текст и определяют тему урока – 2 мин
|
3.
|
Актуализация
изученного материала(повторение теоретического материала по разделу
“Репликация и транскрипция”)
|
Беседа
по вопросам учителя с использованием презентации урока
|
–
учащиеся вспоминают основные понятия по темам «Нуклеиновые кислоты» и «Белки»
– 10 мин
|
4.
|
Введение
нового материала.
|
С
использованием презентации рисунков учебника создаётся совместный проект
|
–
учащиеся делают записи в тетрадь (описание процессов транскрипция и
трансляция)
10 мин
|
5.
|
Закрепление
знаний по теме: “Биосинтез белка”.
|
1.
Создание белковой молекулы.
2. Выполнение заданий по теме «Биосинтез белка»
|
Решение
задач по изученному материалу
Работу можно проводить в малых группах, а так же индивидуально. – 10
мин
|
6.
|
Подведение
итогов урока.
|
–
оценивание работ учащихся.
– запись домашнего задания.
|
– беседа
– запись домашнего задания в дневник. – 2 мин
|
Пояснения к Презентации
I. Оргмомент – 2
мин.
II. Мотивация и целеполагание
Первый слайд – титульный (вопрос)
Почитайте текст
Процесс осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу
матричного синтеза.
При участии ферментов РНК-полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК
(генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, тРНК, рРНК).
В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются иРНК и тРНК, в субъединицы
рибосом встраиваются рРНК.
Рибосома вступает на один из концов иРНК (именно на тот, с которого начинается
ее синтез в ядре) и начинает перемещаться прерывисто по иРНК, триплет за
триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой
соединяются аминокислоты, поднесенные с соответствующим участкам иРНК
транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент,
присоединяющий ее к тРНК.Используется энергия АТФ.
Какой процесс описан?
III. Этап самоопределения (определение
темы урока)
Учащиеся работают с текстом (Приложение
1), в котором описывается биологический
процесс. Их задача определить процесс.
Второй слайд – ставим
цель урока, задачи урока, знакомим с содержанием.
Третий слайд «Жизнь – есть способ
существования белковых тел, и этот способ существования состоит в постоянном
самообновлении химических составляющих частей этих тел» (Ф.
Энгельс)
Многообразие белков и строение молекулы ДНК
Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка.
Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо
синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют
ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мембран,
гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, например, за сутки в
организме человека распадается около 400 г различныхбелков,
следовательно, такую же массу нужно
синтезировать снова.
Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор
белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки,
выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и
даже одинаковыми.
С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга.
На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб.
Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре
белков.
Четвёртый – пятый слайд Николай
КонстантиновичКольцов (1872-1940) Отечественный зоолог, цитолог, генетик.
Выдвинул идею о том, что синтез белка идет по матричному принципу.
Центральная догма (основной постулат) молекулярной биологии – матричный синтез.
Смысл матричного синтеза в том, что, имея одну молекулу в качестве матрицы
(формочка), можно синтезировать множество других одинаковых молекул
IV. Актуализация изученного материала (повторение теоретического
материала по разделу Репликация и транскрипция)
6-7слайды. Участники синтеза
белка (работа с текстом)
Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия
новой темы – повторяем материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях.
Обращаем внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение
молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. учащихся имеются
бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают
результат.
Используя таблицу учащиеся дают определения терминам, названием веществ и
органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой
Участники биосинтеза белка (далее – примерные ответы учащихся по
пройденным темам)
1. ДНК
Строение. Актуализация знаний о
строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе
комплементарности.
Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в
первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой
первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
(самостоятельная работа учащихся с компьютером
Биологические функции ДНК
2. РНК
Строение. Молекулы рибонуклеиновой
кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят
из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК.
В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил).
Виды РНК:
Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза.
В большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Таким образом, синтез
РНК на матрице ДНК является гетерокаталитической реакцией матричного типа. Этот
процесс называется транскрипцией.
Информационная (матричная) РНК — и-РНК
(м-РНК). Содержит от нескольких сотен до 10 000
нуклеотидов. Молекула и-РНК представляет собой незамкнутую цепочку. Она
переносит информацию о структуре белка с ДНК на рибосомы — место
непосредственного синтеза полипептидной цепочки.
·
Учащиеся вспоминают, какими свойствами обладает генетический
код.
·
Код триплетен. -одна
АК кодируется тремя нуклеотидами (ТРИПЛЕТОМ)
·
Код не перекрывается –нуклеотид
не может входить в состав двух триплетов.
·
Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
·
Код избыточен. Это означает, что каждая аминокислота шифруется
более чем одним кодоном Между генами имеются «знаки препинания».
·
Из 64 триплетов три: У – А – А, У – А – Г, У – Г – А, – не
кодируют аминокислоты. Эти триплеты (их называют стоп-кодонами) – сигналы
окончания синтеза полипептидной цепи.
·
Внутри гена нет «знаков препинания».
·
Код универсален.
·
Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК(
самост-ая работа с компьютером)
3. Транспортная РНК — т-РНК. Переносит
аминокислоты к месту синтеза белков на рибосомы.
