Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Альтернативная коммуникация.
Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
2 слайд
Если речь и связанное с ней вербальное общение не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение (альтернативная коммуникация).
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка
3 слайд
Использование языковой альтернативы призвано:
облегчить общение
улучшить всестороннее развитие ребенка
активизировать его участие в педагогическом процессе
возможность интеграции детей в социум
4 слайд
Пиктограммы
Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством рисунка. Преимущество использования графических символов — пиктограмм — заключается в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться и оперировать одними и теми же изображениями.
5 слайд
Пиктограммы могут использоваться в следующих качествах:
как средство временного общения
как средство постоянного общения
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии
6 слайд
Серия рабочих тетрадей для занятий с детьми: Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я ― говорю! Упражнения с пиктограммами. М.: Дрофа, 2007–2009.
7 слайд
Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы:
с неговорящими детьми,
детьми, имеющими речевое недоразвитие,
детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности,
детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.
8 слайд
9 слайд
Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:
- облегчить общение.
-улучшить всестороннее развитие ребёнка.
-активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).
-позволяет интегрировать детей в широкий социум
10 слайд
ТРЕБОВАНИЯ К ПИКТОГРАММАМ
Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическими категориями. Различение грамматических категорий основано на применении цветного фона.
Цвета фона представлены следующим образом:
имена существительные — синий (голубой);
глаголы — красный;
прилагательные — зеленый;
наречия, предлоги, союзы — черный.
Обязательным условием в работе является соотнесение различных частей речи, представленных одним и тем же символом с соответствующим цветным фоном.
11 слайд
Этапы обучения в работе с пиктограммами:
Ознакомление ребёнка со знаком символом и уточнение его понимания
Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций
Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа
12 слайд
1.Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания:
Идентификация символа
Выбор нужной пиктограммы из ряда других
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других;
Конструирование фразы с помощью пиктограмм
Выбор (показ) из нескольких фраз
13 слайд
Идентификация символа
14 слайд
Выбор нужной пиктограммы из ряда других
15 слайд
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других
16 слайд
Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других
17 слайд
Конструирование фразы с помощью пиктограмм
18 слайд
2.Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
Составить из пиктограмм пару. Например, кукла→ играть, яблоко → есть. Второй вариант: слушать → уши, пить → вода;
Среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе
Четвёртый лишний;
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм.
Найти и исправить ошибку во фразе.
19 слайд
Среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе
20 слайд
Найти и исправить ошибку во фразе.
21 слайд
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа:
Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав её из серии других;
Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу;
Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
Составить логические цепочки.
22 слайд
Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав её из серии других
23 слайд
Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
24 слайд
Содержание пособия
призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
25 слайд
Спасибо за внимание!
26 слайд
Категории детей, которые не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития:
Синдром Дауна
ДЦП (детский церебральный паралич)
РДА (ранний детский аутизм)
Ментальные нарушения
Другие нарушения
27 слайд
Причины отсутствия речи:
Неврологические нарушения
Психопатологические нарушения
Нарушения церебрально- органического генеза свидетельствующие о задержке ЦНС
Наличие повреждений отдельных мозговых структур головного мозга
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Формирование логической цепочки:
-Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма)
-обобщающее понятие
-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами
-самостоятельная ориентировка в системе знаков
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 290 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.