Дата
Урок 18 Группа №7
Тема:
Обучающая : – изучить последовательность механической
кулинарной обработки бараньей туши.
– изучить факторы, влияющие на качество обработки;
–
изучить разделку говяжьей, свиной и бараньей туш;
–
рассмотреть (и вспомнить из кулинарии и жизни) перечень блюд и изделий,
изготовляемых из определённых частей туши;
Развивающая:
–
способствовать развитию внимания, мышления и самостоятельности;
–
развивать свою речь чувство взаимопомощи, товарищества и чувство здорового
соперничества;
–
развивать способность быстро выполнять требования преподавателя.
Воспитательная: – воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в
коллективе.
– выявить и показать чёткую связь
предмета технологии приготовления пищи с другими предметами;
– содействовать формированию
познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии.
Тип занятия: Урок получения новых знаний.
Вид урока: урок- игра с использованием мультимедийного
проектора.
Методы урока: – объяснительно-иллюстративный.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная,
фронтально-групповая, самостоятельная работа учащихся.
Межпредметные связи: физиология питания, санитария и гигиена,
товароведение, история.
Материально-техническое оснащение:
- документы письменного инструктирования: таблица «Разделка говяжьей,
бараньей туши», раздаточный материал по теме, разноуровневые карточки
задания
- средства ИКТ: мультимедийный проектор (таблицы, разделка
говяжьей, свиной, бараньей туш, фото по теме, рефлексия);
- литература: 1) учебное пособие «кулинария» Н. Ф. Анфимова. 2)
«Товароведение пищевых продуктов» Г. Г. Дубцов. Материалы из Интернета по
кулинарии.
Цели открытого урока: показать разнообразные виды работы на уроке с
использованием ИКТ (мультимедийного проектора): чтобы вызвать интерес у
учащихся к теме, настроить на продуктивную работу на уроке.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Староста
доложит о явке и готовности учащихся к уроку. Спасибо. Садись. Я рада видеть
вас на своем уроке и начать его мне хочется со слов: А. Дистерверга
"Развитие и образование ни одному
человеку не могут быть даны. Всякий … должен достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами, собственным напряжением".
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность» (Б.Шоу). Так вот,
давайте сегодня на уроке будем следовать этому девизу, будем творчески активны,
внимательны, будем поглощать знания с большим желанием и правильно применять их
на деле.
Тема нашего урока: «Кулинарная разделка
баранины».
Наш
урок мы построим следующим образом: так как мы с вами изучили темы: «Кулинарная
обработка мяса говядины, приготовление полуфабрикат из них, то закрепление и
проверку пройденного материала проведем в игровой форме: в виде турнира, т.е.
соревнование 2
команд,
для
которого
мы заранее
разделены
на
учебные группы. Турнир
будет проходить в виде этапов. Этапы включают 5 раундов.
1 Этап “открытия” новых знаний ( показ слайд 1, 2, 3)
Итак,
сегодня мы говорим о мясе. Мясо представляет собой сочетание мышечной,
соединительной, жировой и костной тканей. Кроме мяса говядины, свинины и
баранины в некоторых национальных кухнях используют мяса буйволов, коз,
лошадей, оленей, верблюдов.
Баранина является ценным продуктом, так как по
содержанию полезных веществ и калорийности она хорошо подходит для питания
детей и людей преклонного возраста. В ней много фтора, предохраняющего зубы от
кариеса, и мало холестерина.
Более того, содержащийся в баранине лецитин
способствует профилактике диабета, а также обладает антисклеротическими
свойствами. Большое количество минеральных веществ благотворно влияет на сердце
и сосуды, а также способствует кроветворению и нормальному функционированию
щитовидной железы.
