Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Презентация День славянской письменности

Презентация День славянской письменности

Название документа конспект.doc

Ход урока

Ведущие 1.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш праздник посвящён Дню славянской письменности и культуры.

Ведущий 2.

Это государственный и очень важный праздник России, утверждён в 1991 г. и ежегодно отмечается вместе с Православной церковью в День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, кириллицы.

Ведущий 3

Известно, что наличие письменности является одной из основ государственности.

Подвиг, который совершили святые братья, состоит в том, что они подарили миру славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых на Руси не могло совершаться Богослужение.

Ведущий 4

В 863 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава со следующей просьбой: прислать учителей, которые могли бы научить мораван нести церковную службу на родном языке. К просьбе отнеслись с пониманием и поручили её выполнение солунским братьям Кириллу (Константину) и Мефодию.

Ведущий 1.

Более подробно об этих событиях вы узнаете из фильма.


ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА.


Ведущий 2

Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие». А первая строка Евангелие очень известна: «В нача́ле бы́ло Сло́во».


Ведущий 1.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно эта фраза украшает стены нашего актового зала.

Большое спасибо вам, ребята, что вы трудились над этим проектом, и, конечно, Любовь Леонидовне, которая курировала эту работу.

Ведущий 3

После «Евангелие» Кирилл и Мефодий перевели другие церковные книги: «Апостол», «Псалтирь», а потом и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Ведущий 4

Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

Ведущий 3

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Именно она легла в основу русского алфавита.

Ведущий 1

До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский.

Ведущий 2

Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»



Ведущий 3.

Русская поэтесса Катали Владис написала стихотворение, посвященное Кириллу и Мефодию.

Это стихотворение прочитают нам Данил и Михаил Тимонины.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ


Ведущий 1

Более тысячи лет славянский мир с благодарностью пользуется трудами святых Кирилла и Мефодия, памятником им является и великая русская литература.


Ведущий 2

А знаете ли вы, почему русский алфавит называется азбукой? По начальным буквам: аз, буки, веди.

Ведущий 1

В народе так и говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом науки». Именно с азов начинается путь в науку каждого из нас.


Ведущий 3.

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.


Ведущий 4

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Ведущий 1


Книги писали от руки на берестяных листах, потом их сшивали и отдавали переписывать. Книга на Руси считалась большой редкостью и драгоценностью. К ней относились с большим уважением. Большое число людей трудилось над оформлением книги: писцы, художники, переплётчики и многие другие.

Ведущий 2


Над рукописной книгой трудились:

  • Доброписецписал основной текст

  • Статейный писецвязь киноварью (соединял, сплетал смежные буквы в один сложный знак)

  • Заставочный писецзаставки и буквицы

  • Живописец иконныйминиатюры

  • Златописецпокрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр


Ведущий 4

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.


Ведущий 3

«Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте

Что умеете хорошего не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Вот чему учили первые книги.


Ведущий 1

В XI в. уже существует грамотность (умение читать и писать) в разных городах и монастырях. 


Ведущий 2

Но лишь к 16 веку было разрешено заводить у священников и диаконов в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»

Ведущий 3.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги.

Ведущий 4

Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

Ведущий 1

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

Ведущий 2

Об особенностях учёбы в старину вам расскажет Попов Никита. Он прочитает отрывок из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»


ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Ведущий 4.

- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Ведущий 3.

Вот как она изображена на одной на старинных гравюрах. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Ведущий 1

Учебный день продолжался до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Ведущий 2

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить» Каждый своё учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Ведущий 3.

Учили каждую букву по ее названию. А - аз, Б - буки В - веди (знаю), Г - глаголь (говори), Д - добро, Е - есть, Ж – живот и так далее. Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а уже потом в разбивку.



Ведущий 4.

Подробнее о славянской азбуке мы узнаем, обратив внимание на видео. ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА.



Ведущий 1

А некоторые исследователи пошли еще дальше, они видят в названиях букв цельный текст. В переводе на современный русский язык оно звучит примерно так:

Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! 


