Дата:
Класс: 6 «Б»
Тема: Различение на письме суффиксов
прилагательных
–к- и -ск-
Тип урока: изучение
нового материала.
Форма урока:
объяснение нового материала
Метод: частично-поисковый.
Цель урока:. открыть условия выбора
написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных
Задачи урока:
1. Образовательные:
·
развить
умение правильного выбора суффиксов -к-
и -ск- в прилагательных;
·
развить
умение формулировать определение понятий;
·
развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма,
развитие устной и письменной речи учащихся.
·
развить
умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
·
обогащать
словарный запас учащихся;
·
совершенствовать
орфографические и умения.
2. Развивающие:
·
осуществление
системно-деятельностного подхода;
·
развитие
критического мышления;
·
развитие
внимания;
·
формирование
УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
·
развитие
умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
·
развитие
умений анализировать, сравнивать, обобщать;
·
развивать
умение применять новые знания;
·
развитие
творческих, речевых способностей учащихся;
·
формирование
логических умений;
·
развитие
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
·
развитие
умения формулировать проблему;
·
развитие
умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.
3. Воспитательные:
·
воспитание
интереса и уважения к родному языку;
·
воспитание
ценностного отношения к слову;
·
развитие
коммуникативных УУД:
·
создание
благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества;
·
взаимодействие
учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Формирование
компетенций:
1. Личностные:
·
формирование
социально значимых качеств личности;
·
формирование
готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным
критериям.
2.
Коммуникативные:
·
формирование
умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со
сверстниками;
·
формулировать
собственное мнение и позицию;
·
конструировать
монологические и диалогические высказывания.
Регулятивные
универсальные учебные действия:
·
определять
цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
·
планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей;
·
оценивать
результаты своей деятельности.
Познавательные
универсальные учебные действия:
·
сравнивать,
находить нужную информацию.
Планируемые
результаты:
1. Личностные:
·
готовность
следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за
основу ценностно - смыслового самоопределения.
2. Метапредметные:
·
приобретение
первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения
учебной цели и создания собственных продуктов.
Основной
вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.
Формы
мыследеятельности:
·
самостоятельная
работа с различными источниками информации;
·
оформление
и предъявление главного из данной информации;
·
анализ
фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки
эмоционального состояния героя;
·
графическая
работа с текстом;
·
разработка
и представление творческого проекта;
·
коммуникативное
сотрудничество, работа в группе;
·
рефлексия
собственной деятельности.
Оборудование:
·
ПК;
·
мультимедийный
проектор;
·
мультимедийная
презентация к уроку;
·
информационный
лист, раздаточный материал;
·
рабочий
лист по теме.
Структура урока:
1) Организационный
этап.
2) Актуализация
знаний.
3) Постановка
учебной задачи.
4) Усвоение
новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ.
минутка.
6) Закрепление
изученного материала.
7) Рефлексия
деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация
о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Принципы
системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
|
1. Организационный
момент, мотивация к учебной деятельности
|
Приветственное
слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо
Я рада, что у вас хорошее
настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно
поработаем.
|
Приветствие
учащихся
|
Принцип
психологической комфортности.
УУД: личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
2.
Актуализация
знаний
3.
Постановка
учебной цели
|
Запишите число, классная работа
-
На слайде даны слова (карманный,
орлиный, кожаный, травяной).
Какая это часть речи? С ней мы и будем сегодня работать
- Какие морфемы изображены на слайде?
- Какой морфемы не хватает?
- Следующий слайд. Прокомментируйте орфограмму вяз(к, ск)ий,
рез(к,ск)ий, матрос(к, ск)ий, англий(к, ск)ий
- Попробуйте сформулировать тему урока по этапам.
1) ^^
2) -к- и -ск-
3) ЧАСТЬ РЕЧИ?
Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов
прилагательных –к- и -ск-»
- Таким образом, цель нашего урока….
|
Запись учащимися числа, «Классная работа»
Отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся рассказывают правило
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют и записывают тему урока
Формулируют цель урока
|
Принцип
деятельности.
УУД:
регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД:
познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели,
планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ:
создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
4.
Усвоение
новых знаний.
Первичное
закрепление знаний.
5.
Физ. минутка
|
1.(Решение
учебной проблемы – поиск решения.)
Учащимся
раздаётся материал для наблюдения:
1.
бедняк – бедняцкий
2.
француз – французский
3.
молодец – молодецкий
4.
ткач – ткацкий
5.
море – морской
6.
кузнец – кузнецкий
7.
рыбак – рыбацкий
8.
дети –
детский
Выпишите в 2 столбика прилагательные. В
первом- слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть
самостоятельно правило.
9.
Идет работа в
группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.
-
На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются
прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе
этого образования?
- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.
-
Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Какое есть морфологическое условие?
-
При каких условиях употребляется суфф. -СК-?
-
Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.
2.
Работа с учебником.
- Сравните свой
вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)
|
- О чем мы с вами
не сказали?
|
- Что добавим к
нашему выводу?
|
- По какому
опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?
|
1.Развитие орфографических
умений
Упражнение №376
2. Работа с сигнальными карточками.
-
Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или
-СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский,
вязкий, детский, кавказский и т. д.
3.
Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК
I. а)
Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие
доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;
б) Казан…кий
университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий
уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;
в) сибир…кие
морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое
правительство; комендан…кий дом.
а) АстраханСкая
сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие
доводы; вяЗкая
почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки;
б) КазанСкий
университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм;
ниЗкий уровень;
ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день;
в)сибирСкие
морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое
правительство;
коменданТСкий дом.
|
Работа в группах
Выдвигаются
гипотезы, проверяется их истинность
Формулируют правило
Работа в группах
Коллективная работа.
а) Один – у
доски, остальные – в тетрадях
б) Работа в
группах
в) Работа в парах
Физ.
минутка
|
Принцип
деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие
внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы
заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ,
сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ:
развивать умения применять новые знания.
УУД:
регулятивные (работа с предложениями).
|
6.
Закрепление
изученного материала
|
1.
1.Диктант с буквенными обозначениями.
Вечер бал ясный, тихий и свежий, как
обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе. Мы охотились на озере, где было
всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
Был ясный январский день. Слетались птицы со всех сторон земли: французские
синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. Узкие улицы
быстро наполнялись людьми. Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь
русским войскам.
ск
|
к
|
ск
|
ск
|
ск
|
ск
|
ск
|
к
|
к
|
ск
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
2.Задание.
Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК
II.
а) Оде…кий порт; кирги…кий эпос; бурла…кие песни; фло…кий борщ; гре…кие
орехи; сосед…кий кот; ноябр…кое солнце; дер…кий ответ; горо…кой пейзаж;
Б)
солда…кий ремень; деревен…кий образ жизни; пира…кий фрегат; ни…кие потолки;
делега…кий мандат; све…кий приём; неме…кая песня;
В) Рейм…кий
собор; черке…кая шапка; январ…кая стужа; хлес…кие выстрелы; университе…кая
библиотека; ямщи…кая шапка.
III.
а) Францу…кие духи; дама…кий клинок; тка…кий станок; ре…кий ответ;
кандида…кий минимум; бунтар…кий дух; прихо…кий приют;
Б)
бра…кое рукопожатие; январ…кие каникулы; матро…кий танец; горня…кий фонарь;
у…кий ремень; кавка…кая кухня; генерал…кие лампасы; бли…кие друзья; тунгу…кий
метеорит; рыба…кая шхуна;
В)
артиллерий…кий снаряд; молоде…кие забавы; дилетан…кий подход; фламан…кая
живопись.
II. ОдеССкий
порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи;
соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж;
солдаТСкий
ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат;
ниЗкие
потолки;
делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня;
РеймСкий
собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие
выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка.
III.
ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ;
кандидаТСкий
минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют;
браТСкое
рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий
ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий
метеорит; рыбаЦкая шхуна;
артиллерийСкий
снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.
|
Коллективная работа.
а) Один – у
доски, остальные – в тетрадях
б) Работа в
группах
в) Работа в парах
|
Принцип деятельности, непрерывности,
вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже
известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
7.
Рефлексия
деятельности.
|
В начале урока мы с
вами поставили цель: открыть условия
выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных
- В
конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы
К и СК в прилагательных.
Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
На доске прикреплены
слайды-картинки: К и СК
Заполните листы самооценки
|
Формулируют
цель, которую достигли
Прикрепляя магнитами слайды, дети
рассказывают, как итог, правило.
|
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы,
самооценка
|
8.
Домашнее
задание.
|
домашнее задание
разных уровней сложности.
· Упражнение
377 ( по заданию)
· Словарный
диктант на изученное правило (10 слов)
· Составить
текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами
-К- и -СК-
- Молодцы, ребята, благодарю вас
за активную работу на уроке.
|
Запись
учащимися задания в дневники
(самостоятельно
выбирают уровень)
|
|
К
СК
есть
краткая форма
от
сущ. с основой на
к
ч
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.