Инфоурок Начальные классы КонспектыПравописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа

Скачать материал

                                     Федорова Нонна Леонидовна                                                           учитель первой квалификационной категории

МБОУ  «СОШ №40» города Курска

                                       Урок  русского языка. 4  класс.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Автор материала ( ФИО)

Федорова Нонна Леонидовна

Должность  (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №40»

Название материала

Урок  по теме  «Изменение имен прилагательных женского рода по падежам»

Класс (возраст)

4 класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

 «Русский язык.4 класс. Часть 2»

УМК «Школа России»

Вид ресурса ( презентация,текстовый документ и другие)

Текстовый документ, бланки для работы индивидуально и  в парах, презентация

Цели, задачи материала

Цели:

Ø на основе имеющихся у обучающихся знаний

ü совершенствовать  и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном; как части речи

ü формировать   представление о склонении имён прилагательных женского рода;

ü познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода;

ü развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

ü развивать орфографическую зоркость;

ü продолжить работу  по развитию речи обучающихся, активизации словаря;

ü воспитывать  культуру общения и внимательное отношение к слову; 

ü формирования познавательного интереса к русскому языку

 

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое на усмотрение автора)

Урок открытия нового знания.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

Список используемой литературы,

ссылки на Интернет-источники

Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.

 

 

Ход урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи этапа

УУД

1.

Организационное начало урока,

эмоциональный настрой

(1-2 мин)

 

 

Сегодня на уроке  русского языка мы продолжим работу по изучению имени прилагательного.

К нам пришли гости для того, чтобы посмотреть, как мы умеем работать, открывать новые знания, применять их на практике.

Улыбнитесь  друг другу,  возьмитесь за руки, пожелайте друг другу интересной работы.

 

Дети улыбаются друг другу, желают  интересной работы.

 

Создание  психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

УУД (личностные):

-внутренняя позиция на уровне положительного отношения к процессу обучения;

-мотивационная основа учебной деятельности.

2.

Актуализация имеющихся знаний, познаватель

ного интереса

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уроке русского языка мы много пишем, поэтому необходимо сделать пальчиковую гимнастику:

1.     Вращение кистей рук.

2.     Сжимание и разжимание пальцев в кулак.

 

3.     Погладим котёнка.

4.     Кольцо.

5.     Расслабление.

 

Запишите число, классная работа.

На уроке вы получите несколько заданий. Выполнив их успешно, сможете сформулировать тему урока.

1задание: чистописание

 

ая  яя  ая  яя  

Где можно встретить такие буквосочетания?

В окончаниях имен прилагательных:

 -  женского рода в именительном падеже ед. числа;

 

 

 

 

 

 

2задание: словарная работа.

Посмотрите внимательно на предметы, назовите их. Как на уроке русского языка можно раскрасить эти предметы?

( Картинки демонстрируются на слайдах)

Взаимопроверка.

Что интересного заметили?

 

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке речь пройдёт о …?

 

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

 

 

.

      Пусть этот урок принесет нам радость познания. Я желаю вам успеха.

Конкретизируйте тему урока.

Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Безударные падежные окончания имен прилагательных.  

 

 

 

3задание: работа с предложением.

Под лежачий камень и вода не течет. (с.150 в словаре)

Как называется такое предложение?

Как вы понимаете эту пословицу?

А как объясняет значение пословицы словарь, найдет и прочитает …

Согласны  или имеете другую точку зрения?

Есть ли в этой пословице имена прилагательные, определите их число и падеж, найдите и подчеркните главные члены предложения. Запишите эту пословицу и выполните задание.

На работу отводится

3 минуты.

Что получилось?

Проверьте работу соседа по парте.

Карточки с отметками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы (

закономерность…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-при помощи имен прилагательных.

 

 

 

 

 

Все слова женского рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пословица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Обеспечивает высокий уровень вовлечённости обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.