Ведущий 2

Вот как о названии букв, о буквицах рассуждает Михаил Задорнов.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕО 3


Ведущий 3

Мы последовали совету Михаила Николаевича и попробовали расшифровать значение слов по славянским буквицам. И вот, что у нас получилось.

Ведущий 4.

МАМА - Мыслить Аз, мыслить АЗ


Ведущий 3

Мама учит мыслить. Или предупреждение: «Подумай дважды – мама предупреждала».


Ведущий 4.

ДОМ - Добро Он Мыслить


Ведущий 3

Дом – это место, где о тебе хорошо думают.


Ведущий 4

Интересное значение получилось у слова школа.

Мы растолковали его так: «Единство некой общности людей, объединенных светлой мыслью».


Ведущий 3

Попробуйте и вы расшифровывать слова с точки зрения значения букв.


Ведущий 2


24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке.

Ведущий 3.

Братья-просветители буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты.

Ведущий 4.

Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

Ведущий 1


Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.


Ведущий 2

Спасибо за внимание.

4


Название документа презентация.ppt

День славянской
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
Создание азбуки
Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие Апостол Псалтырь богос...
глаголица кириллица
Фото Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади
Монумент Кириллу и Мефодию
Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию
Рябины вокруг памятника Кириллу и Мефодию (г Мурманск)
Памятник Святым Кириллу и Мефодию
Собор Святого Кирилла и Мефодия Варна
Прага октябрь 2006г Церковь Св Кирилла и Мефодия
Ченстоховский храм свт Кирилла и Мефодия
Нижний Новгород Церковь Кирилла и Мефодия
Центральные ворота карлинского св Кирилла и Мефодия
Беларусь Минск Центральный район ул Кирилла и Мефодия 4 монастырь бернардинцев
Пословицы об АЗБУКЕ Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки. АЗ, БУКИ и ВЕ...
 Древнерусская школа
Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита
Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира В. Пукире...
 Древнерусская школа
В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бел...
Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках...
«Аз» да «буки»» ля каждой буквы в древнем алфавите было придумано своё назван...
Славянкая азбука
Ведущий 2
О буквицах
МАМА ДОМ ГОД     Мыслить-Аз - МА Мыслить-Аз - МА Добро - Он - Мыслить ДОМ Гл...
МАМА ДОМ ШКОЛА Мыслить АЗЪ Мыслить АЗЪ Добро Он Мыслить ш - Ша – триединство....
День славянской
‹‹
1 из 41
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 День славянской
Описание слайда:

День славянской

№ слайда 2 КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
Описание слайда:

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Создание азбуки
Описание слайда:

Создание азбуки

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие Апостол Псалтырь богос
Описание слайда:

Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие Апостол Псалтырь богослужебная книга, часть Нового Завета. Состоит из «Деяний» и «Посланий» св. апостолов библейская книга Ветхого Завета, состоящая из псалмов, излагающих чувства верующих жизнеописание Иисуса Христа

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 глаголица кириллица
Описание слайда:

глаголица кириллица

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Фото Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади
Описание слайда:

Фото Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади

№ слайда 13 Монумент Кириллу и Мефодию
Описание слайда:

Монумент Кириллу и Мефодию

№ слайда 14 Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию
Описание слайда:

Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию

№ слайда 15 Рябины вокруг памятника Кириллу и Мефодию (г Мурманск)
Описание слайда:

Рябины вокруг памятника Кириллу и Мефодию (г Мурманск)

№ слайда 16 Памятник Святым Кириллу и Мефодию
Описание слайда:

Памятник Святым Кириллу и Мефодию

№ слайда 17 Собор Святого Кирилла и Мефодия Варна
Описание слайда:

Собор Святого Кирилла и Мефодия Варна

№ слайда 18 Прага октябрь 2006г Церковь Св Кирилла и Мефодия
Описание слайда:

