Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПредлог как часть речи. 7 класс.

Предлог как часть речи. 7 класс.

Скачать материал

 

Муниципальное образовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №20»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока русского языка

в 7 «А» классе

Тема: «Предлог как часть речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Учитель: Гуреева Ж.А.

 

 

 

 

 

 

Щёкино

Конспект открытого урока

русского языка

в 7 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема:  «Предлог как часть речи»

Цели: а) познакомить ребят с предлогом как частью речи;  повторить пра­вописание окончаний существительных;  про­должить работу по формированию орфографических умений и навы­ков; формировать умение правильно употреблять предлоги.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

    Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

    Оборудование: учебник М.Т. Баранова «Русский язык: 7 класс» (М.: Просвещение, 2002), методическое пособие Н.Г. Горашова «Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс» (М.: Экзамен, 2007), доска, мел, тетради, таблица.

   Знать: определение и назначение предлогов.

Уметь:  подбирать существительные к заданным предлогам; уметь отличать пред­логи друг от друга по значению; уметь составлять словосочетания с предлогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Комментарии

1.               Орг. момент.

¾          Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь.

2.       Орфографическая диктант.

¾      Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём с орфографического диктанта. Есть желающие пойти к доске? Я диктую словосочетания, а вы записываете их через точку с запятой, графически выделяя орфограммы.

Сидеть на стуле; нарядиться к празднику; приближённый к им­ператору; примириться с врагами; в нашем крае; согласиться с до­водами; получить приданое; расти на яблоне; обратиться по свое­му делу; тревожиться за коллегу; заблестеть на солнце; на третьем этаже; жить бок о бок, сделать точь-в-точь; распущенные по плечам волосы; расставшись с другом.

Найдите слова с непроизносимой согласной в корне. (К празднику, солнце)

Найдите слово с чередованием гласных в корне. (Заблестеть)

3. Вопросы к классу.

Какие самостоятельные части речи нам встретились? (Глаголы, существительные, прилагательное, наречия, местоимения, причастие, деепричастие, числительное)

Есть ли в этом диктанте служебные части речи? (Предлоги)

Выделите  предлоги, используемые в данном упражнении.

Что связывают предлоги, для чего используются?

Давайте повторим, на  какие группы  делятся части речи? (Служебные и самостоятельные)

В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных? (Нет грамматических признаков; не являются членами предложения; к ним нельзя задать вопрос)

Какие служебные части речи вам известны? (Предлоги, союзы, частицы)

Какова их роль в предложении? (Выражают зависимость одних слов от других; служат для связи однородных членов, частей сложного предложения; вносят эмоциональные оттенки)

4.Новая тема.

¾      Тема сегодняшнего нашего урока «Предлог как часть речи». Мы будем углублять  знания о предлоге.

Знакомство с материалом учебника на стр. 132.

¾      Откройте учебники на стр. 132. Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С. Пушкина они взяты? («Зимнее утро»). С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам?  (Предлогов).   

¾      Запишите в тетради данный отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

        

         Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

¾     Посмотрим, что у вас получилось.

¾     Объясните графически постановку знаков препинания.

¾     Какие же слова нам помогли восстановить стихотворение? (Предлоги). Выделите предлоги.

¾     Прочитаем определение предлога в учебниках.

Чтение правила.

1.                    Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2.         Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

 

5. Закрепление темы.

Задание 1. Упр. 285

¾     Выполним упр. 285.

Вспоминать о полёте,

говорить с ним,

наблюдаем за обла­ками,

смотрим в иллюминатор,

спуститься по трапу.

¾      В каждом словосочетании выделите главное слово. С помощью чего выражается грамматическая связь в этих словосочетаниях?  (Окончания и предлогов).

¾      Определите падеж зависимых слов в словосочетаниях.

¾      Прочитайте словосочетания, которые мы не выписали. Почему?

 

 

 

Задание 2. Работа с таблицей.

Предлоги выражают различные отношения, на­пример: временные  (приехать под вечер), при­чинные   (не  приехать  из-за  болезни),  прост­ранственные   (приехать   в  город),   целевые  (приехать для переговоров) и др.

Основные смысловые отношения, выражаемые предлогами

 

Смысловые отношения

Предлоги

Примеры

Пространст­венные

к, в, у, за, под, из-за, из-под, до, ми­мо, вблизи, около и др.

жить в палатке, сидеть около озера, выглянуть из-за тучи, дойти до поворо­та

Временные

через, до, в тече­ние, в продолже­ние, после и др.

приехать через день, быть до вечера, бежать в тече­ние часа

Причинные

из-за, по, от, вследствие, бла­годаря и др.