Чтобы правильно знать, как выбрать
доброкачественное мясо, но и разбираться из каких частей (отрубей) состоит туша
и какое их предназначение. (показ слайд
4,5)
Доброкачественная
баранина на ощупь упругая и эластичная, ее жир белого цвета. Если жир имеет
некую желтизну и рыхлость, то это мясо старого барана или овцы. При покупке не
забудьте сделать тест на ямку после надавливания. По запаху, можно определить
степень свежести – запах должен быть приятным, без затхлости и гнилости.
Вообще
при выборе любого мяса обязательно нужно учитывать возраст животного. Чем
моложе, тем оно нежней, и чем старше, тем плотней. Мясо молодых барашков (до 3
месяцев) отличается нежностью, а мясо молочного ягненка (до 8 недель) - еще
более нежное, имеет необыкновенно мягкий вкус и считается деликатесом.
В среднеазиатских и кавказских кухнях есть свои, национальные
способы разделки баранины. Часто при такой разделки кости не рубят, а разрезают
тушу по суставам.
Материал
лекции (слайд
Обработка баранины)
У бараньей туши удаляют почки (если
она поступила с почками), затем по выступу тазовой кости делят поперек на
переднюю и заднюю половины (рис. 9).
Рис. 9. Схема разделки бараньей
туши:
I – лопатка (передняя нога); II – шейная часть;
III – корейка; IV – грудинка; V – тазобедренная часть.
Разделка
и обвалка передней части туши. Переднюю часть делят на лопатку,
шею, корейку, грудинку. Вначале отделяют лопатку, после этого отрубают шею по
последнему шейному позвонку. У оставшейся части вдоль спинных позвонков
подрезают мякоть с двух сторон позвоночника, вырубают
позвоночник, разрубают грудную кость и получают две половины.
Полученные половины кладут на стол внутренней стороной вверх, делают надрез
поперек ребер так, чтобы ширина корейки по всей длине была одинаковой (длина
ребер у корейки должна быть не более 8 см), перерубают реберные кости и
отделяют корейку от грудинки При обвалке шеи делают продольный разрез мякоти по
шейным позвонкам и срезают мякоть целым пластом. Лопатку обваливают так же, как
у говяжьей туши. При зачистке удаляют сухожилия и грубую соединительную ткань.
Пленку с наружной стороны не снимают. Корейку и грудинку полной
обвалке не подвергают, у корейки с наружной стороны удаляют
сухожилия, у грудинки от заднего конца отрезают жилистое мясо (часть пашины).
Разделка и обвалка задней части туши. Заднюю часть делят вдоль по
позвонкам на две тазобедренные части. Обвалку задних ног ведут так же, как у говяжьей
туши, мякоть тазобедренной части массой не более 5 кг оставляют целиком. У
более крупных туш тазобедренную часть разрезают по пленкам на 4 части. Для
жарки в целом виде обвалку можно осуществлять
не полностью, удалив только тазовую кость. В
результате кулинарной разделки и обвалки получают лопатку, шею, корейку,
грудинку и тазобедренную часть. Потери при обработке баранины I категории 28,5
%, II категории – 33,8 %.
Разделка телятины производится так же, как и баранины.
Части туш, полученные после обвалки и зачистки, сортируют в зависимости от
кулинарного использования. Тазобедренную часть используют
для жарки целиком панированными порционными кусками и
мелкими кусками.
Корейку – для жарки целиком, порционными натуральными и панированными
кусками и мелкими, кусочками.
Лопатку – для
жарки целиком (рулетом), варки, тушения порционными кусками и мелкими
кусочками.
Грудинку – для
жарки в фаршированном виде, варки, тушения мелкими кусочками.
Шею – для
приготовления рубленой массы.
Кроме
этого на следующем уроке нам необходимо узнать полуфабрикаты из баранины.
2.Закрепление
знаний
1
раунд «Разминка».
Расположить
последовательно набор
отрубов
в соответствии с технологическим процессом кулинарной разделки.
Этот
конкурс оценивается в 3 балла.