Прага октябрь 2006г Церковь Св Кирилла и Мефодия

№ слайда 19 Ченстоховский храм свт Кирилла и Мефодия
Описание слайда:

Ченстоховский храм свт Кирилла и Мефодия

№ слайда 20 Нижний Новгород Церковь Кирилла и Мефодия
Описание слайда:

Нижний Новгород Церковь Кирилла и Мефодия

№ слайда 21 Центральные ворота карлинского св Кирилла и Мефодия
Описание слайда:

Центральные ворота карлинского св Кирилла и Мефодия

№ слайда 22 Беларусь Минск Центральный район ул Кирилла и Мефодия 4 монастырь бернардинцев
Описание слайда:

Беларусь Минск Центральный район ул Кирилла и Мефодия 4 монастырь бернардинцев

№ слайда 23 Пословицы об АЗБУКЕ Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки. АЗ, БУКИ и ВЕ
Описание слайда:

Пословицы об АЗБУКЕ Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки. АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи. Азбуку учат, на всю избу кричат. Азбуке учиться, всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька. Продай кафтан, купи буквицу. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.  

№ слайда 24  Древнерусская школа
Описание слайда:

Древнерусская школа

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита
Описание слайда:

Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира В. Пукире
Описание слайда:

Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»

№ слайда 32  Древнерусская школа
Описание слайда:

Древнерусская школа

№ слайда 33 В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бел
Описание слайда:

В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бельский «Устный счёт»

№ слайда 34 Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках
Описание слайда:

Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Новгород. XI – XV век

№ слайда 35 «Аз» да «буки»» ля каждой буквы в древнем алфавите было придумано своё назван
Описание слайда:

«Аз» да «буки»» ля каждой буквы в древнем алфавите было придумано своё название-символ. А Б В Г Д Е аз буки веди глаголь добро есть

№ слайда 36 Славянкая азбука
Описание слайда:

Славянкая азбука

№ слайда 37 Ведущий 2
Описание слайда:

Ведущий 2

№ слайда 38 О буквицах
Описание слайда:

О буквицах

№ слайда 39 МАМА ДОМ ГОД     Мыслить-Аз - МА Мыслить-Аз - МА Добро - Он - Мыслить ДОМ Гл
Описание слайда:

МАМА ДОМ ГОД     Мыслить-Аз - МА Мыслить-Аз - МА Добро - Он - Мыслить ДОМ Глаголь-Он-Добро ГОД  

№ слайда 40 МАМА ДОМ ШКОЛА Мыслить АЗЪ Мыслить АЗЪ Добро Он Мыслить ш - Ша – триединство.
Описание слайда:

МАМА ДОМ ШКОЛА Мыслить АЗЪ Мыслить АЗЪ Добро Он Мыслить ш - Ша – триединство. к - Како - вместилище. о - Он - некто. л - Люди - общность. а - Аз - Воплощённый на земле Бог.

№ слайда 41 День славянской
Описание слайда:

День славянской

  • Русский язык и литература
Описание:

Ведущие 1.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш праздник посвящён Дню славянской письменности и культуры.

Ведущий 2.

Это государственный и очень важный праздник России, утверждён в 1991 г. и ежегодно отмечается вместе с Православной церковью в День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, кириллицы.

Ведущий 3

Известно, что наличие письменности является одной из основ государственности.

Подвиг, который совершили святые братья, состоит в том, что они подарили миру славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых на Руси не могло совершаться Богослужение.

Ведущий 4

В 863 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава со следующей просьбой: прислать учителей, которые могли бы научить мораван нести церковную службу на родном языке. К просьбе отнеслись с пониманием и поручили её выполнение солунским братьям Кириллу (Константину) и Мефодию.

Ведущий 1.

Более подробно об этих событиях вы узнаете из фильма.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА.

Ведущий 2

Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие». А первая строка Евангелие очень известна: «В нача́ле бы́ло Сло́во».

Ведущий 1.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно эта фраза украшает стены нашего актового зала.

