Инфоурок Литература Рабочие программы«Праздник Наурыз» 6-класс

«Праздник Наурыз» 6-класс

Скачать материал

Цель   урока: Провести  беседу  на  тему «Наурыз», отметить  национальные

                          обычаи  и  традиции.

Задачи: образ.: обогатить  словарный  запас  учащихся, связь  языков.

               воспит.: воспит.  уважение  к  старшим, к традициям каз.народа.

               разв.: развитие  речи, памяти, мышления.

Методы: исслед., репрод.

Наглядность: плакаты, рисунки, шары, карта, национальные  предметы.

 

 

                                          План.

І Оргмомент

ІІ Литературная  викторина «Откуда  эти  строки?»

ІІІ Слово  учителя

ІV Работа  по  тексту. Словарная  работа.

V Домашнее  задание.

VІ Рефлексия. Итоги урока.  

 

                         

                                         Ход  урока

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Кто  сегодня  отсутствует  в  классе? Как  ваше  весеннее  настроение?

Если   все  отлично, начнем   наш  урок. Для  фронтального   опроса  я  хочу  провести   « Литературную  викторину».

 

                      Литературная   викторина  «Откуда  эти  строки?»

 

     1 «Тропинка, по  которой  Савушкин  повел  Анну  Васильевну, начиналась

сразу   за  школой. Они  вышли  на  поляну». (Нагибин «Зимний  дуб»)

 

2 « Ко-ко-ко, ко-ко-ко   жить  вам  было  нелегко». (« Федорино  горе»)

 

3 «Ты  молода, столица  Казахстана,

      И  ты  цветешь, как  яблоневый  сад». ( Р. Рождественский «Алматы»

 

4 « Вам  Памятник, Учителя,

     Я  высек  бы  из  красного  гранита».  ( А.Дуйсенбиев «Памятник»)

 

5 « Дело  мастера  боится»  ( Пословица )

 

6 « Не  тужи, царевич! Ложись  спать: утро  вечера  мудренее» ( Сказка)

 

7 «Было  время, когда  птицы  не  умели  петь». («Аист  и  Соловей»)

8 «Взяла  девочка  самую  большую  ложку  и  похлебала   из  самой

     большой  чашки». ( Сказка  «Три  медведя»)

 

9 « Тебе  грустно  оттого, что  ты  злой. А  мы  добрые  и  никому  зла

      не   делаем».  ( Л.Н. Толстой  «Белка  и  волк» )

 

- Ребята, какие  праздники  вы  знаете? А какие   из  них  вам  больше  всего  нравятся? Почему?   ( Ответы  учащихся)

Правильно. Ведь   Новый  год – это  праздник, которого  ждут  не  только  дети, но  и  взрослые. Его  встречают   по  всей  планете. И  у  каждого  народа 

есть  свои  обычаи. Давайте  узнаем   о  них. ( Высказывания  учащихся)

    - А  кто  покажет  на  карте   эти  страны?

                         ( Монголия, Судан, Гаити, Бирма, Индия )

Ребята, сколько  раз  в  году  в  Казахстане  встречают  Новый  год?

         Наурыз- один  из  главных  праздников, всенародно  отмечаемых  издревле  в  Казахстане  и  Средней  Азии. В  переводе  с  персидского  наурыз   означает  «новый  день». В  эту  прекрасную  пору, когда  день  равняется  с  ночью, когда  природа  начинает  пробуждаться, когда  народ,

освободившись  от  зимних  хлопот, радуется  благополучной  сохранности

скота, на  нашу  землю  приходит   Новый  год. Этот  день – 22 марта- казахи

называют   Ұлыстың  ұлы  күні  ( Великий  день  народа ).

        Обязательное   условие  празднования  Наурыза- приготовление  ритуаль

ного   кушанья – наурыз-көже. Кто  знает, как  готовить  это  блюдо?

                                   ( один  ученик  готовит  көже )

                    ( из  множества  продуктов  выбираются  нужное )

Главное   ритуальное  блюдо  принято  есть  досыта, чтобы  год  был  сытным

Давайте   отведаем  приготовленное   блюдо. Раз  мы  заговорили   о  еде, на-

зовите  блюдо, о  котором  идет  речь.

                                            Угадайте   блюдо.