Подготовка руки для письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД (познавательные, регулятивные):

- определение цели деятельности и поиск средств её осуществления;

-ориентация в своей системе знаний;

выполнение универсальных  логических действий:

    -устанавливание аналогий и причинно-следственных связей;

    -выстраивание логической цепи рассуждений;

-умение передавать информацию в сжатом и выборочном виде.

Познавательные УУД:

активизация имеющихся

  знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные,

коммуникативные  УУД:

-умение создавать модель с выделением существенных характеристик объекта;

- формирование умения донести свою позицию до других;

-принятие других позиций;

-умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, для того чтобы сделать работу сообща;

- умение высказать общее мнение по вопросу;

-оформление своих мыслей в устной речи с учётом учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка проблемы.

Организация диалоговой ситуации.

(5минут)

 

Как вы думаете что будем делать на уроке?

 

Карточка №1.

Просклоняйте словосочетание, напишите вопросы прилагательных, выделите окончание.

На работу отводится 3 минуты.

Читаем, что же у  нас получилось?

Сопоставьте окончания в вопросах и именах прилагательных.

Какие падежи имеют одинаковые вопросы и окончания, а какие разные?

 

 

Высказывания

детей.

Изменять прилагательные по падежам.

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

сопоставляют.

 

 

 

Ответ детей.

 

 

 

 

УУД (познавательные, личностные, коммуникативные):

-предварительный отбор информации;

-переработка информации для получения необходимого результата;

-формирование умения делать выводы на основе обобщений знаний;

-умение создавать модель с выделением существенных характеристик объекта;

- формирование умения донести свою позицию до других;

-принятие других позиций;

-умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, для того чтобы сделать работу сообща;

- умение высказать общее мнение по вопросу;

-создание ситуации речевого высказывания, участия в диалоге.

4.

Формирова

ние темы урока

(3 минуты)

Откройте учебники на с.30  Сформулируйте тему урока.

Сравните вашу таблицу с таблицей Упр.60

В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

Какие окончания

имеют имена прилагательные женского рода.

Регулятивные,

Личностные,

Коммуникативные

УУД:

-постановка и формирование темы урока;

-понимание необходимости изучать свой родной язык;

-оформление своих мыслей

в устной речи с учетом учебной ситуации.

5.

Физминутка .

(2 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие психо-эмоционального напряжения,  усталости.

 

6.

Введение нового словарного слова.

(2 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Постановка проблемы и организация диалоговой ситуации. Применение знаний.(8 минут)

 

Перед нами новое слово. Есть ли  в нём орфограмма?

Определите проверяемая она или нет.

 

 

Значит, это слово…

Запишите новое словарное слово, выделите орфограмму. Работа над значением словарного слова экскурсия

 

 

 

Коллективная работа,

Разбор Упр.61.

Что надо выполнить?

Все словосочетания ж.р.Работаем цепочкой.

 

 

 

Да.

 

Непроверяемая гласная в корне слова.

 

Словарное.

1.Коллективная поездка куда либо, коллективное посещение театра, музея, выставки…

2.Группа участников такой поездки.

Ответы детей.

Подбор подходящих по смыслу имен существитель

ных.

Познавательные УУД:

-проводить анализ, синтез, сравнение  и классификацию информации для создания нового знания;

- умение ориентироваться в полученных знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-проводить анализ, синтез, сравнение и классификацию информации для создания нового

знания;

-умение ориентироваться в полученных знаниях;

-переработка информации для получения необходимого результата.

8.

Постановка проблемы и организация диалоговой ситуации.

Самостоятельная работа

(5 минут)

 

 

 

 

 

 

9.Постановка проблемы и организация диалоговой ситуации. Применение знаний.

(8 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Постановка проблемы и организация диалоговой ситуации.

Применение знаний.

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помните, что вы узнали о склонении прилагательных  ж.р.?

 Мы ответили на этот вопрос?

