Конспект
урока по русскому языку в 6 классе
Тема:
«Пре – или при- ?»
Цели урока:
Обучающая:
. Уметь применять правила написания
приставок пре- и при-;
. Дать сведения о приставках с неясным
значением;
. Уметь пользоваться словарями и различными
приемами запоминания таких слов.
Развивающая:
. Обогащать словарный запас и
грамматический строй речи..
Воспитательная:
. Прививать любовь к русскому языку.
Тип урока:
проблемно-поисковый
Оборудование: «Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический
словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска.
Ход
урока.
1. Организационный
момент.
- Ребята, приставку какой
группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)
- Какие приставки входят
в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)
- Эта группа приставок
очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? (
Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти
приставки в данном слове.)
- Сейчас посмотрим, как
вы усвоили это правило.
- Ребята, сегодня на
уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку
красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.
2. «Слуховой диктант». (Учитель
называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают
карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети
поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание
гласной в приставке).
Приехать, престранный,
прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть,
приклеить, пришкольный, привинтить.
- Молодцы! Вы хорошо
поработали.
3. - Но всегда ли так легко
удается справиться с этой приставкой?
А если я вам предложу во
внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить
правописание гласной в этом слове? (Нет) В чем трудность? (Непонятен смысл)
Давайте обратимся к
«Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против
говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)
Сейчас мы проведем
исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.
Кто нам поможет в этом случае?
Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?
(Работа с 1 и 2 слайдом. Дети с помощью
словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове
выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение
слова. Например: преследовать - корень след, значение слова – переследить,
идти на шаг впереди; преодолеть – корень дол – доля, значение слова –
переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)
-Ребята, какой вывод можно
сделать из проделанной работы? ( Знаем лексическое значение слова, приставка
становится яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)
4. – У нас в русском языке,
ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а
пишутся по-разному. Значит разное значение.
Следующее задание мы проведем в
форме игры. (Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 3
слайд, 2 группе – 4 слайд, 3 группе – 5 слайд, 4 группе – 6 слайд, 5 группе – 7
слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в
составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает
фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются
словарями.)
- Ребята, какой вывод можно сделать
по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка
будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их
значение.)
5. Работа с текстом.
- Ребята, из текста пропали
слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа
с 8 слайдом)
Торжественность была во
всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание
началось. … к документу была принята всеми единогласно.
(Если дети сразу не отгадывают слова,
дается возможность определить по лексическому значению.
В странах с республиканской формой
правления: глава государства - … (президент)
Вступительная часть музыкального произведения
- … (прелюдия)
Вводная, разъясняющая часть международного
договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))
- В этих заимствованных словах
приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить
правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19
веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть (впереди)
музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди
договора, закона)
6. Выборочный диктант.
- Сейчас я хочу проверить, как вы
усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.
(Преодолевая препятствия, туристы
продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных.
Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг
преобразилось и полил дождь.)
- Сейчас свою работу вы проверите сами и
сами себя оцените. (открывается ширма, и дети сверяют свои слова с текстом)
- Кто написал без единой ошибки? Кто
допустил 1 или 2 ошибки?
- Назовите слова, с которыми мы сегодня не
встречались и объясните правописание приставок.
7. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться
словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать
приставку пре- и при-; учились проверять себя)
- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За
хорошую работу вы получаете «5».
- А что вы мне поставили бы за работу?
- Спасибо за урок.
8. Домашнее задание.
- Попробуйте объяснить правописание пре- и
при- в словах:
Природа, привет, приятный,
причина, прекратить.
Составьте с данными словами небольшой
текст.
1.
Название
конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок
в современной школе».
2.
Тип
урока: проблемно-поисковый
3.
Цели
урока:
Обучающая:
- Уметь применять правила
написания приставок пре- и при-;
- Дать сведения о приставках с
неясным значением;
- Уметь пользоваться словарями и
различными приемами запоминания таких слов.
Развивающая:
-Обогащать словарный запас и грамматический
строй речи.
Воспитательная:
- Прививать любовь к русскому языку.
4.
Задачи
урока:
-Мотивировать выбор
варианта правописания, исходя из толкования значения приставки, этимологии
слова, его семантики;
-Формировать регулятивные,
интеллектуальные общеучебные умения.
-Развивать различные виды
памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание.
5.
Краткое
описание хода урока: Тема урока сформирована как проблема: «Пре- или при-?»
Такая формулировка нацеливает детей на поисковую деятельность. Структура урока
построена по принципу нарастающей трудности.
На первом этапе урока в качестве мотивирующего момента проводится слуховой
диктант с использованием сигнальных карточек. Последующие этапы урока -
проблемные ситуации, где основными методами являются наблюдения,
лингвистический эксперимент (поисковая деятельность), проблемно-поисковый
диалог (гипотеза, рассуждение, обобщение), работа в группах со словарями,
самостоятельное использование трудных для написания слов в собственной речи,
самопроверка.
Заключительная, контрольно-обобщающая часть урока - достаточно сложный вид
самостоятельной деятельности учащихся по применению различных способов выбора
приставок.
6.
Знать: правило
написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов; уметь: владеть
способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях; навыки и
качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться словарями,
использовать данные слова в своей речи, работать коллективно, проводить
самоанализ своей работы.