                      1 Блюдо   из  молозива. ( Уыз )

                      2 Жареное   просо, пшено. ( Тары )

                      3 Напиток  из  кобыльего  молока.(  Қымыз )

                      4 Бульон. ( Сорпа )

                      5 Напиток  из  верблюжьего  молока.(  Шұбат) 

                      6 Тонкая  жареная  лепешка.(  Шелпек )

                      7 Кушанье, приготовленное из проса, масла, меда и сыра.(Қоспа)

    Утром   первого  дня   Наурыза   мужчины  сажали  деревья, а  женщины 

готовили   угощение, а  затем, нарядившись  во  все  новое, шли  в  гости.

    Как  они  поздравляли  друг  друга?

                 Ұлыс  оң  болсын!Ақ  мол  болсын! Қайда  барсаң  жол  болсын!

                 Да  будет  народ  благословенным! Да  будет  год   изобильным!

   В  этот  день  аксакалы  примиряли  поссорившихся  молодых, читали  молитвы. А  молодежь, конечно, веселилась. Какие  игры  были  популярны 

у   казахов?

 

              «Качели».                                      ( Алтыбақан )

              « Быстрый  платок»                     ( « Кетті, кетті  орамал» )

              « Соседи»                                       ( « Көршілер» ) 

              « Кто  нужен?»                              ( « Кім  керек?» )

              « Состязание   иноходцев»        ( « Жорға  жарыс» )

              « Кто  перетянет?»                       (  « Тұтқынға  алу» )

              « Кто  сильнее?»                            ( « Жаяу  тартыс» )

              « Игры  в  асыки»                           (« Ақ  сүйек» )

              « Колечко»                                      ( « Сақина» )

                      ( давайте  сыграем   в  одну   игру)

Любой   праздник   сопровождается   песнями, танцами. Так  давайте  полюбуемся    прекрасным   танцем   «Қара  жорға».

                      ( танец   в  исполнении  мальчиков  и  девочек)

В  конце   урока   читается  наурыз-бата.

                             Ұлыс   бақты  болсын,

                             Әр  күніміз  жақсы  болсын.

                             Достығымыз  берік  болсын,

                             Білім-өнер   серік  болсын.

                             Ұлыс   оң  болсын,

                             Ақ  мол  болсын,

                             Қайда  барсаң  жол  болсын!

                             Ұлыс   бақты  болсын,

                             Төрт  түлегі   ақты  болсын!

                             Ұлыстың   ұлы   күні  құтты  болсын!

Желаю  всем  весело  встретить   этот  замечательный   праздник.

 

 

                                                                       Дом. задание: Прочитать  текст,

                                                                                                ответить  на  вопросы  

                                                                                                         стр. 103

Рефлексия.

Итоги   урока.                   

                                                                 

      

         

   

                         

 

  

 

 

 

 

    Кенсахаринская  средняя  школа

 

 

 

 

 

 

 

«Праздник 

        Наурыз»

 

 

 

 

 

 

 

                                            Провела  учитель рус.языка и литер.: Утарова А.А.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Праздник Наурыз» 6-класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Провести беседу на тему «Наурыз», отметить национальные обычаи и традиции.Задачи: образ.: обогатить словарный запас учащихся, связь языков. воспит.: воспит. уважение к старшим, к традициям каз.народа. разв.: развитие речи, памяти, мышления.Методы: исслед., репрод.Наглядность: плакаты, рисунки, шары, карта, национальные предметы. План.І ОргмоментІІ Литературная викторина «Откуда эти строки?»ІІІ Слово учителяІV Работа по тексту. Словарная работа.V Домашнее задание.VІ Рефлексия. Итоги урока. Ход урока- Здравствуйте, ребята. Садитесь.- Кто сегодня отсутствует в классе? Как ваше весеннее настроение?Если все отлично, начнем наш урок. Для фронтального опроса я хочу провести « Литературную викторину». Литературная викторина «Откуда эти строки?» 1 «Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналасьсразу за школой. Они вышли на поляну». (Нагибин «Зимний дуб»)2 « Ко-ко-ко, ко-ко-ко жить вам было нелегко». (« Федорино горе»)3 «Ты молода, столица Казахстана, И ты цветешь, как яблоневый сад». ( Р. Рождественский «Алматы»4 « Вам Памятник, Учителя, Я высек бы из красного гранита». ( А.Дуйсенбиев «Памятник»)5 « Дело мастера боится» ( Пословица )6 « Не тужи, царевич! Ложись спать: утро вечера мудренее» ( Сказка)7 «Было время, когда птицы не умели петь». («Аист и Соловей»)8 «Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки». ( Сказка «Три медведя»)9 « Тебе грустно оттого, что ты злой. А мы добрые и никому зла не делаем». ( Л.Н. Толстой «Белка и волк» )- Ребята, какие праздники вы знаете? А какие из них вам больше всего нравятся? Почему? ( Ответы учащихся)Правильно. Ведь Новый год – это праздник, которого ждут не только дети, но и взрослые. Его встречают по всей планете. И у каждого народа есть свои обычаи. Давайте узнаем о них. ( Высказывания учащихся) - А кто покажет на карте эти страны? ( Монголия, Судан, Гаити, Бирма, Индия )Ребята, сколько раз в году в Казахстане встречают Новый год? Наурыз- один из главных праздников, всенародно отмечаемых издревле в Казахстане и Средней Азии. В переводе с персидского наурыз означает «новый день». В эту прекрасную пору, когда день равняется с ночью, когда природа начинает пробуждаться, когда народ,освободившись от зимних хлопот, радуется благополучной сохранностискота, на нашу землю приходит Новый год. Этот день – 22 марта- казахиназывают Ұлыстың ұлы күні ( Великий день народа ). Обязательное условие празднования Наурыза- приготовление ритуального кушанья – наурыз-көже. Кто знает, как готовить это блюдо? ( один ученик готовит көже ) ( из множества продуктов выбираются нужное )Главное ритуальное блюдо принято есть досыта, чтобы год был сытнымДавайте отведаем приготовленное блюдо. Раз мы заговорили о еде, на-зовите блюдо, о котором идет речь. Угадайте блюдо.1 Блюдо из молозива. ( Уыз ) 2 Жареное просо, пшено. ( Тары ) 3 Напиток из кобыльего молока.( Қымыз ) 4 Бульон. ( Сорпа ) 5 Напиток из верблюжьего молока.( Шұбат) 6 Тонкая жареная лепешка.( Шелпек ) 7 Кушанье, приготовленное из проса, масла, меда и сыра.(Қоспа) Утром первого дня Наурыза мужчины сажали деревья, а женщины готовили угощение, а затем, нарядившись во все новое, шли в гости. Как они поздравляли друг друга?Ұлыс оң болсын!Ақ мол болсын! Қайда барсаң жол болсын! Да будет народ благословенным! Да будет год изобильным! В этот день аксакалы примиряли поссорившихся молодых, читали молитвы. А молодежь, конечно, веселилась. Какие игры были популярны у казахов? «Качели». ( Алтыбақан ) « Быстрый платок» ( « Кетті, кетті орамал» ) « Соседи» ( « Көршілер» ) « Кто нужен?» ( « Кім керек?» ) « Состязание иноходцев» ( « Жорға жарыс» ) « Кто перетянет?» ( « Тұтқынға алу» ) « Кто сильнее?» ( « Жаяу тартыс» ) « Игры в асыки» (« Ақ сүйек» ) « Колечко» ( « Сақина» ) ( давайте сыграем в одну игру)Любой праздник сопровождается песнями, танцами. Так давайте полюбуемся прекрасным танцем «Қара жорға». ( танец в исполнении мальчиков и девочек)В конце урока читается наурыз-бата. Ұлыс бақты болсын, Әр күніміз жақсы болсын. Достығымыз берік болсын, Білім-өнер серік болсын. Ұлыс оң болсын, Ақ мол болсын, Қайда барсаң жол болсын! Ұлыс бақты болсын, Төрт түлегі ақты болсын! Ұлыстың ұлы күні құтты болсын!Желаю всем весело встретить этот замечательный праздник. Дом. задание: Прочитать текст, ответить на вопросы стр. 103Рефлексия.Итоги урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 236 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к внеурочному занятию по литературе «Путешествие под парусами мечты», 6 класс
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: А. С. Грин
  • 01.01.2021
  • 254
  • 6
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.08.2020 678
    • DOCX 17.9 кбайт
    • 55 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Данилюк Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Данилюк Ольга Владимировна
    Данилюк Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72078
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 145 человек