Чевачин
Павел Евгеньевич
Преподаватель
эстрадно-джазового отделения
МБУ
ДО Детской школы искусств № 8
«Преемственность как передача знаний
педагога ученикам»
Основу обучения составляет
преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений младшим.
Передача знаний от старших поколений
младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания,
которое в школе осуществляется педагогом. В ходе такой передачи младшие
поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта:
1.знания,
2.способы деятельности,
3опыт творческой деятельности,
4. содержание
эмоционально-ценностного отношения к миру.
Этот опыт усваивается через книги,
учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с
предлагаемыми объектами и предметами.
Особенность
педагогической профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет
преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на
опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Преемственность тесно связана с принципами постепенности и
систематичности в обучении и воспитании детей. Поэтому передача знаний от
педагога ученику подчинена принципам преемственности и систематичности.
Следовательно, педагог в своей работе должен использовать такие методы, формы и
средства обучения и воспитания на каждой ступени обучения, которые обеспечат
преемственность в развитии ребёнка.
Как правило, в процессе
обучения педагог передаёт своему ученику не только свои знания, но частицу
самого себя, а во многих случаях и самого себя. Поэтому, чем значительней
масштаб личности педагога, тем больше положительного влияния он может оказать
на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности педагога определяется
профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении.
Часто именно через любовь
ученика к педагогу приходит любовь к тому предмету, который он преподаёт. Любимый педагог, как
правило, передаёт учащемуся содержание отношения к самому себе, к другим
людям, к окружающему миру в целом.
Какая бы ни была специфика
учебного предмета, но многие хорошие педагоги имеют некоторые общие черты,
которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои
знания.
Педагог занимает в процессе обучения
как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом.
Очень хорошо, если педагог имеет в
своей области определённые достижения. Диплом вуза, награды на
конкурсах и олимпиадах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках – всё
это может быть косвенным свидетельством достижения педагогом того уровня
мастерства в овладении своим предметом, которые доказывают его право на то,
чтобы быть учителем. Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области
не могут автоматически сделать его обладателя хорошим педагогом. Мир знает
много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным
предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений
смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост.
Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся)
академические и профессиональные умения, знания и способности умножаются на
комплекс личностных человеческих качеств педагога. И здесь на первый план
выходят дидактические и коммуникативные способности педагога.
Дидактические
способности заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Знание
предмета и знание того, как надо этот предмет преподавать – несколько различные
области. Какой бы учебный предмет ни преподавал тот или иной учитель, он должен
знать основные педагогические теории, на основании которых может строиться
процесс обучения.
Особенностью талантливых
педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, «является
то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в
зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания
других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания
учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные
сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть
изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны
учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно
непонятно его ученику.
В звене «Учитель – ученик» ведущее
значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими
оказываются коммуникативные и организаторские способности.
Коммуникативные
способности, умение общаться со своими учениками включают в себя: способность к
сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в
данный момент; умение ясно и чётко выражать как содержание
преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения.
Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса,
выразительные, но умеренные жесты и мимика – всё
это составляет основу для проявления данной способности.
Заражение своего ученика
энтузиастическим отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент
самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в
совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант – всё
это мы находим в практике преподавания лучших учителей музыки.
Увлеченность ученика является
зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к
предмету.
Музыка,
как и многие другие виды искусства, передаётся
от одного поколения другому при помощи педагога. Педагог должен постоянно
пополнять свой багаж знаний, чтобы ему всегда было что сказать и передать
своему ученику.
Литература:
1.Аншукова Е.Ю. Организация
работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной
школой // Начальная школа. 2004. № 10.
2.Бабаева Т.И.У школьного
порога. М., 1993
3.Нижегородцева Н.В., Шадриков
В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.