1.
Мы в школе полгода
уже отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
2.
Буквы потом
сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Тем,
кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее
чтенья
Ничего на свете нет!
Голос
из-за угла: "Как это нет?! Обман!"
Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?
Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон,
который живет на крыше!
Учитель (задумчиво). Карлсон... в нашем классе такого
ученика нет. Выходи, покажись нам! (Карлсон выходит.) Ты из какого класса,
мальчик?
Карлсон.
Я не мальчик! Я мужчина в самом
расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не
собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель.
Что значит "ерундой"?
Да ты у ребят спроси, сколько всего они узнали – читать, писать научились!
Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе
закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё
видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!
Учитель.
А давай мы с ребятами тебе
игру предложим и проверим, как ты всё знаешь.
Карлсон.
Это для меня пустяки! Дело
житейское!
¨
Всех на
свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это ... доктор
Карлсон.
Бармалей!!!
Учитель.
Неверно! Кто из ребят ответит?
Учитель . У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино). («Золотой ключик», А.Толстой)
Карлсон.
Чиполлино!!!
Учитель
. Неверно! Кто из ребят
ответит?
¨
Всех он
любит неизменно,
кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
это Гена ... (Крокодил) («Крокодил Гена и его друзья»,Э. Успенский)
Карлсон.
Знаю!!! Это Геннадий
Петрович Малахов. Я его по телевизору видел!!!
Учитель. Опять неверно!
Карлсон.
Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что
обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
Карлсон.
Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много
читает, тот много знает. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята!
А
сейчас ребята расскажут всем нам кое-что интересное!!!
Азбука - старшая сестра букваря. Азбука -
почему её так назвали ? Сейчас час мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а
раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА.
¨
Люди сочинили много
пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки.
Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от
руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ).
Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные
буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить
могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.
¨
Впервые печатать книги на
станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою
первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад.
¨
Сейчас вы учитесь по
букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников
.И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку –
кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским
землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские
народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник
первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги.
СЦЕНКА.
Всем известно буква "Я"
В азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте
рассказ!
Жили в Азбуке у
нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Я
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Ф
- Фу-ты, ну-ты! -
фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
С
- Срам! –
Сердито "эс" сказало.
В
"Вэ"
кричит:
- Воображала!
П
Проворчала
"Пэ":
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. "Я" затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с
вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут
переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буква А.
- Хорошо!
Идем на спор.
Если сможешь в
одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я.
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!
Рассказчик.
Буква
"Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела -
Написать она сумела
Только:
"Я - я - я - я - я!"
Буква Х.
Как зальется буква
"Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Рассказчик.
"О" от
смеха покатилось!
"А" за
голову схватилось!
"Б"
схватилось за живот..
Буква
"Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
- Я, ребята,
виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю.
- Что ж, - решил
весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква
"Я"
Всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!
Игра.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
·
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
·
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
·
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
·
На виду у детворы крысу
красят маляры (крышу)
·
Посмотрите-ка, ребятки,
раки выросли на грядке (маки)
·
Тает снег. Течет ручей. На
ветвях полно врачей (грачей)
·
Старый дедушка Пахом на
козе скакал верхом (коне)
·
Жучка будку не доела:
неохота, надоела. (булку)
·
Сели в ложку и - айда! -
по реке туда-сюда. (лодку)
·
На болоте нет дорог. Я по
кошкам скок да скок. (кочкам)
Учитель: Ребята, так как мы с вами уже научились
читать, пришло время передать букварь будущим первоклассникам и их учителю.
Давайте в последний раз пройдёмся по улицам города Буквограда и попрощаемся с
его жителями.
Странно, куда же подевались некоторые жители? А, они
, наверное, отправились к нам на праздник, сейчас мы найдём их в нашем букваре.
Ой, ребята, и здесь нет букв. Здесь какая-то странная бумажка.
Записка:
Мы Букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберёте
Быстро вы Букварь найдёте
Вот вам карта, что бы знать,
Где же буквы вам искать!
Нечистая сила
Учитель:
В названии "Букварь"
Семь букв имеется,
Мы все их знаем
И на них надеемся.
Нам надо все буквы вместе собрать,
Тогда и узнаем, где книгу искать.
Мы всякую нечисть должны навестить
И в честном бою её победить.
Когда разгромим мы, всю нечисть и тварь,
Тогда и вернём наш чудесный Букварь.
Ребята, а где живёт нечисть? А вы хотели
бы побывать в сказке7 А не боитесь? Ведь в сказках много волшебства, а тем
более мы идём искать злых сказочных героев? А родителей возьмём с собой? Так,
так по карте первая буква "Б", а находится она у Бабы Яги. Ну, что ж
в путь. А отправимся мы на нашем весёлом паровозике.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Баба Яга:
Здравствуйте, сладенькие, здравствуйте, миленькие.
Я баба Яга,
Костяная нога,
Злая-презлая-
Вот я какая.
Коли решите, что я загадала.
Ждёт вас награда, я так сказала.
А не решите, ждёт вас тогда
В подарок большая, большая беда.
Что букву приехали вызволять?
Учитель: Да, бабушка, отдайте нам букву!
Баба Яга: Ишь, какие, хитрые, просто так букву им отдай! Щааас, ага,
разбежалась! Вот задание моё выполните, тогда отдам. Очень сказки я люблю, да
память плохая. Половину помню, а половину нет. Угадайте сказки?
А это моя любимая сказка и я хочу, чтобы родители вам помогли
показать эту сказку.
(родители показывают инсценировку сказки
"Репка")
Баба Яга: Ну,
сказки вы знаете хорошо. Забирайте свою букву, если узнаете её. (Ребёнок
с закрытыми глазами находит букву Б)
Учитель: Ах,
одна буква есть, найдём и вторую. Судя по карте, буква "У" в плену у
Ужастика. Что нам Ужастики, мы их не боимся!
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Ужастик:
Я Ужастик, я ужасный
И я очень, очень страшный
По ночам я прихожу,
Всех пугаю и бужу.
Разгадайте, вы, моё задание.
А не то приду к вам ночью на свидание! Ууууууу!
Учитель: Ооой, как нам страшно! Какое у тебя задание?
Ужастик:
Перед вами сло-го-ви-ца.
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь-дорогу,
Делай шаг от слога к слогу,
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
Ну, кто смелый, кто готов пословицу отыскать?
Ужастик:
Надо же, справились. Собрали слова. А теперь к словам подберите
антонимы. Одно слово останется лишнее. К нему подберёте синоним.
Ужастик:
Забирайте свою букву, если узнаете её. (Ребёнок с
закрытыми глазами находит букву У)
Учитель:
Что ж, ребята, снова в путь!
С кикиморой справимся мы как-нибудь.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Кикимора:
Я самая красивая из людей,
Вот только не люблю я детей,
Так, что смотрите,
Меня не гневите.
Быстро отвечайте
И букву получайте!
(задания на компьютере)
Кикимора:
Что-то
вы очень быстро справились с заданием!
Я
очень тонкая натура:
Музыку люблю, цветы.
А лицо мое, фигура -
Хоть на конкурс красоты.
Танцевать я обожаю:
Танго, твист, ламбаду, вальс…
Если есть партнер достойный,
Станцевать могу для вас.
Забирайте свою букву, если узнаете её. (Ребёнок с
закрытыми глазами находит букву К)
Учитель: Следующая
остановка по карте Ведьма с буквой "В"
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Ведьма: Я -
девица непростая,
Говорят, что ведьма злая.
Если только захочу,
Всех в мышей вас превращу.
так не злите вы меня...
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои хитрые загадки.
Загадки на компьютере.
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся.
Ответ: Мороз
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз
пятачком?
(Ответ: Сова)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
Ответ: Сосулька
Ты кричишь - оно молчит,
Ты молчишь - оно кричит.
(Эхо)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
Ответ: Радуга
Весь день за мной шагала, а в темноте пропала.
Тень
За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки. (месяц)
Ведьма: Знаете
вы много, а играть вы умеете? Сыграйте со мной в
игру, если весело играть будете, задорно, а ещё и внимательно отдам вам букву.
Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши,
отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите:
«Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.
Кто
ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Ведьма: Мне
очень понравилось, хорошие вы. Забирайте свою букву, если узнаете её.(Ребёнок
с закрытыми глазами находит букву В)
Учитель: Что
ж, ребята, снова в путь
Следующие буквы найдём как-нибудь.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей помогайте.
Атаман: Я атаман!
Разбойники: А мы разбойники!
Все вместе: А вы тогда уже покойники.
Если правильный ответ
Нам не дадите,
То совет даём: бегите!
Атаман: Мы много ездили по миру, а вы путешествовали по страницам
букваря, вот и посмотрим, кто больше знает.
Атаман: Молодцы,
много знаете! Забирайте свои буквы, если узнаете их.(Ребёнок с закрытыми
глазами находит буквы А и Р)
Учитель:
Что ж, ребята, снова в путь
Последнюю букву найдём как-нибудь.
Вот только на карте не показано кто её украл.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей помогайте.
Лень:
Кто
мешает мне отдыхать?
Лень:
Ой, да ко мне
гости! Да какие славненькие, нарядненькие, красивенькие! Добро пожаловать в мою
страну… Сладких снов!
Оставайтесь у
меня! Отдыхайте, живите, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) Поживёте у
меня немножко, а потом и совсем не захотите отсюда уходить! Здесь столько всего
вкусного, сладкого! А посмотрите, какой у меня мягкий, пушистый ковёр! Садитесь
поудобнее, поспите. Сон – лучшее лекарство. Милее матери с отцом. Да и куда вам
спешить. Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь – и
отдохнуть некогда!
Учитель:
Подождите! Я, кажется, догадалась, кто эта
«добренькая» тётенька! Это Лень! А смотрите, что это? Да это же мягкий знак из
алфавита! Так вот кто похититель!
Лень:
Да!
Да! Да! Это я вам испортила праздник!
Учёба
для детей вредна,
Приносит
много бед она!
Вы
лучше балуйтесь, играйтесь,
И
неучами оставайтесь!
Учитель:
Ребята, а вы разве неучи?!
Давайте докажем Лени, что мы много знаем и умеем.
(задания на компьютере)
Лень:
Ну,
ладно, ладно, возьмите свою букву. Ну, вы ещё чему-то и научились. А вот
другим, кто придёт в школу в следующем году, повезло! Им учиться будет не
нужно. Буквы то вы собрали в букварь. Да только они заколдованы, видите
пузырьки лени? Вы никогда не сможете их расколдовать!
Учитель:
Ребята, попробуем?
Буква А.
Вот
два столба наискосок,
а
между ними - поясок.
Ты
эту букву знаешь? А?
перед
тобою буква А.
Буква Б.
Буква
Б с большим брюшком,
В
кепке с длинным козырьком.
Буква В.
Вот
буква В
Видна
вдали -
Красивая,
витая.
Как
будто крендель испекли,
Приезжих
поджидая.
Буква Г.
Что
за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д.
Это
домик - буква Д.
В
домике - окошко.
Из
трубы идёт дымок,
А
в окошке - кошка.
Буква Е.
На
дворе - такая жалость! -
Наша
лесенка сломалась.
Наша
лесенка сломалась,
Буква
Е зато осталась.
Буква Ё.
Е
и Ё - родные сёстры,
Различать
сестёр непросто.
Но
у буквы Ё две точки,
Словно
в лесенке гвоздочки.
Буква Ж.
Эта
буква широка
И
похожа на жука.
И
при этом, точно жук
Издаёт
жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Буква З.
На
эту букву посмотри:
она
совсем как цифра 3.
Буква И.
Буква
и наискосок
примеряла
поясок.
Снизу
вверх его тянула -
К
правой ножке пристегнула.
Буква Й.
Букву
Й зовут "И кратким".
Й
как И в твоей тетрадке.
Чтобы
Й не путать с И,
Сверху
галочку пиши.
Буква К.
На
прямую палочку
Справа
села галочка.
Там
поныне и сидит -
Буквой
К на нас глядит.
Буква Л.
Алфавит
продолжит наш
Буква
Л - лесной шалаш.
Буква М.
Палочка
и палочка,
между
ними галочка.
И
понятно сразу всем:
Получилась
буква М.
Буква Н.
На
букве Н
Я,
как на лесенке,
Сижу
и распеваю песенки!
Буква О.
Буква
о всегда стояла
Круглая,
нормальная,
Спать
легла - бока помяла
И
теперь овальная.
Буква П.
Букву
П в спортивном зале
Перекладиной
назвали.
-Ну-ка,
милый, не ленись,
Подойди
да подтянись.
Буква Р.
Р
– рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С.
Полумесяц
в небе тёмном
буквой
С повис над домом.
Буква Т.
Т
в антенну превратилась
И
на доме очутилась.
Буква У.
Буква
У
Совсем
проста:
Тянет
рожки из хвоста.
Буква Ф.
Всем
известно без подсказки:
Буква
Ф - как ключ от сказки.
Никогда
его у нас не отнимет Карабас.
Буква Х.
Х
- забавная игрушка,
Деревянная
вертушка.
Деревянная
вертушка -
Ветру
вольному подружка.
Буква Ц.
Вот
какая буква Ц:
С
коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как
кошачья лапка.
Буква Ч.
Да,
вы правильно решили:
Ч
мы пишем как четыре.
Только
с цифрами. друзья,
Буквы
путать нам нельзя.
Буква Ш.
Посмотри
на букву Ш -
Буква
очень хороша,
Потому
что из неё
можно
сделать Е и Ё.
Буква Щ.
На
расчёску Щ похожа.
Три
зубца всего?
Ну
что же!
Твердый знак.
Знак
я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы.
А
бедняжка буква Ы
Бродит
с палочкой , увы!
Мягкий знак.
Нарисуем
мягкий знак
Нежно
капелькой, вот так!
Букву
капелька смягчит -
Слово
мягко прозвучит.
Буква Э.
Буква
Э на С дивится,
Словно
в зеркало глядится.
Сходство
есть наверняка,
Только
нету языка!
Буква Ю.
Чтобы
О не укатилось,
Крепко
к столбику прибью.
Ой,
смотри-ка, что случилось:
Получилась
... буква Ю.
Буква Я.
Ты
твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
( песня "Алфавит")
Лень:
Смотрю у вас тут очень весело и ничего вы не боитесь! Ну и
забирайте свой букварь, а я пойду дальше искать неучей и лентяев. В вашем
классе таких нет!
Учитель:
А мы, ребята, передаём наш букварь учителю будущих первоклассников. теперь им
предстоит пройти по всем страницам волшебной книги "Букварь"
15 ученик:
До
свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
16
ученик:
До
свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!
17 ученик:
Не
теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!
18 ученик
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
И нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
вручение удостоверений
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Мы были в пути все вместе.
Звучали стихи и песни.
Но есть ещё сюрприз у нас.
Пришло время поздравить всех вас.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.