1.
Орг. момент.
¾
Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у
вас готово к уроку. Садитесь.
2. Орфографическая
диктант.
¾
Откройте тетради, запишите число, классная
работа. Начнём с орфографического диктанта. Есть желающие пойти к доске? Я
диктую словосочетания, а вы записываете их через точку с запятой, графически
выделяя орфограммы.
Сидеть на стуле;
нарядиться к празднику; приближённый к императору; примириться с врагами; в
нашем крае; согласиться с доводами; получить приданое; расти на яблоне;
обратиться по своему делу; тревожиться за коллегу; заблестеть на солнце; на
третьем этаже; жить бок о бок, сделать точь-в-точь; распущенные по плечам
волосы; расставшись с другом.
— Найдите слова с
непроизносимой согласной в корне. (К празднику, солнце)
— Найдите слово с
чередованием гласных в корне. (Заблестеть)
3. Вопросы к классу.
— Какие самостоятельные
части речи нам встретились? (Глаголы, существительные, прилагательное,
наречия, местоимения, причастие, деепричастие, числительное)
— Есть ли в этом
диктанте служебные части речи? (Предлоги)
—
Выделите предлоги, используемые в данном
упражнении.
— Что связывают
предлоги, для чего используются?
— Давайте
повторим, на какие группы делятся части речи? (Служебные и
самостоятельные)
— В чём отличие
служебных частей речи от самостоятельных? (Нет грамматических признаков;
не являются членами предложения; к ним нельзя задать вопрос)
— Какие служебные части
речи вам известны? (Предлоги, союзы, частицы)
— Какова
их роль в предложении? (Выражают зависимость одних слов от других; служат
для связи однородных членов, частей сложного предложения; вносят
эмоциональные оттенки)
4.Новая тема.
¾ Тема
сегодняшнего нашего урока «Предлог как часть речи». Мы будем углублять
знания о предлоге.
Знакомство с материалом
учебника на стр. 132.
¾
Откройте учебники на стр. 132. Прочитайте данный ряд
слов. Из какого стихотворения А.С.
Пушкина они взяты? («Зимнее утро»). С помощью каких слов можно
восстановить четверостишие,
выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? (Предлогов).
¾
Запишите в тетради данный отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
Под голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на солнце,
снег лежит;
Прозрачный лес один
чернеет,
И ель сквозь иней
зеленеет,
И речка подо льдом
блестит.
¾
Посмотрим, что у вас получилось.
¾
Объясните графически постановку знаков препинания.
¾
Какие же слова нам помогли восстановить стихотворение? (Предлоги).
Выделите предлоги.
¾
Прочитаем определение предлога в учебниках.
Чтение
правила.
1.
Предлог —
это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других
слов в словосочетании и предложении.
2.
Предлоги бывают простые и составные, производные и
непроизводные.
5. Закрепление темы.
Задание 1. Упр. 285
¾
Выполним упр. 285.
Вспоминать о полёте,
говорить с ним,
наблюдаем за облаками,
смотрим в иллюминатор,
спуститься по
трапу.
¾
В каждом словосочетании выделите главное слово. С помощью чего
выражается грамматическая связь в этих словосочетаниях? (Окончания и
предлогов).
¾
Определите падеж зависимых слов в словосочетаниях.
¾
Прочитайте словосочетания, которые мы не выписали. Почему?
Задание 2. Работа с
таблицей.
Предлоги
выражают различные отношения, например: временные
(приехать под вечер), причинные
(не приехать из-за болезни), пространственные (приехать в город), целевые (приехать для переговоров) и др.
Основные смысловые
отношения, выражаемые предлогами
Смысловые отношения
|
Предлоги
|
Примеры
|
Пространственные
|
к,
в, у, за, под, из-за, из-под, до, мимо, вблизи, около и др.
|
жить в палатке, сидеть
около озера, выглянуть из-за тучи, дойти до поворота
|
Временные
|
через,
до, в течение, в продолжение, после и
др.
|
приехать
через день, быть до вечера, бежать в течение часа
|
Причинные
|
из-за,
по, от, вследствие, благодаря и др.
|
отсутствовать
по болезни, не соглашаться из-за упрямства, отчислить вследствие
неуспеваемости
|
Целевые
|
для,
за, по, ради и др.
|
делать для удовольствия,
работать ради будущего, пойти за покупкой
|
Объектные
|
о,
об, про, насчет и др.
|
думать
о сестре, забыть про сон, договориться насчет экскурсии
|
Уступительные
|
несмотря
на, вопреки
|
пойти,
несмотря на дождь; сделать вопреки совету
|
Сравнительные
|
вроде,
наподобие, сидр.
|
дом
наподобие башни, яблоко с кулак
|
Один
и тот же предлог может участвовать в выражении различных смысловых
отношений, например: идти до поворота (пространственные), расстаться
до следующего года (временные), дотронуться до руки (объектные).
¾
У каждого из вас на столах
лежит таблица. Рассмотрим её.
¾ Как называется
таблица? Какие смысловые отношения могут выражать предлоги? Приведите
примеры.
¾ Посмотрите, предлоги могут участвовать в выражении одного значения или
нескольких? Докажите. Как можно назвать такие предлоги? (Многозначные)
¾ А теперь, пользуясь таблицей основных смысловых отношений,
выражаемых предлогами, выполните самостоятельно упр. 287.
Задание 3. Упр. 287.
1.С временным значением: находится в двух
часах лёту, объявить после старта, закончить перед отплытием.
2.С пространственным значением: доехать до
границы, выбирались из трюма, остаться в каюте, скрывшись за поворотом,
брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за
туч, вынырнуть из-под скалы.
3.С причинным
значением: остановиться из-за неисправности мотора, задержать из-за
непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли благодаря дождям.
¾ Проверим, что у вас получилось.
¾ Как вы понимаете слова вымпел и корма,
встретившиеся вам в упр. 287.
6. Выводы по уроку.
— Что называется
предлогом?
— Какие отношения
выражают различные предлоги?
7. Домашнее
задание. Выучить правило, упр. 288.
¾Посмотрите домашнее упр. Ваша задача сначала
прочитать текст, определить его основную мысль, стиль
текста; разделить текст на абзацы и составьте к нему
(устно) вопросный
план.
Затем списать, расставляя пропущенные запятые. Предлоги со значением времени
выделить (в этом вам поможет таблица). И дополнительное задание: назвать виды
орфограмм, над которыми вы работали, раскрывая скобки и вставляя пропущенные
буквы?
|
Настрой
учащихся на урок.
Один
ученик у доски.
Учащиеся
отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся
записывают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Один
из учеников читает правильный вариант.
Один ученик работает
у доски.
Выборочное
списывание.
Вымпел - узкий длинный раздвоенный на
конце флаг на мачте военного корабля.
Корма – задняя часть судна, лодки и
некоторых других транспортных средств.
Подведение итога урока.
Объяснение домашнего задания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.