Большое спасибо вам, ребята, что вы трудились над этим проектом, и, конечно, Любовь Леонидовне, которая курировала эту работу.

Ведущий 3

После «Евангелие» Кирилл и Мефодий перевели другие церковные книги: «Апостол», «Псалтирь», а потом и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Ведущий 4

Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

Ведущий 3

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Именно она легла в основу русского алфавита.

Ведущий 1

До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский.

Ведущий 2

Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»

Ведущий 3.

Русская поэтесса Катали Владис написала стихотворение, посвященное Кириллу и Мефодию.

Это стихотворение прочитают нам Данил и Михаил Тимонины.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Ведущий 1

Более тысячи лет славянский мир с благодарностью пользуется трудами святых Кирилла и Мефодия, памятником им является и великая русская литература.


Ведущий 2

А знаете ли вы, почему русский алфавит называется азбукой? По начальным буквам: аз, буки, веди.

Ведущий 1

В народе так и говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом науки». Именно с азов начинается путь в науку каждого из нас.

Ведущий 3.

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Ведущий 4

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Ведущий 1

Книги писали от руки на берестяных листах, потом их сшивали и отдавали переписывать. Книга на Руси считалась большой редкостью и драгоценностью. К ней относились с большим уважением. Большое число людей трудилось над оформлением книги: писцы, художники, переплётчики и многие другие.

Ведущий 2

Над рукописной книгой трудились:

Доброписецписал основной текст

Статейный писецвязь киноварью (соединял, сплетал смежные буквы в один сложный знак)

Заставочный писецзаставки и буквицы

Живописец иконныйминиатюры

Златописецпокрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр

Ведущий 4

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

Ведущий 3

«Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте

Что умеете хорошего не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Вот чему учили первые книги.

Ведущий 1

В XI в. уже существует грамотность (умение читать и писать) в разных городах и монастырях.

Ведущий 2

Но лишь к 16 веку было разрешено заводить у священников и диаконов в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»

Ведущий 3.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги.

Ведущий 4

Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

Ведущий 1

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

Ведущий 2

Об особенностях учёбы в старину вам расскажет Попов Никита. Он прочитает отрывок из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Ведущий 4.

- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Ведущий 3.

Вот как она изображена на одной на старинных гравюрах. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Ведущий 1

Учебный день продолжался до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Ведущий 2

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить» Каждый своё учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Ведущий 3.

Учили каждую букву по ее названию. А - аз, Б - буки В - веди (знаю), Г - глаголь (говори), Д - добро, Е - есть, Ж – живот и так далее. Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а уже потом в разбивку.

Ведущий 4.

Подробнее о славянской азбуке мы узнаем, обратив внимание на видео. ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА.

Ведущий 1

А некоторые исследователи пошли еще дальше, они видят в названиях букв цельный текст. В переводе на современный русский язык оно звучит примерно так:

Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

Ведущий 2

Вот как о названии букв, о буквицах рассуждает Михаил Задорнов.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕО 3

Ведущий 3

Мы последовали совету Михаила Николаевича и попробовали расшифровать значение слов по славянским буквицам. И вот, что у нас получилось.

Ведущий 4.

МАМА - Мыслить Аз, мыслить АЗ

Ведущий 3

Мама учит мыслить. Или предупреждение: «Подумай дважды – мама предупреждала».

Ведущий 4.

ДОМ - Добро Он Мыслить

Ведущий 3

Дом – это место, где о тебе хорошо думают.

Ведущий 4

Интересное значение получилось у слова школа.

Мы растолковали его так: «Единство некой общности людей, объединенных светлой мыслью».

Ведущий 3

Попробуйте и вы расшифровывать слова с точки зрения значения букв.

Ведущий 2

24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке.

Ведущий 3.

Братья-просветители буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты.

Ведущий 4.

Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

Ведущий 1

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

Ведущий 2

Спасибо за внимание.

Автор Капранова Ольга Александровна
Дата добавления 26.02.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 804
Номер материала MA-070390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»