Каждая молекула т-РНК содержит примерно 80 нуклеотидов. Специфичность т-РНК
определяется структуройантикодона, т.
е. участка соединения с конкретным триплетом и-РНК.
4. Рибосома, ее структура и функции
Рибосомы являются клеточными органоидами, состоящими из белков
(примерно 40 %) и р-РНК (60 %). Они представляют собой миниатюрные клеточные
«фабрики белка». Число их в клетке достигает 10 млн.
Рибосомальная РНК — р-РНК. Входит
в состав рибосом.
V. Изучение нового материала –
10 мин.
8 слайд
Этапы биосинтеза. Генетическая
информация с ДНК на белок передаётся через иРНК.
ДНК —>
иРНК —>
белок
транскрипция
трансляция
Ген – участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке.
1. Транскрипция. Носителем генетической
информации является ДНК, расположенная в клеточном ядре. Сам же синтез белка
происходит в цитоплазме на рибосомах. Из ядра в цитоплазму информация о
структуре белка поступает в виде информационной
РНК (иРНК). Для того чтобы синтезировать иРНК, участок двуцепочечной
ДНК раскручивается, а затем на одной из цепочек ДНК по принципу
Модель-анимация процесса
транскрипции (самостоятельная работа
учащихся с компьютером)
В начале каждого гена находится особая специфическая последовательность
нуклеотидов, называемаяпромотором. РНК-полимераза
«узнает» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез
цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК,
присоединяя к ней новые нуклеотиды, до тех пор, пока не дойдет до очередного
«знака препинания» в молекуле ДНК — терминатора. Это
последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно
прекратить.
В цитоплазме обязательно должен иметься полный набор аминокислот, необходимых
для синтеза белков. Эти аминокислоты образуются в результате расщепления
белков, получаемых организмом с пищей, а некоторые могут синтезироваться в
самом организме.
Необходимо помнить, что любая аминокислота может попасть в
рибосому, только прикрепившись к специальнойтранспортной
РНК (тРНК).
Трансляция. В цитоплазме происходит
завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это
перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность
аминокислот молекулы белка. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК
присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки
полипептида в рибосоме. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон
на одном конце и акцепторный конец на другом. Антикодон считывает информацию с
иРНК, акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты. Синтез
полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот,
которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует
как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к
акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.
Этапы трансляции (слайды
11-16.)
1. СТАДИЯ ИНИЦИАЦИЯ
Начала синтеза цепи
С тем концом и-РНК, с которого должен
начаться синтез белка, взаимодействует рибосома. При этом начало будущего белка
обоаначается триплетом АУГ, который
является знаком начала трансляции- это
точка промотор..Так
как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то все белки (за исключением
специальных случаев) начинаются с метионина.
2. СТАДИЯ ЭЛОНГАЦИЯ – удлинение
После связывания рибосома начинает двигаться по иРНК,
задерживаясь на каждом ее участке, который включает в себя два кодона (т. е. 3
+ 3 = 6 нуклеотидов). Время задержки составляет всего 0,2 с. За это время
молекула тРНК, антикодон которой
комплементарен кодону, находящемуся в рибосоме, успевает распознать его. Та
аминокислота, которая была связана с этой т-РНК, отделяется от «черешка» и
присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот
же самый момент к рибосоме подходит следующая т-РНК, антикодон которой
комплементарен следующему триплету в иРНК, и следующая аминокислота,
принесенная этой тРНК, включается в растущую цепочку. После этого рибосома
сдвигается по и-РНК, задерживается на следующих нуклеотидах, и все повторяется
сначалаСборка полипептидной цепи идет в направлении 5-3
3. СТАДИЯ ТЕРМИНАЦИЯ
Завершение синтеза белка в участке-терминаторе, который узнается
РНК-полимеразой при участии особых белковых факторов терминации.
Рибосома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА,
УАГ или УГА). Эти
кодоны не кодируют аминокислот.
20 слайд Это интересно…
·
Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты
·
За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей
·
Половина белков нашего тела (всего 17 кг белка)
обновляется за 80 дней
·
За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз
21 слайд Найдите
ошибку:
Рибосомы, словно бусы
Забрались на ДНК.
С ДНК они читают
Код молекулы белкa.
Строят цепь белкa они
Согласно информации.
Вместе весь процесс зовем
Коротко, мы, трансляция
VI. Закрепление знаний по теме: “Биосинтез белка”. Решение задач
по изученному материалу
Работу можно проводить в малых группах, а так же индивидуально –
10 мин.
Слайд 22: Фильм по теме «Биосинтез белка»
Слайд № 23 Карточка-задание №1 Процесс синтеза белка
Слайды № 24-26
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Задачи:
1. В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать
белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты (
и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий
белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты
рибосомы кролика, а и-РНК – из клеток овцы? Почему?
2. Одна макромолекула белка гемоглобина , состоит из 574
аминокислот, в молекулу белка за 1 секунду «сшивается» 20 аминокислот.
Объясните за сколько секунд она синтезируется
VII. Итог урока: подведение
результатов работы на уроке; выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: §15
Биосинтез белка. Решение задач из технологической карты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.