Инфоурок Русский язык КонспектыПравописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных

Правописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных

Скачать материал

Дата:

Класс: 6 «Б»

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных

Задачи урока:

1.      Образовательные:

·          развить умение правильного выбора суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

·          развить умение формулировать определение понятий;

·          развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 

·          развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

·          обогащать словарный запас учащихся;

·          совершенствовать орфографические и  умения.

2.      Развивающие:

·          осуществление системно-деятельностного подхода;

·          развитие критического мышления;

·          развитие внимания;

·          формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·          развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·          развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·          развивать умение применять новые знания;

·          развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·          формирование логических умений;

·          развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

·          развитие умения формулировать проблему;

·          развитие умения  работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

3.      Воспитательные:

·          воспитание интереса и уважения к родному языку;

·          воспитание ценностного отношения к слову;

·          развитие коммуникативных УУД:

·          создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·          взаимодействие учащихся в  группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Формирование компетенций:

       1. Личностные:

·          формирование социально значимых качеств личности;

·          формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

       2.  Коммуникативные:

·          формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

·          формулировать собственное мнение и позицию;

·          конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·          определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

·          планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

·          оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

·          сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

      1. Личностные:

·          готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно - смыслового самоопределения.

       2. Метапредметные:

·          приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

·          самостоятельная работа с различными источниками информации;

·          оформление и предъявление главного из данной информации;

·          анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

·          графическая работа с текстом;

·          разработка и представление творческого проекта;

·          коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

·          рефлексия собственной деятельности.

Оборудование:

·          ПК;

·          мультимедийный проектор;

·          мультимедийная презентация к уроку;

·          информационный лист, раздаточный материал;

·          рабочий лист по теме.

 

Структура урока:

1)      Организационный этап.

2)      Актуализация знаний.

3)      Постановка учебной задачи.

4)      Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)      Физ. минутка.

6)      Закрепление изученного материала.

7)      Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)      Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо

 

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.                                                                          

Приветствие         учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 

Постановка учебной цели

Запишите число, классная работа                                                                      

 

- На слайде даны слова (карманный, орлиный, кожаный, травяной). Какая это часть речи? С ней мы и будем сегодня работать   

- Какие морфемы изображены на слайде?                                                    

                                                                                     

 


- Какой морфемы не хватает?                                                                                            

- Следующий слайд.  Прокомментируйте орфограмму  вяз(к, ск)ий,  рез(к,ск)ий, матрос(к, ск)ий, англий(к, ск)ий                                                               

- Попробуйте сформулировать тему урока по этапам.                                                                                          

1) ^^

2) -к- и -ск-

3) ЧАСТЬ РЕЧИ?

Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-»                                           

- Таким образом, цель нашего урока….

Запись учащимися числа, «Классная работа»

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

Учащиеся рассказывают правило

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.              

Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Физ. минутка

 

1.(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

1.                  бедняк – бедняцкий

2.                  француз – французский

3.                  молодец – молодецкий

4.                  ткач – ткацкий

5.                  море – морской

6.                  кузнец – кузнецкий

7.                  рыбак – рыбацкий

8.                            дети – детский                                                                                                                            Выпишите в 2 столбика прилагательные. В первом- слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

9.                             Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

- На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

 

2. Работа с учебником.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- О чем мы с вами не сказали?

- Что добавим к нашему выводу?

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

 

1.Развитие орфографических умений

 Упражнение №376

2. Работа с сигнальными карточками.

- Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

I. а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;

б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;

в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом.

а) АстраханСкая сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие

доводы; вяЗкая почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки;

б) КазанСкий университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм;

ниЗкий уровень; ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день;

в)сибирСкие морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое

правительство; коменданТСкий дом.

Работа в группах

Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Коллективная работа.

 

 

 

а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

6.

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

1.  1.Диктант с буквенными обозначениями.

Вечер бал ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе. Мы охотились на озере, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. Был ясный январский день. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. Узкие улицы быстро наполнялись людьми. Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь русским войскам.


ск


к


ск


ск


ск


ск


ск


к


к


ск


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

2.Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

 

II. а) Оде…кий порт; кирги…кий эпос; бурла…кие песни; фло…кий борщ; гре…кие орехи; сосед…кий кот; ноябр…кое солнце; дер…кий ответ; горо…кой пейзаж;

Б) солда…кий ремень; деревен…кий образ жизни; пира…кий фрегат; ни…кие потолки; делега…кий мандат; све…кий приём; неме…кая песня;

В) Рейм…кий собор; черке…кая шапка; январ…кая стужа; хлес…кие выстрелы; университе…кая библиотека; ямщи…кая шапка.

 

III. а) Францу…кие духи; дама…кий клинок; тка…кий станок; ре…кий ответ; кандида…кий минимум; бунтар…кий дух; прихо…кий приют;

Б) бра…кое рукопожатие; январ…кие каникулы; матро…кий танец; горня…кий фонарь; у…кий ремень; кавка…кая кухня; генерал…кие лампасы; бли…кие друзья; тунгу…кий метеорит; рыба…кая шхуна;

В) артиллерий…кий снаряд; молоде…кие забавы; дилетан…кий подход; фламан…кая живопись.

II. ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж;

солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат; ниЗкие

потолки; делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня;

РеймСкий собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка.

III. ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ;

кандидаТСкий минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют;

 браТСкое рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий метеорит; рыбаЦкая шхуна;

артиллерийСкий снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.

Коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.

Рефлексия деятельности.

 

 

 

В начале урока мы с вами поставили цель: открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

- В конце урока мы с вами научились  правильно выбирать, когда писать  суффиксы К и СК в прилагательных.

Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

На доске прикреплены слайды-картинки: К и СК

 

Заполните листы самооценки

Формулируют цель, которую достигли

 

Прикрепляя магнитами слайды, дети рассказывают, как итог, правило.

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.

Домашнее задание.

 

домашнее задание разных уровней сложности.                                                                                          

·       Упражнение 377 ( по заданию)

·       Словарный диктант на изученное правило (10 слов)

·   Составить текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК-                                                                        

 

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.            

 

Запись учащимися задания в дневники

(самостоятельно выбирают уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

СК

есть краткая форма

 

 

 

от сущ. с основой на                                                   к                                                                      ч                                                                              

               

 

 

 

 

 


 


Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

1.    бедняк – бедняцкий                                   

2.    француз – французский

3.    молодец – молодецкий

4.    ткач – ткацкий

5.    Облачко с текстом: овальное: море – морской

6.    кузнец – кузнецкий

7.    рыбак – рыбацкий

8.    дети – детский

 

 

 

  

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

1.    бедняк – бедняцкий                                   

2.    француз – французский

3.    молодец – молодецкий

4.    ткач – ткацкий

5.    Облачко с текстом: овальное: море – морской

6.    кузнец – кузнецкий

7.    рыбак – рыбацкий

8.    дети – детский

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Правописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

развить умение правильного выбора суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

осуществление системно-деятельностного подхода;

 развитие критического мышления;

  развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения  работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 522 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2440
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.02.2015 1374
    • DOCX 182.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карташова Виктория Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карташова Виктория Ивановна
    Карташова Виктория Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62852
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов