МКОУ ООШ №14 с. Кочкарь
Пластовского
района Челябинской области
Урок
по русскому языку в 6 классе
Учитель:
Костина
Винера Амрулловна, учитель русского
языка
и литературы.
Урок русского
языка в 6 классе. (1слайд)
Тема: Правописание
суффиксов существительных –чик- , -щик-. (2слайд)
•
Цель: Изучить
правило написания букв Ч и Щ в суффиксе–ЧИК (-ЩИК)
•
Познакомиться со способами действия при
выборе написания в существительных суффикса -ЧИК,
(-ЩИК)
Научиться
применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора
правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи
-
Способствовать установлению на уроке атмосферы творчества,
заинтересованности. Воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок изучения
нового материала
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: индивидуальный лист обучающегося, сигнальные
карточки обратной связи, презентация, учебник русского языка для 6 класса
под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
(3
слайд)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.
Цели и задачи урока.
III.
Повторение изученного. Не с существительными.
( Монологический
ответ учащегося о правописании «не»
с
существительными).
IV. Задание:
Вставьте пропущенные слова с не. (слайд 4)
1) Того, кто не доучился,
называют … (недоучка) .
2) Того, кому не сидится
на месте, называют… . (непоседа)
3) Того, кто ничего не
знает, называют… . (неуч, невежда)
V.
Устный объяснительный диктант. (5
слайд)
·
Пишут
(не) пером, а умом.
·
(Не)
правдой весь свет пройдешь, да назад (не) воротишься.
·
(Не)
место красит человека, а человек место.
·
Без
топора (не) плотник, без иглы (не) портной.
(6 слайд)
VI.
Изучение
нового материала будет идти под девизом:
«Все работы хороши, выбирай на вкус».
(Запись этого
предложения и темы урока).
Задание:
(7 слайд)
- Прочитайте. Можно ли по произношению
определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик-
(щик)
- После каких согласных пишется буква ч
в суффиксе -чик- (щик-) ?
объездчик
обойщик
прокатчик
фонарщик
грузчик гру[ш ,
]ик бетонщик
бетон [ щ, ] ик
разносчик прицепщик
перебежчик
съёмщик
Мотивация необходимости различения условия
выбора суффикса: стечение согласных.
гру[ш , ]ик бетон
[ щ, ] ик
Указанные
морфемы в произношении совпадают.
Алгоритм: (8слайд)
·
Определи,
как образовано слово. Подставь формулу «тот, кто».
·
Найди
букву перед суффиксом.
После
Т летчик
Д объездчик
З ЧИК грузчик
С переписчик
Ж перебежчик
Тот,
кто переводит, - переводчик
После других букв -щик-
Каменщик (
«не» после т, д, з, с,ж)
Сварщик
Кладовщик
Стекольщик
Запомните!
Перед –щик- буква Ь пишется только после л. (Кровельщик)
!!! Дети
за сажей!!!
Не путай:
стаканчик,
вагончик (суффикс
уменьшительно-ласкательный)
!!! Я тоже здесь! (предлагается мнемоническая фраза,
которая помогает запомнить звонкие согласные);
-
чик—
Суффиксы - труженицы, обозначающие профессии.
)
-щик- (9слайд)
(Рисуется
на доске мнемоническая звездочка – «запоминалочка», на лучиках которой
пишутся буквы: т, д, з, с, ж, а
в центре —чик—
).
Задание классу: до
конца урока создайте свой способ запоминания данной орфограммы, свою
табличку, схему, рисунок или формулу.
(физкультминутка)
(10 слайд)
VII.
Закрепление изученного.
Работа по вариантам.
Задание для 1 варианта: Объяснить правописание
выделенных суффиксов, выделите суффиксы графически, подчеркните предшествующую
согласную.
Образец:
раздатчик
Фонарщик заговорщик
Разведчик прогульщик
Доносчик сборщик
Переводчик лазутчик
Извозчик танцовщик
Задание для 2 варианта:
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой
выбор графически (11
слайд).
захва…ик объед…ик
экскаватор…ик зачин…ик
ракет…ик инструменталь…ик
заказ…ик режиссер
– постанов…ик
попут…ик совет…ик
VIII.
Этимологическая страница. Словарная работа.
(12 слайд)
Профессия заимствована в 19 веке из французского
языка, во французский язык -
из латинского. Буквально – «(официальное)
объявление (о своей специальности)».
Арматура –
латинское «вооружение, снаряжение».
Бетон. Путают слова бетон и бидон,
хотя между ними ничего нет
общего. Бетон – это видоизмененное во
французском языке латинское
«битумен»- «смола» (есть слово битум).
Бидон
чисто французское словечко:
его основное значение «пузанчик»,
«толстобрюшка», переносное – «толстобрюхий» кувшин».
Агент. Связано с латинским глаголом «агере» -
«действовать», «делать»,
образуется слово агент от родительного
падежа «агентис» - «действующий»,
поэтому ударение на е.
Задание: придумайте
и запишите свое предложение с одним их слов.
Продолжение закрепления.
Упражнение «Знаешь ли ты
профессии…» (13 слайд).
Задание:
по толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите, обозначая в них
условия выбора букв щ и ч в суффиксе -
щик (-чик).
1. Шахтер,
работающий в забое.
2. Солдат,
обслуживающий пулемет.
3. Типографский
рабочий, делающий переплеты у книг.
4. Летчик,
управляющий вертолетом.
5. Военнослужащий,
в обязанности которого входит разведка данных о противнике.
6. Железнодорожник,
в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колес.
7. Рабочий,
работающий на погрузке и выгрузке.
Проверяем себя:
забойщик
пулеметчик
переплетчик
вертолетчик
разведчик
смазчик
грузчик
(14 слайд)
Закрепление:
Упражнение
248.
Задание:
спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для
обозначения мягкости согласных. Составьте схему второго предложения.
Проверь себя!
Строители
собрались во множестве: плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики,
чинно шагали тверские каменщики и печники, проходили кровельщики, бетонщики,
кузнецы. Резко сигналили шоферы, покрикивали возчики, сновали агенты, грузчики,
водники в форменных фуражках. Сегодня вернется с линии сменщик.
Схема предложения: [ = - ] , [ = - ], [ = - , - , -]. (слайд)
IX.
Домашнее
задание. (15 слайд)
1).
Сочинение – миниатюра о профессии
«Если бы исчезла
профессия шофера…».
2). «В некотором царстве, в
некотором государстве строили замок…».
3).
Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются
рабочие на предприятия нашего города.
Обозначьте морфемы. (16 слайд)
X.
Подведение
итогов урока.
XI.
Демонстрация
рисунков учащихся
XII.
Выставление
оценок
-чик-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.