1
команда: Отруба передней четвертины
2
команда: Отруба задней четвертины
Время
на выполнение задания – 1 минута.
Эксперты оценивают первый раунд
турнира «Разминка» на основании определенных заранее критериев.
2
раунд
турнира:
«Кто лучше умеет?» Для его проведения вызываются по одному учащемуся от
каждой команды, которые должны правильно перечислить полуфабрикаты с
указанного отруба (тазобедренная часть, толстый край)
Этот
этап урока позволяет выявить наблюдательность учащихся, их умение воспроизвести
ранее полученные знания. Этот раунд оценивается в 5 баллов. Если участник
команды не смог
справиться с данной задачей
,
то право ответить предоставляется участнику другой команде.
Эксперт
(Айрапетян
К Д)оценивает работу
команд.
3
раунд
турнира:
«Кто лучше знает?» На этом этапе участникам каждой команды зачитываются
вслух вопросы. За 1 минуту они должны правильно ответить как можно большее
число из них. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы
для 1 команды
1.Обвалка
–это…
2.По
способу приготовления различают полуфабрикаты…
3.Стадии
обработки мороженого мяса
4.Темпратура
мясного цеха..
5.Основной
белок мышечной ткани
6.Отруба,
получаемые при разделке передней четвертины баранины
Вопросы
для 2 команды
1.Жиловка
–это
2.Линия
деления при разделки говядины на переднюю и заднюю четвертины
3.Крупнокусковые
полуфабрикаты из говядины
4.Маринование
– это….
5.Часть
баранины используемое для жарки целиком
6.
Условия при размораживании мяса медленным способом
Эксперт
оценивает работу
команд и ведут учет времени.
4
раунд
турнира:
«Найди пару!» Каждый полуфабрикат приготавливается с той или иной
части отруба в зависимости от его кулинарного назначения. Каждая команда
получает по 3
наименовании полуфабрикат. Задача игроков за 1 минуту правильно
найти отруб
и
соединить их. За каждую правильную пару команда получает 2 балла.
Лопатка
Шея,
Грудинка
Толстый
край
Покромка
Пашина
Тазобедренная
часть
Вырезка
Тонкий
край
Шпигованное
мясо
Ростбиф
Ромштекс
Бефстроганов
Антрекот
Азу
Оценка
эксперта.
5
раунд
турнира: Логическая цепочка
Командам
предлагается разгадать название полуфабрика по наводящему
вопросу .
Время на выполнение задания 3 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1
балл.
Лангет
Тушеное
мясо
шашлык
Филе
Шпигованное
мясо
Бефстроганы
Эксперт
оценивает работу
команд.
ПОКАЗ
слайда
5.
Рефлексия.
6.
Подведение итогов занятия. Наш турнир подходит к концу. Пора подводить итоги.
По количеству набранных баллов победила команда №. Игроки этой команды были на
уроке более активными, внимательными, более собранными и самостоятельными. 1.
Задание на дом.
Вы
замечательно поработали на уроке, были ошибки, но они были незначительными.
Подводя итоги урока я хочу привести слова Демокрита: «Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если им не учиться». Ваше домашнее задание: повторить
кулинарную разделку баранины, в тетрадях дать ответ индивидуальным карточкам
задания (разноуровневые).
Спасибо
всем за урок. До свидания.
вопросы
для 1 команды
1.Обвалка
–это…
2.По
способу приготовления различают полуфабрикаты…
3.Стадии
обработки мороженого мяса
4.Темпратура
мясного цеха..
5.Основной
белок мышечной ткани
6.Отруба,
получаемые при разделке передней четвертины баранины
Вопросы
для 2 команды
1.Жиловка
–это
2.Линия
деления при разделки говядины на переднюю и заднюю четвертины
3.Крупнокусковые
полуфабрикаты из говядины
4.Маринование
– это….
5.Часть
баранины используемое для жарки целиком
6.
Условия при размораживании мяса медленным способом
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.