Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Педсовет
«Инклюзивное образование:
от теории до практики»
Основной докладчик: Комиссарова Г.В.
2 слайд
Основы инклюзивного
образования
3 слайд
Джон Фицджеральд Кеннеди
Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия»
4 слайд
Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
5 слайд
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
Закон "Об образовании в Российской Федерации"
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья:
Статья 2, п.27. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Статья 5.1 Право на образование.
Создаются условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих методов и условия, способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6 слайд
Инклюзивное (включающее )
образование
дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
7 слайд
Статистические данные:
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
8 слайд
Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы
Не учатся
Специализированные школы
Интернаты
Обычные классы
Обучение на дому
Классы коррекции
9 слайд
3 подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)
1.Дифференцированное(создание коррекционных учреждений 8 видов)
2.Интегрированное(создание коррекционных классов, групп о ОУ)
3.Инклюзивное( образование детей с ОВЗ в обычном ОУ)
10 слайд
.
Отличие инклюзии от интеграции и коррекционных школ
Интеграция – образовательное пространство для организации совместной детальности детей с ОВЗ и детей условной нормы развития (коррекционные классы);
Специальное образование (коррекционные школы) создание условий в соответствии с одним видом образовательных потребностей для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
11 слайд
Анализ теории и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что образование в специализированных образовательных учреждениях с одной стороны создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует их социальной интеграции, ограничивая их жизненные шансы.
12 слайд
Следствием данного противоречия является то, что в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений круг общения сужается, самооценка падает, закрывается дорога к полноценной жизни, но и в общеобразовательных учреждениях не всегда в полном объёме могут быть реализованы общие и специфические цели образования данной категории детей, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков развития педагогическими средствами, социальную реабилитацию, воспитание у них чувства собственного достоинства, преодоление ими чувства малоценности, формирование адекватных форм социального поведения. Следует отметить, что идет стихийная интеграция: проблемные дети попадают в массовую школу не потому, что там созданы адекватные условия для их обучения и воспитания, а потому, что родители не в полной мере осознают проблему ребенка.
13 слайд
Модель инклюзивного образования
14 слайд
15 слайд
Психология и педагогика инклюзивного образования:
обучение детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в классе вместе с обычными детьми
16 слайд
Психология и педагогика инклюзивного образования:
исключение любой дискриминации детей с ОВЗ
17 слайд
Психология и педагогика инклюзивного образования:
принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению
18 слайд
Психология и педагогика инклюзивного образования:
формирование добрых отношений в школьных сообществах
19 слайд
Психология и педагогика инклюзивного образования:
помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ
20 слайд
Инклюзивное образование
не должно быть эксклюзивным
21 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей
с задержкой психического развития…
22 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей
с легкой умственной недостаточностью…
23 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы…
24 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей с речевыми нарушениями…
25 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей слабовидящих…
26 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей слабослышащих…
27 слайд
Инклюзивное образование
ориентировано на детей с нарушениями моторики…
28 слайд
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С введением инклюзивного образования актуализируются следующие факторы:
Индивидуализация образовательного процесса для детей с ОВЗ
Развитие способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками
Развитие способностей учащихся с ОВЗ через дополнительное образование
Включение детей с ОВЗ в разные виды школьной деятельности (кружки, секции и т.д.)