Карточка №2

(по вариантам)

 

 

 

 

 

 

 

Итак,  вы научились склонять прилагательные

женского рода ,кокой сделали вывод.

В каких падежах окончания разные (пользуемся таблицей).Выполним Упр.62.

Как определить именительный падеж прилагательных?

Чтение предложений- народных примет. Определение имен прилагательных,

употребленных в форме именительного падежа. Объяснение различий окончаний имен прилагательных в данном падеже.

Обсуждение как определить падеж  имен прилагательных женского рода в 4-м предложении?

Сопоставление окончаний имен прилагательных женского рода в винительном и именительном

падежах (Упр.63)

Что можно сказать о других падежах?

 

 

Что такое падеж.

 

Да.

 

Ответы детей.

Самостоятельная  работа.

 

 

 

 

 

 

 

Во всех падежах,

кроме И.п., В.п.,

одинаковые окончания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагательные разного рода.

Выполнение

Заданий учебника.

 

По существитель

ному, по окончанию.

Ответы детей.

 

Познавательные УУД:

-проводить анализ, синтез, сравнение  и классификацию информации для создания нового знания;

- умение ориентироваться в полученных знаниях.

 

УУД(познавательные, личностные, коммуникатив

ные) : -предварительный отбор информации;

-переработка информации для получения необходимого результата;

-формирование делать выводы на основе обобщения знаний;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД:

-формирование умения делать выводы на основе

обобщений знаний;

-умение создавать модель с выделением существенных характеристик

объекта;

-формирование умения донести свою позицию до других;

-умение высказать

общее мнение по вопросу;

-создание ситуации речевого высказывания,

участия в диалоге.

11.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

(5 минут)

Итак, что же нового мы сегодня узнали на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу на уроке(5- красная карточка, 4-желтая карточка, 3- синяя)

Дом. Задание:

Т.с.17-18,Упр.38,42.

Сегодня на уроке самыми активными были…

Индивидуальную работу по карточкам

Проверим и выставим отметки на следующем уроке.

Подайте дневники на перемене.

Какие вопросы и окончания имеют падежные формы имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, в других падежах?

Регулятивные УУД:

-ориентация на

 понимание причин успеха в учебной деятельности, в том

числе на самоанализ и

самоконтроль

результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Карточка №1

Ученика(цы)_______________________________________________________

Напишите вопросы, на которые отвечают имена прилагательные женского рода в каждом из падежей. Просклоняйте словосочетание красивая хрустальная ваза.

И.п.     какая?           красивая  хрустальная  ваза

Р.п.______________________________________________________

Д.п.______________________________________________________

В.п.______________________________________________________

Т.п.______________________________________________________

П.п.______________________________________________________

 

    

 

 

Карточка  №2

 

 

Ученика(цы)_______________________________________________

 

       За  окном   в   сельск…    школе   висит  деревянн….   кормушка  для  шустр….  синицы  и  весел….   стайки   воробьев.   Птицы  прилетают   за  вкусн….  едой.

 

 

 

 

 

Карточка №2 ( вариант 2)

Ученика(цы)________________________________________________

     По    …                земле   вьется   ….              поземка.  А   под   …..          елью   тихо  и  тепло.   Здесь     много   места    для     …..          синички  и   …..          мышки.

(старая,  шустрая,  снежная,   маленькая,   холодная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка  №3

 

Название падежа

Вспомогательные слова

Падежные вопросы

 

 

 

 

есть

 

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

 

рад

 

 

 

 

 

вижу

 

 

 

 

 

любуюсь

 

 

 

 

 

говорю

 

 

 

Карточка №4

Друг – это человек, который всё поймёт и поможет.

 Друга не забудешь через  годы.

 Другу доверишь любую тайну.

Я уважаю своего друга. 

Я горжусь другом. 

