ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ
И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Т.А.Лобанова
МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Частинская начальная школа-д/сад», с.Частые, РФ
Преемственность
и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но
особая необходимость организованной деятельности по преемственности
дошкольного и начального общего образования назрела в связи с переходом на ФГОС
второго поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в школу
должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки
для формирования универсальных учебных действий учащегося [2]. Поэтому
необходимо, чтобы воспитатели и учителя придерживались одинаковых взглядов на
принципы развития ребёнка и основывали на них свою работу. Без этого не может
быть ни преемственности, ни перспективности.
Современное общество бьет тревогу о состоянии здоровья нации. Неутешительные
данные статистики в нашем образовательном учреждении, также, свидетельствуют о
том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех
возрастов. Следует отметить, что традиционная система школьного образования ни
структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбережения
детей, имеющих отклонения в физическом и психофизическом развитии. В связи с
ухудшением здоровья детей, не полностью сформировавшейся мотивацией к ведению
здорового образа жизни в дошкольном возрасте возникла необходимость продуманных
качественных перемен, направленных на формирование здоровой личности в условиях
непрерывности образования [1]. По нашему мнению, одной из ключевых позиций
преемственной связи между дошкольным учреждением и школой должен стать вопрос
здоровьесбережения детей. Здоровьесбережение ребёнка – ведущая задача ФГОС второго
поколения, по которой понимают систему мер, обуславливающих сохранение здоровья
на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей
(биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).
Наряду с созданием условий рассматривается вопрос и о формировании
здоровья. Здоровьеформирование рассматривают как процесс становления
позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя
картина здоровья.
Вот почему нас, педагогов детского сада и учителей начальной школы
объединяет общая цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса в
формировании у детей основ базовой культуры здоровьесбережения. Преемственность
в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между нашими педагогами
существует много лет. Участие в инновационной работе позволило нам успешно
сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях
физической культурой. Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о
двустороннем процессе образования, сущность которого заключается в следующем:
детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (систему
представлений, умения и навыки ЗОЖ, систему ценностных отношений к самому себе
и своему здоровью, физической культуре как деятельности особой значимости для
своего здоровья и др.), школа "подхватывает" достижения
ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал. Целью
своей работы ставим создание образовательной
среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей
дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности
воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и
начального общего образования.
Цель направления
|
План работы
|
Оценка уровня физического развития детей, мониторинг
состояния здоровья учащихся и воспитанников.
|
1.
Определение уровня
психологической готовности к обучению детей 1 класса
2.
Изучение медицинских
карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации
3.
Контроль качества
заполнения листков здоровья учащихся в журналах
4.
Изучение уровня физического
развития детей
|
Методическое
|
1.
Разработка календарно –
тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков
здоровья
2. Разработка динамических пауз в 1 классе
3.
Разработка плана закаливающих
мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста
4. Открытый просмотр режимных моментов с элементами
закаливания
|
Работа с детьми
|
1.
Сохранение и укрепление
здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного
процесса путем внедрения в него здоровьесберегающих технологий.
2.
День здоровья; открытие
спартакиады воспитанников и обучающихся.
3.
«Веселые старты»
(подготовительные группы, классы)
4. Акция «Мы выбираем здоровье» (рисунки, плакаты и
т.д.) (старшие группы, классы)
|
Работа с родителями
|
1.
Ознакомление родителей
с направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие
педагогического сотрудничества всех участников воспитательно-образовательно
го процесса.
2.
Анкетирование родителей
“Ваши пожелания и ожидания”; “Школьные трудности периода адаптации”.
3. Подготовка наглядного информационного материала
“Закаливание детей в семье”.
|
Работа в социуме с. Частые
|
1. Посещение спортивных кружков.
2. Участие
в совместных акциях
|
Создавая специальные условия мы добились
повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах,
сформировали мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их
родителями, повысили уровень практических умений и навыков ведения здоровой
жизни.
Преемственность,
создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и
интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет
способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья,
а это важнейшая задача образования и его основной результат.
Список литературы:
1. Каменская В.Г.
Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного
и младшего школьного возраста. – СПб.: Книжный дом, 2008.
2.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ
зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373
Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.