Использование современных технологий в образовательном процессе
Взаимодействие педагогов, родителей, соц.работников в процессе создания индивидуальных образовательных программ
Совмещение приемов коррекционного и массового образования
29 слайд
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программы обучение, используемые в инклюзивном образовании
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Программы общеобразовательных учреждений в комплексе охватывают все учебные дисциплины
Пособия по внеклассной работе o представляют технологии по социализации школьников, по организации игр, экскурсий, кружковой работы
Пособия по коррекционно – развивающей деятельности об организация индивидуальный коррекционных занятий
(развитие слуха, речи, зрения, двигательной активности)
30 слайд
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Педагог - психолог
Выявляет особенности ребенка, характер взаимодействия со сверстниками,родителями
Готовит социальную среду, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ (разъясняет другим детям и педагогическому коллективу об особенностях детей с ВОЗ)
Помогает учителю и другим педагогам наладить контакт с родителями ребенка с ОВЗ и родителями детей без нарушений, подобрать приемы взаимодействия друг с другом
Проводит консультации педагогов, родителей, тьютеров
Проводит занятия в сенсорной комнате
(комнате психологической разгрузки)
31 слайд
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Социальный педагог
Контроль за соблюдение прав любого ребенка, обучающегося в школе
Выявляет потребности ребенка и семьи в социальной поддержке, в адаптации ребенка к школе
Взаимодействует с органами социальной защиты, общественными организациями,
учреждениями дополнительного образования
Помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации к школе, в среде других родителей
Способствует социализации, информированию
об инклюзивном образовании в учебном заведении
32 слайд
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Учитель
Основной специалист, осуществляющий психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи и других специалистов
Необходима специальная подготовка учителя к ведению инклюзивного класса
Учитель в инклюзивном классе должен быть активным, подхватывающим новые технологии и методики
33 слайд
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Тьютор (педагог сопровождения)
Специалист непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ в течение всего учебного дня
(как во время уроков, так и в свободное время)
Основная задача – помощь всем участникам процесса (ребенок, родитель, учитель)
адаптироваться в формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения
Взаимодействие с учителем в процессе обучения, социализации детей, работы с родителями ребенка
34 слайд
Учитель – дефектолог (логопед, сурдопедагог)
Обследование детей, выявление потребностей и объем в коррекционной работе
Составление индивидуального плана занятий
Проведение индивидуальных и групповых занятий (развитие мышления, тренировка зрительной и
слуховой функции, памяти, расширение словаря ребенка и т.д.)
Консультирование и работа с другими педагогами
Методическая помощь учителю инклюзивного класса (форма учебной работы вне класса, приемы
обучения для успешного освоения материала)
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
35 слайд
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(оборудование, обеспечивающее возможность совмещенного
обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без нарушений
развития, специальное коррекционное оборудование для
реабилитации учащихся с инвалидностью, и пр.
Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и
ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений (для учащихся с
нарушением опорно-двигательных функций, инвалидов по слуху,
зрению)
36 слайд
Условия для инклюзии:
Финансирование сопровождающих услуг.
Встраивание интеллектуальных и учебных возможностей конкретного ребенка в программы и стандарты.
ПМП-сопровождение.
Квалифицированные кадры.
Информационно-просветительская работа.
37 слайд
Основные трудности, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс
Ограниченность нормативного-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).
Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами,
приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.
38 слайд
Что же нужно изменить в образовании,
чтобы оно стало инклюзивным?
наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок
наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей
Налаженная системы ранней комплексной помощи наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения , в т.ч. тьюторов
методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов
ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза.
39 слайд
Результаты инклюзии
Дети учатся вместе в обычной школе.
Все участники могут активно участвовать во всех мероприятиях.
Специалисты приходят помогать детям.
Обычные школы изменяются.
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
Люди воспринимают человеческие обычаи как обычные.
Дети получают полноценное образование, чтобы жить полной жизнью.
Взгляды и мнения детей становятся важными для окружающих.
40 слайд
Инклюзивное образование нужно всем
ДЕТЯМ с ОВЗ
Нормативно-развивающимся школьникам
УЧИТЕЛЯМ
ШКОЛЕ
СЕМЬЕ
ОБЩЕСТВУ
Оптимальные условия социализации и полноценного развития
Поиск новых методов преподавания, новая педагогическая позиция
Сохранение ребёнка, развитие ответственной родительской позиции
Гражданские свободы, равные права, ценность человеческого достоинства и индивидуальности
Новые ценности, новое оборудование, новые образовательные технологии
Опыт преодоления своих ограничений,
ценность здоровья, лекарство от лени
41 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 350 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Комиссарова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.