Многие мечтают о настоящем друге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 А

 Д

 Е

Ж

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели, задачи материала Цели: Ø на основе имеющихся у обучающихся знанийü совершенствовать и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном; как части речиü формировать представление о склонении имён прилагательных женского рода;ü познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода;ü развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;ü развивать орфографическую зоркость;ü продолжить работупо развитию речи обучающихся, активизации словаря;üвоспитыватькультуру общения и внимательное отношение к слову;ü формирования познавательного интереса к русскому языку Краткое описание работы с ресурсом(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое на усмотрение автора) Урок открытия нового знания.Индивидуальная работа.Работа в парах.Фронтальная работа.Самостоятельная работа. Список используемой литературы,ссылки на Интернет-источники Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Ход урока Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задачи этапаУУД 1.Организационное начало урока,эмоциональный настрой(1-2 мин) Сегодня на урокерусского языка мы продолжим работу по изучению имени прилагательного. К нам пришли гости для того, чтобы посмотреть, как мы умеем работать, открывать новые знания, применять их на практике.Улыбнитесьдруг другу, возьмитесь за руки, пожелайте друг другу интересной работы. Дети улыбаются друг другу, желаютинтересной работы. Созданиепсихо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.УУД (личностные): -внутренняя позиция на уровне положительного отношения к процессу обучения;-мотивационная основа учебной деятельности. 2.Актуализация имеющихся знаний, познавательного интереса(10 мин) На уроке русского языка мы много пишем, поэтому необходимо сделать пальчиковую гимнастику: 1.Вращение кистей рук.2.Сжимание и разжимание пальцев в кулак. 3.Погладим котёнка.4.Кольцо.5.Расслабление.Запишите число, классная работа.На уроке вы получите несколько заданий. Выполнив их успешно, сможете сформулировать тему урока.1задание: чистописаниеаяяяаяяяГде можно встретить такие буквосочетания?В окончаниях имен прилагательных: -женского рода в именительном падеже ед. числа; 2задание: словарная работа.Посмотрите внимательно на предметы, назовите их. Как на уроке русского языка можно раскрасить эти предметы?( Картинки демонстрируются на слайдах)Взаимопроверка.Что интересного заметили?Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке речь пройдёт о …?Определяю я предметы,Они со мной весьма приметны.Я украшаю вашу речь,Меня вам надо знать, беречь.. Пусть этот урок принесет нам радость познания. Я желаю вам успеха. Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?Безударные падежные окончания имен прилагательных.3задание: работа с предложением.Под лежачий камень и вода не течет. (с.150 в словаре)Как называется такое предложение?Как вы понимаете эту пословицу?А как объясняет значение пословицы словарь, найдет и прочитает …Согласны или имеете другую точку зрения?Есть ли в этой пословице имена прилагательные, определите их число и падеж, найдите и подчеркните главные члены предложения. Запишите эту пословицу и выполните задание.На работу отводится 3 минуты.Что получилось?Проверьте работу соседа по парте.Карточки с отметками. Предполагаемые ответы (закономерность…-при помощи имен прилагательных.Все слова женского рода.-пословица.-да.Ответы детей. Обеспечивает высокий уровень вовлечённости обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.Подготовка руки для письма.УУД (познавательные, регулятивные):- определение цели деятельности и поиск средств её осуществления;-ориентация в своей системе знаний;выполнение универсальныхлогических действий:-устанавливание аналогий и причинно-следственных связей;-выстраивание логической цепи рассуждений;-умение передавать информацию в сжатом и выборочном виде.Познавательные УУД:активизация имеющихсязнаний Познавательные,коммуникативныеУУД:-умение создавать модель с выделением существенных характеристик объекта; - формирование умения донести свою позицию до других;-принятие других позиций;-умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, для того чтобы сделать работу сообща;- умение высказать общее мнение по вопросу;-оформление своих мыслей в устной речи с учётом учебной ситуации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 343 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.04.2020 154
    • DOCX 40.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толпекина Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толпекина Мария Сергеевна
    Толпекина Мария Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76673
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека