Из опыта работы учителя
информатики ГБОУ СОШ с. Новодевичье Птицыной Е. А.
«Преподавание информатики в
рамках личностно-ориентированного обучения»
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения
информатике является признание индивидуальности ученика, создание необходимых
и достаточных условий для его развития.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения информатике
предполагает:
1.
Признание ученика основным
субъектом процесса обучения.
2.
Определение цели проектирования
— развитие индивидуальных способностей ученика.
3.
Определение средств,
обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и
структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в
процессе обучения.
4.
Повышение интереса ученика к
информатике.
5.
Комплектование
учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в
соответствии с постоянно развивающимися технологиями.
6.
Совершенствование учебного
процесса на базе современных информационных технологий.
Для формирования личностно-ориентированного подхода в
преподавании информатики важен фактор деятельности, важна
направленность деятельности не только на усвоение знаний, но и на способы
усвоения, мышления и развитие творчества ученика. Личностно-ориентированный
подход предполагает гибкость в определении целей занятий, помогает учитывать
индивидуальные особенности и личностные интересы учеников, предусматривает
заинтересованность учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Личностно-ориентированный подход в
преподавании информатики
обуславливает следующие требования к
содержанию обучения:
• Содержание обучения состоит
из двух компонент – компоненты, отвечающей за знания ученика, и
деятельностной компоненты, способствующей развитию творческой деятельности
и ценностную ориентацию.
• Подбор содержания обучения
производится с учетом интересов современных школьников. Подбираются материалы,
которые апеллируют к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям,
побуждают их к сравнениям и сопоставлениям, к выражению собственной оценки,
стимулируют развитие критического мышления и ценностных ориентаций.
• Проблемная подача материала
способствует интеллектуальному развитию школьника.
Личностно-ориентированный подход создает особые
отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное
проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий
нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в
ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых
знаний.
Для достижения поставленной цели
имеется возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть,
учебники, а также форму организации учебного процесса. Использование
технологий, которые способные предоставить ученику возможность выбора, научить
его ориентироваться в потоке информации, выбирать и применять нужную (материалы
справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).
Работая над данной проблемой,
использую технологии, которые предполагают:
·
организацию совместной
деятельности;
·
взаимопонимание, общение;
·
рефлексию, через которую
устанавливается отношение ученика к собственной работе.
Использование технологий: “обучение
в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, позволяет
вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания
материала, менять виды и формы урока.
Главная задача педагога
– ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и
открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Использую в
работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые
способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей я считаю
помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в
их будущей жизни. Дидактический материал подбираю так, чтобы задания были
понятны, связаны с жизненными ситуациями, использовались метапредметные связи.
Задание «Создай свой кроссворд» служит для проверки знаний по темам «Устройство
компьютера», «Алгоритмизация», «Файловая система», «Текстовый редактор»не
только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Планируемый
результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом
процессоре или электронной таблице. В ходе выполнения задания роль
учителя состоит в организации самостоятельной
познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Лучшие
работы используются на уроках. Использую на уроках приём взаимных
заданий, способствующий активному развитию взаимодействия. Его суть заключается
в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные другими
одноклассниками (Задания для работы в ТР – таблицы, списки). Взаимная проверка
решения примеров перевода чисел в системах счисления, таблиц истинности,
блок-схем и программ. Общаясь между собой в ходе обсуждения результатов
работы, школьники лучше узнают друг друга, учатся объяснять, слушать,
понимать. В результате такой работы с детьми повышается уровень познавательной
активности обучаемых и интерес к изучению предмета. Самопроверка выполненной
работы позволяет лучше усваивать материал, сразу видеть неточности и ошибки.
Задания могут быть по выбору, например (Работа в ТР). Для отработки навыков
работы с программой PowerPoint было поставлено задание: создать работу на
любую пройденную тему по информатике, которую можно применять при повторении
пройденного материала. С увлечением учащиеся выполняют творческие
задания «Визитная карточка», «Поздравительная открытка», «Моя
семья». Умение создавать презентации, работать в графических редакторах успешно
применяется учащимися в учебном процессе и внеклассной работе.
Проектный метод
активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый
урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это
лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная
деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и
перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в
классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Элементы
проектной деятельности учащихся применяю на уроках повторения или
обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один
урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной
деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в
школе.
Выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в
нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Например,
«Выбор компьютера». Задания к БД «Успеваемость» позволяет сделать
сортировку по возрастанию по полю «Средний балл» и по выбранному
предмету, т.е. увидеть успеваемость всего класса и свою лично. Задания к ЭТ
«Оплата электроэнергии» определяют поквартальный расход электроэнергии и
месяцы, в которых имеется превышение среднегодовой оплаты.
Таким образом, выполнение
этих заданий в конкретной предметной деятельности позволяет
активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез,
обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с
информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением,
актуализировать, формировать и систематизировать знания.
Информационно-коммуникационные
технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый
качественный уровень образования, который выражается в способности
учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями,
эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора.
Обучение строю в зависимости
от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других.
Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает
добиваться хороших результатов с каждым учеником. Тематические тесты контроля
изучения темы желательно должны быть разноуровневыми. В разноуровневом
тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части
В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для
получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части
С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки –
только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного
ответа из теста, части В – представлением только результата решения, части С –
полным решением.
Личностно-ориентированный процесс
обучения предоставляет каждому учащемуся, опираясь на его способности,
интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении.
Использование личностно-ориентированного подхода позволяет повысить
результаты в обучении и воспитании детей.
Литература:
1.
Воронина Т.П., Кашицин В.П.,
Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.:
Информатика, 1995. - 220 с.
2.
Кечиев Л.Н., Путилов Г.П.,
Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. //
М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с.
1.
Уваров А.Ю. Организация
и проведение учебных телекоммуникационных проектов. - Барнаул, 1996. - 95 с.
2.
Бондаревская Е. В. Ценностные
основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.
1996. № 4.
3.
Выготский Л. С. Педагогическая
психология. – М., 1999.
4.
Мануйлов В. Г. Мультимедийные
компоненты презентаций PowerPoint XP // информатика и образование. 2004. № 12.
2005. № 1 – 5.
5.
Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед.
вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под.ред. Е.С. Полат. – М.:
«Академия», 2001.
6.
Осмоловская И.Начать с
изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. 1996. № 6.
7.
Селевко Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
8.
Хуторской А. В. Современная
дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
9.
Якиманская И. С.Личностно
ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. №
9
12.Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru
13.Сеть творческих
учителей: http://it-n.ru.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.