Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
В. Берестов
Формирование вычислительных
умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от
индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации
вычислительной деятельности.
1.
Вычислительный навык – это
высокая степень овладения вычислительными приемами. Вычислительные навыки
рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и
формирующихся в процессе обучения.
Полноценный
вычислительный навык характеризуется
1.
правильностью;
2.
осознанностью;
3.
рациональностью;
4.
обобщенность;
5.
автоматизмом;
6.
прочностью.
На современном этапе
развития образования необходимо выбирать такие способы организации
вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только
формированию прочных вычислительных умении и навыков, но и всестороннему
развитию личности ребенка.
Для формирования и
закрепления выше перечисленных умений и навыков используются следующие приемы:
1.
игры, игровые моменты
2.
тесты «Проверь себя сам»;
3.
математические диктанты;
4.
интересные задачи
5.
нестандартные задачи
6.
занимательные задачи
7.
творческие задания и
конкурсы;
8.
исследовательские работы
9.
закономерность
Применение игр в
первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную
часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его
проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику урока
дидактических игр, представляет целесообразным применять игры, не требующие
глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение
дидактических игр – в развитии познавательного интереса, способствующего
накопления знаний, умений, навыков, в придании уроку более неформального
характера, в привлечении внимания учащихся к проводящейся работе.
Постепенно
назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки
полуученых знаний посредством решения не стандартных задач в привлекательной,
интересной для детей форме. При этом во время игры в группе главным действующим
лицом на уроке становятся сами дети, а не учителя.
При выборе
способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на
развивающийся характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям .
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью
формулировок, неоднозначностью решений, выявлением различных моделей
(предметных, графических, символических), что позволяет учитывать
индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно- действенное
и наглядно- образное мышление и постепенно вводить ребенка в мир математических
понятий, терминов и символов.
Устные
вычисления имеют большое образовательное, воспитательное и практическое и чисто
методическое значение. Помимо того практического значения, которое имеет для
каждого человека, умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в
уме», устный счет всегда рассматривался методистами как одно из лучших средств
углубления приобретаемых детьми на уроках математики теоретических знаний.
Упражнениям в
устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что
они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания,
развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности
мышления.
Устные
вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые
качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию
речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и
использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Вычислительные
навыки формируются у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но
основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники
обучаются именно умению осознано использовать законы математических действий
(сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие
годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе
изучения алгебры, физики, черчении и других предметов.
В связи с этим
хочется сказать, что проблема преемственности очень актуальна. И те вычислительные
навыки, которые дети отрабатывают в начальном звене, должны продолжать
отрабатывать и в среднем, а затем и в старшем звене.
Поэтому учителя математики,
начиная со 2 полугодия, начинают посещать 4 классы.
И выявлять чем и как
владеют дети, чтобы продолжить данную работу в 5 классе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.