Организационная
информация
|
Тема урока
|
«Пре- или
при- ?»
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
6 класс
|
Автор урока (ФИО,
должность)
|
Алякина Ирина
Петровна, учитель русского языка и литературы
|
Образовательное
учреждение
|
Муниципальное
общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа
№2 им. В. Маскина.
|
Республика/край,
город/поселение
|
Российская
Федерация, Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино.
|
Методическая информация
|
Тип урока
|
Проблемно-поисковый
|
Цели урока
|
Обучающая:
- Уметь применять правила
написания приставок пре- и при-;
- Дать сведения о приставках с
неясным значением;
- Уметь пользоваться словарями и
различными приемами запоминания таких слов.
Развивающая:
-Обогащать словарный запас и
грамматический строй речи.
Воспитательная:
- Прививать любовь к русскому языку.
|
Задачи урока
|
-Мотивировать
выбор варианта правописания, исходя из толкования значения приставки,
этимологии слова, его семантики;
-Формировать
регулятивные, интеллектуальные общеучебные умения.
-Развивать
различные виды памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание
|
Знания, умения,
навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в
ходе урока
|
Знать:
правило написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов;
уметь:
владеть способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях;
навыки
и качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться
словарями, использовать данные слова в своей речи, работать коллективно,
проводить самоанализ своей работы.
|
Необходимое
оборудование и материалы
|
«Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический
словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска, компьютер,
проектор.
|
Подробный конспект урока
|
Мотивация
учащихся
|
Структура урока
построена по принципу нарастающей трудности: от проблемной ситуации к другой,
что обеспечивает высокий уровень мотивации и активности учащихся на
протяжении всего урока.
|
Ход и содержание
урока
|
1. Организационный
момент.
(открыт 1
слайд)
- Ребята, приставку какой группы мы с
вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)
- Какие приставки входят в эту группу?
(В 3 группу входят приставки пре- и при-.)
- Эта группа приставок очень сложная!
Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание
гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в
данном слове.)
- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это
правило.
- Ребята, сегодня на уроке вы будете
получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну
а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.
2. «Слуховой
диктант».
(Учитель называет слова, если слово
начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е,
если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с
буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).
Приехать, престранный,
прервать, пристроить, причудливый, преинтересный,
пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный,
привинтить.
- Молодцы! Вы хорошо поработали.
3. Мотивация.
1.- Но всегда ли так легко удается
справиться с этой приставкой?
А если я вам предложу во внимание
такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание
гласной в этом слове? (Нет)
В чем трудность? (Непонятен смысл)
Давайте обратимся к
«Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против
говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)
Сейчас мы проведем исследовательскую
работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.
Кто нам поможет в этом случае?
Да, наши друзья – словари. Какие
словари вы знаете?
(Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью
словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове
выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение
слова. Например:
преследовать - корень след, значение
слова – переследить, идти на шаг впереди;
преодолеть – корень дол – доля,
значение слова – переодолеть и т.д. Затем со
словами составляются словосочетания)
-Ребята, какой вывод можно сделать из
проделанной работы? ( Знаем лексическое значение слова, приставка становится
яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)
2. – У нас в русском языке,
ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а
пишутся по-разному. Значит разное значение.
Следующее задание мы проведем в форме
игры. ( Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе
- 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5
группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут
помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание
группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета.
Дети также пользуются словарями.
По истечению времени каждая группа
дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-.
Например:
- Колосья спелой ржи приклонились к
земле. – Я преклоняю колено перед вашей отвагой.
-Его преемник начал с перестановки
мебели в своем кабинете. – Все затаив дыхание слушали приемник.
-Он долго пребывал в Москве. – Поезд
прибывал к станции. и т.д.)
- Ребята, какой вывод можно
сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения
приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка
дифференцирует их значение.)
5. Работа с текстом.
- Ребята, из текста пропали
слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли.
(Работа с 9 слайдом)
Торжественность была во
всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание
началось. … к документу была принята всеми единогласно.
(Если дети сразу не отгадывают
слова, дается возможность определить по лексическому значению.
В странах с республиканской формой
правления: глава государства - … (президент)
Вступительная часть музыкального
произведения - … (прелюдия)
Вводная, разъясняющая часть
международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))
- В этих заимствованных словах
приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить
правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19
веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть
(впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть,
стоящая впереди договора, закона)
6. Выборочный диктант.
- Сейчас я хочу проверить, как вы
усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.
( Учитель читает текст, ученики
выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.)
Преодолевая препятствия, туристы
продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных.
Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все
вокруг преобразилось и полил дождь.
- Сейчас свою работу вы проверите сами
и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом)
- Кто написал без единой ошибки? Кто
допустил 1 или 2 ошибки?
- Назовите слова, с которыми мы сегодня
не встречались и объясните правописание приставок.
7. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
(Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных
случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)
- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За
хорошую работу вы получаете «5».
- А что вы мне поставили бы за работу?
- Спасибо за урок.
8. Домашнее задание.
- Попробуйте объяснить правописание пре-
и при- в словах:
Природа, привет, приятный,
причина, прекратить.
Составьте с данными словами небольшой
текст.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.