отсутствовать по болез­ни, не соглашаться из-за упрямства, отчислить вследствие неуспеваемо­сти

Целевые

для, за, по, ради и др.

делать для удовольствия, работать ради будущего, пойти за покупкой

Объектные

о, об, про, насчет и др.

думать о сестре, забыть про сон, договориться на­счет экскурсии

Уступитель­ные

несмотря на, вопреки

пойти, несмотря на дождь; сделать вопреки совету

Сравнитель­ные

вроде, наподобие, сидр.

дом наподобие башни, яб­локо с кулак

Один и тот же предлог может участвовать в выраже­нии различных смысловых отношений, например: идти до поворота (пространственные), расстаться до следую­щего года (временные), дотронуться до руки (объектные).

¾    У каждого из вас на столах лежит таблица. Рассмотрим её.

¾ Как называется таблица? Какие смысловые отношения могут выражать предлоги?  Приведите примеры.

¾ Посмотрите,  предлоги могут участвовать в выраже­нии одного значения или нескольких? Докажите. Как можно назвать такие предлоги? (Многозначные)

¾ А теперь, пользуясь таблицей основных смысловых отношений, выражаемых предлогами, выполните самостоятельно упр. 287.

Задание 3. Упр. 287.

1.С временным значением: находится в двух часах лёту, объявить после старта, закончить  перед отплытием.

2.С пространственным значением: доехать  до границы, выбира­лись из трюма, остаться в каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под  скалы.

3.С причинным значением: остано­виться из-за неисправности мотора, задержать из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли  благодаря дождям.

¾ Проверим, что у вас получилось.

¾ Как вы понимаете слова вымпел и корма, встретившиеся вам в упр. 287.

 

6. Выводы по уроку.

Что называется предлогом?

Какие отношения выражают различные предлоги?

7. Домашнее задание. Выучить правило, упр. 288.

¾Посмотрите домашнее упр. Ваша задача сначала прочитать текст, определить его основную мысль, стиль
текста; разделить текст на абзацы и составьте к нему (устно) вопросный
план. Затем списать, расставляя пропущенные запятые. Предлоги со значени­ем времени выделить (в этом вам поможет таблица). И дополнительное задание: назвать виды орфограмм, над которыми вы ра­ботали, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы?

 

Настрой учащихся на урок.

 

 

 

 

 

Один ученик у доски.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

 

 

 

 

 

 

Один из учеников читает правильный вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик  работает у доски.

Выборочное списывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вымпел - узкий длинный раздвоенный на конце флаг на мачте военного корабля.

Корма – задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итога урока.

 

 

 

Объяснение домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь ученика

Двенадцатое марта

Классная работа

Сидеть на стуле; нарядиться к празднику; приближённый к им­ператору; примириться с врагами; в нашем крае; согласиться с до­водами; получить приданое; расти на яблоне; обратиться по свое­му делу; тревожиться за коллегу; заблестеть на солнце; на третьем этаже; жить бок о бок, сделать точь-в-точь; распущенные по плечам волосы; расставшись с другом.

Предлог как часть речи

         Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Упр. 285

Вспоминать о полёте, говорить с ним, наблюдаем за обла­ками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.

 

Упр. 287.

1.С временным значением: находится в двух часах лёту, объявить после старта, закончить  перед отплытием.

2.С пространственным значением: доехать  до границы, выбира­лись из трюма, остаться в каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под  скалы.

3.С причинным значением: остано­виться из-за неисправности мотора, задержать из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли  благодаря дождям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Предлог как часть речи. 7 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект открытого урока

русского языка

в 7 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема:  «Предлог как часть речи»

Цели:а) познакомить ребят с предлогом как частью речи;  повторить пра­вописание окончаний существительных;  про­должить работу по формированию орфографических умений и навы­ков; формировать умение правильно употреблять предлоги.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

    Тип урока:урок овладения новыми знаниями.

    Оборудование: учебник М.Т. Баранова «Русский язык: 7 класс» (М.: Просвещение, 2002), методическое пособие Н.Г. Горашова «Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс» (М.: Экзамен, 2007), доска, мел, тетради, таблица.

   Знать: определение и назначение предлогов.

 

Уметь: подбирать существительные к заданным предлогам; уметь отличать пред­логи друг от друга по значению; уметь составлять словосочетания с предлогами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1091
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 3012
    • DOCX 34.5 кбайт
    • 103 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гуреева Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гуреева Жанна Александровна
    Гуреева Жанна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 20095
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе