Инфоурок Литература Конспекты«Пре – или при- ?»

«Пре – или при- ?»

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Пре – или при- ?»

   Цели урока:

Обучающая:

. Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

. Дать сведения о приставках с неясным значением;

. Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

Развивающая:

. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи..

Воспитательная:

. Прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: проблемно-поисковый

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска.

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)

- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)

- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.

- Ребята, сегодня на уроке  вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.

    2. «Слуховой диктант».  (Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).

               Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.

               - Молодцы! Вы хорошо поработали.

    3. -  Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?

             А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет) В чем трудность? (Непонятен смысл)

           Давайте обратимся к «Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)

          Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.

         Кто нам поможет в этом случае? Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?

(Работа с 1 и 2 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например: преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди; преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)

         -Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы? ( Знаем  лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)

    4. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.

          Следующее задание мы проведем в форме игры. (Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 3 слайд, 2 группе – 4 слайд, 3 группе – 5 слайд, 4 группе – 6 слайд, 5 группе – 7 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение -  красного цвета. Дети также пользуются словарями.)

       - Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)

    5. Работа с текстом.

         - Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 8 слайдом)

                Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось.  … к документу была принята всеми единогласно.

     (Если дети сразу не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.

 В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)

Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)

Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))

      - В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)

    6. Выборочный диктант.

   - Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.

        (Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.)

 - Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается ширма, и дети сверяют свои слова с текстом)

- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.

  7. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)

- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За хорошую работу вы получаете «5».

- А что  вы мне поставили бы за работу?

- Спасибо за урок.

   8. Домашнее задание.

- Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах:

          Природа, привет, приятный, причина, прекратить.

Составьте с данными словами небольшой текст.

 

 

Описание проекта

 

1.       Название конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

2.       Тип урока: проблемно-поисковый

3.              Цели урока:

Обучающая:

        - Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

        - Дать сведения о приставках с неясным значением;

        - Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

     Развивающая:

       -Обогащать словарный запас и грамматический строй речи.

   Воспитательная:

    - Прививать любовь к русскому языку.

 

4.       Задачи урока:

-Мотивировать выбор варианта правописания, исходя из толкования значения приставки, этимологии слова, его семантики;

-Формировать регулятивные, интеллектуальные общеучебные умения.

-Развивать различные виды памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание.

5.       Краткое описание хода урока: Тема урока сформирована как проблема: «Пре- или при-?» Такая формулировка нацеливает детей на поисковую деятельность. Структура урока построена по принципу нарастающей трудности.  

   На первом этапе урока в качестве мотивирующего момента проводится слуховой диктант с использованием сигнальных карточек. Последующие этапы урока - проблемные ситуации, где основными методами являются наблюдения, лингвистический эксперимент (поисковая деятельность), проблемно-поисковый диалог (гипотеза, рассуждение, обобщение), работа в группах со словарями, самостоятельное использование трудных для написания слов в собственной речи, самопроверка.

   Заключительная, контрольно-обобщающая часть урока - достаточно сложный вид самостоятельной деятельности учащихся по применению различных способов выбора приставок.

6.       Знать:  правило написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов; уметь: владеть способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях; навыки и качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться словарями, использовать данные слова в своей речи, работать коллективно, проводить самоанализ своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

 

«Пре- или при- ?»

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Алякина Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В. Маскина.

 

Республика/край, город/поселение

Российская Федерация, Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино.

 

Методическая информация

Тип урока

 

Проблемно-поисковый

Цели урока

 

Обучающая:

        - Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

        - Дать сведения о приставках с неясным значением;

        - Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

     Развивающая:

       -Обогащать словарный запас и грамматический строй речи.

   Воспитательная:

    - Прививать любовь к русскому языку.

Задачи урока

 

-Мотивировать выбор варианта правописания, исходя из толкования значения приставки, этимологии слова, его семантики;

-Формировать регулятивные, интеллектуальные общеучебные умения.

-Развивать различные виды памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

   Знать:  правило написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов;

    уметь: владеть способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях;

   навыки и качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться словарями, использовать данные слова в своей речи, работать коллективно, проводить самоанализ своей работы.

 

Необходимое оборудование и материалы

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска, компьютер, проектор.

 

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

Структура урока построена по принципу нарастающей трудности: от проблемной ситуации к другой, что обеспечивает высокий уровень мотивации и активности учащихся на протяжении всего урока.

Ход и содержание урока

 

1.     Организационный момент.

          (открыт 1 слайд)

- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)

- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)

- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.

- Ребята, сегодня на уроке  вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.

    2. «Слуховой диктант».

 (Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).

               Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

    3. Мотивация.

1.-  Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?

     А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет)

    В чем трудность? (Непонятен смысл)

    Давайте обратимся к «Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)

    Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.

    Кто нам поможет в этом случае?

    Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?

(Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например:

   преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди;

   преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)

   -Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы? ( Знаем  лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)

  2. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.

   Следующее задание мы проведем в форме игры.        ( Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5 группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение -  красного цвета. Дети также пользуются словарями.

  По истечению времени каждая группа дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-. 

   Например:

- Колосья спелой ржи приклонились к земле. – Я преклоняю колено перед вашей отвагой.

-Его преемник начал с перестановки мебели в своем кабинете. – Все затаив дыхание слушали приемник.

-Он долго пребывал в Москве. – Поезд прибывал к станции. и т.д.)

       - Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)

    5. Работа с текстом.

         - Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 9 слайдом)

                Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось.  … к документу была принята всеми единогласно.

     (Если дети сразу не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.

 В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)

Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)

Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))

      - В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)

    6. Выборочный диктант.

   - Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.

        ( Учитель читает текст, ученики выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.)

        Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.

 - Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом)

- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.

  7. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)

- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За хорошую работу вы получаете «5».

- А что  вы мне поставили бы за работу?

- Спасибо за урок.

   8. Домашнее задание.

- Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах:

          Природа, привет, приятный, причина, прекратить.

Составьте с данными словами небольшой текст.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Пре – или при- ?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Правописание приставок пре- и при- - одна из трудных тем русской орфографии. Во-первых, их выбор зависит от их значения; во-вторых, в значительно большой группе слов значение приставки затемнено и требует обращения к этимологии слова; в-третьих, имеются дифференцирующие написания, при которых главную роль играет лексическое значение слова.1. Тема урока сформирована как проблема: «Пре- или при-?» Такая формулировка нацеливает детей на поисковую деятельность. Структура урока построена по принципу нарастающей трудности. На первом этапе урока в качестве мотивирующего момента проводится слуховой диктант с использованием сигнальных карточек. Последующие этапы урока - проблемные ситуации, где основными методами являются наблюдения, лингвистический эксперимент (поисковая деятельность), проблемно-поисковый диалог (гипотеза, рассуждение, обобщение), работа в группах со словарями, самостоятельное использование трудных для написания слов в собственной речи, самопроверка. Заключительная, контрольно-обобщающая часть урока - достаточно сложный вид самостоятельной деятельности учащихся по применению различных способов выбора приставок. Усвоение данной темы возможно лишь при активной интеллектуальной деятельности учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 171 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.02.2020 103
    • DOCX 35.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ефимова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ефимова Галина Николаевна
    Ефимова Галина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102609
    • Всего материалов: 195

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 842 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе