Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Обществознание / Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)





Наименование учебной дисциплины «Право»

План – конспект занятия

Тема «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»



Автор: Баязова А.П.,

преподаватель права ГПОУ «СКСиС»



Сыктывкар, 2014




ОДОБРЕН


Предметно-цикловой комиссией гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания цикловой комиссии


От « ­­___» ____________ 20___г. № __


Председатель предметно-цикловой комиссии


______________Н.В.Остапов




Разработчик:

Баязова Анжелика Петровна.









План – конспект занятия.

Группы: СД -1-04; СВ-1-04; П-1-36;

Наименование учебной дисциплины: «Право»


Тема занятия: «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»

Этап обучения по данной теме: основной

Тип занятия: Комбинированное занятие

Вид занятия: Формирования понятия и обучения по алгоритму

Основные понятияправомерное поведение, правонарушение, состав правонарушения; юридическая ответственность.

Приемы: работа с нормативно- правовыми актами и их комментарии,

Методы обучения: Поисковые

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить студентов с сущностью правомерного поведения и его видами.

  2. Раскрыть и углубить представление обучающихся о правонарушении как юридическом понятии, о составе и видах правонарушений.

  3. Познакомить обучающихся с особенностями юридической ответственности.

  4. Способствовать формированию знаний, формированию алгоритма действий в жизненных ситуациях в системе российского права:

Воспитательные цели:

  1. Продолжать воспитание правовой культуры.

  2. Стимулировать потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

  3. Показать актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как дисциплины “Права ”, так и других юридических дисциплин, значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина.

  4. Способствовать формированию умения работать в команде, командного духа, чувства ответственности за свои действия.


Развивающие цели:

  1. Развивать умение определять состав правонарушений при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, интерпретировать события.

  2. Выявить причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала и конечным результатом.

  3. Сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

  4. Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы.

  5. Развивать мышление, внимание творческие способности.

  6. Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала.

  7. Активизировать творческую работу студентов.


Материально-техническое оснащение занятия:

Оборудование кабинета «ПОПД, права и страхового право»

  1. Наглядные пособия: презентация, конспект лекций.

  2. Раздаточный материал:  схемы по теме “Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность”, правовые задачи, тетради обучающихся,  ручки.

  3. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Основные источники информации:

Литература для преподавателей:


Основная:

  1. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.

  3. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. – М., 2002.

Дополнительная:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

  2. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2000.

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

  4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие . – М., 2001.

  5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1995.

  6. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

Литература для обучающихся:

  1. Румынина В.В. «Основы права»: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. М:ФОРУМ: ИНФРА-М,

  2. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

  3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.


ХОД ЗАНЯТИЯ


№№
п/п

Наименование этапов и его структурных элементов

Норма времени

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Предполагаемый результат

1. Мотивационно-целеполагающий этап – 5 мин.

1.

Организационный

1 мин

Проверка готовности обучающихся к занятию, подготовить и проверить ПК, раздаточный материал на рабочих столах.

Приветствие и контроль отсутствующих.

Обучающиеся готовят необходимые учебные пособия, с начала урока рассаживаются на подгруппы.

Приветствие преподавателя.


2.

Актуализация знаний

1 мин



ОК 3;6




Повторить понятия:

Преподаватель задает вопрос: что такое “ПОВЕДЕНИЕ”?

В каком случае мы говорим «правомерное поведение», какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерным поведением?



Студентам предлагается обратиться к схеме № 1 “Виды правомерного поведения”. Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.


Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Обобщают ответы и делают вывод, который фиксируют в рабочих тетрадях определение – поведение. В рабочих тетрадях студенты фиксируют также определение правомерного поведения.

Обучающиеся работают со схемой № 1, обсуждают понятия.








3.

Целеполагание + мотивация

1,5 мин





Мотивация – сформировать понятие правонарушения.


Проблемная ситуация – казус.

Студент колледжа Васильев, используя малозначительный повод, завязал драку в коридоре колледжа, в ходе которой было разбито большое стекло, и один из его однокурсников поранил лицо осколками стекла

Вопрос:

-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Васильев?

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение Васильева?

-Что грозит Васильеву за несоблюдение норм права?

Студенты отвечают на вопросы.

  • восприятие и осмысление информации;

  • высказывание своего мнения

  • восприятие и осмысление информации




ОК 2; 6


ОК 2; 6

4.

Постановка цели урока

1,5 мин

-Спектр правонарушений очень велик: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие черты.

- Как Вы, думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

- с какой целью нам необходимо изучить такие понятия как правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность?

- Озвучивает цель и задачи сказанные обучающимися.

Обучающиеся формируют самостоятельно цель урока:

- что такое правонарушение, признаки правонарушения?

-Что такое состав правонарушения и его элементы?

-какие существуют виды правонарушений?

-что такое юридическая ответственность?

Высказывание своих предположений.

Фактически расписываются этапы занятия.

















ОК 2; 6


ОК 2; 6

2. Деятельностный этап – 75 мин.

1.

Изучение нового материала




ОК 3; 6


А) Раскрыть понятие и признаки правонарушения

10 мин

Преподаватель дает понятие определения - правонарушения.



Обсуждение схемы: № 2 «Признаки правонарушения»

Закрепление понятий: правонарушение, его признаки.


Фиксация отличия правонарушения от аморального проступка.

Обращает внимание студентов на отличие правонарушения от аморального проступка.

В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правонарушения.


Работа со схемой № 2 «Признаки правонарушений».

Обсуждение понятий.



Обучающиеся в каждой группе приводят пример отличия аморального проступка от правонарушения. Ответы предоставляют другим группам.

Эксперт заполняет оценочный лист по каждому участнику группы.



Б) Состав и виды правонарушения

10 мин

На данном этапе деятельность преподавателя сводится к следующему:

Преподавателем дается характеристика состава правонарушения, отслеживание и конспектирование теоретического материала студентами.

Ввиду большого объема схемы № 3 “Состав правонарушения”, а также её значимости для изучения данной темы преподаватель выдает готовые схемы для последующего вклеивания в тетрадь.

Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.

Студенты в качестве наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию.







Обучающиеся вклеивают в тетрадь готовые схемы № 3 «Состав правонарушения»



В) Выявить виды правонарушений, раскрыть

различия между проступком и преступлением.

10 мин

Преподаватель излагает материал и комментирует схему № 4 «Виды правонарушений

студенты составляют в рабочих тетрадях схему № 4 “Виды правонарушений”.

ОК 3; 6




первичное закрепление







2.

А) Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения


15 мин

А) На основе нормативно-правовых актов ставит перед студентами задачу: «Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения?»

























Вопрос для 1 группы:

-Прочитать ч. 1 ст. 12.8 "К РФ об АП " и определить данное правонарушение совершенно действием (активное поведение) или бездействием (пассивное поведение)?

-Как называется правонарушение, предусмотренное ст. 157 УК РФ?

-В форме действия или бездействия совершенно правонарушение?

Вопрос для 2 группы:

-Прочитать ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 РФ об АП

-Определить какую опасность (вредность) для общества представляют эти правонарушения.

Вопрос для 3 группы.

-Прочитать задачу № 1

-Прочитать ст. 475 ГК РФ

-Соответствуют ли действия  продавца требованиям закона (нормам права)?

-Назвать признак правонарушения.

Вопросы для 4 группы.

-Прочитать задачу № 2

-Как можно расценить деяние Петрова. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом?

-Прочитать задачу № 3

-Как можно расценить деяния этого человека?

-Была ли у этого человека цель (умысел) помешать движению?

-Как вы считаете, виновны ли эти лица в совершении правонарушений?



Работа с нормативно-правовыми актами:

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;



1 группа - анализирует ч. 1 ст. 12.8 КРФобАП, ч. ст. 157 УК РФ - называет 1 признак правонарушения.








3 группа

-Анализирует ситуацию (задача №1), ст. 475 ГК

_Называют 3 признак правонарушения.











2 группа - анализирует ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП - называют 2 признак правонарушения.



3 группа - анализирует ситуацию (задача № 1), ст. 475 ГК РФ - называют 3 признак правонарушения.





4 группа - анализируют задачи № 2, № 3.

-называют 4 признак правонарушения.

ОК 3;6


























Б) Определить виды правонарушений, раскрыть различия между проступком и преступлением.


10 мин

Мы выяснили признаки правонарушений и сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже бывают разные.

Посмотрите на схему «Виды правонарушений»

Беседа:

-Какие бывают виды правонарушений?

Вопросы для 1 группы

-Найдите статьи, которые относятся к самым опасным видам правонарушений?

-Как называются эти правонарушения?

Вопросы для 2 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью?

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 3 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие на преступления.

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 4 группы:

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины?

-Как называются эти проступки?









Работа со схемой






Работа с нормативно-правовыми актами:

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ; "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;

Дают определение понятиям преступление, проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные проступки.





Отвечают на вопросы. Выписывают номера статей.





В) Сформулировать понятие юридическая ответственность.



5 мин


Незнание закона не освобождает от ответственности.

-С какого возраста гражданин РФ понесет наказание за совершение административного проступка?

-С какого возраста за совершение преступления?

-Работа с понятием юридическая ответственность.

-Работа со схемой № 5 «Виды юридической ответственности»

Беседа:

-Какой вид юридической ответственности влечет за собой совершение административного проступка?

-Какой вид юридической ответственности наступает за совершение гражданского деликта (проступка)?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за совершение дисциплинарного проступка?

-Какой вид юридической ответственности применяется за нанесение материального ущерба работником?

-Какой вид юридической ответственности применяется за самое опасное деяние-преступление?

 -Какие наказания предусмотрены за разные виды  правонарушений.


Анализ   ст. 2.3 КРФ об АП, анализ ст. 20 УК

Работа с понятиями:

Юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, материальная финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.

Отвечают на вопросы.

Работа с нормативно-правовыми актами: - работа с текстом:

группа 1 - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ – ст. 3.2 группа 2 -"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ"- ст. 44;

группа 3- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст. 192; ст. 238

группа 4 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ-12)- ст. 12.



3.

Закрепление знаний

Диагностика результатов учащихся.

10 мин

Двухуровневый тест

Выполнение тестовых заданий.


ОК 2;6

4.

Самостоятельная работа студента:

5 мин

Домашнее задание: Румынина В.В. М.Б. «Основы права»- учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с. –

Провести анализ структуры правонарушений:

Ситуация № 1 и ситуация № 2

ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного.

Приведите пример правонарушения с подробным анализом всех составляющих его элементов.

Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради.






Задание выполняется письменно в тетради.



3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.

1

Подведение итогов

5 мин

Анализ деятельности обучающихся

Анализируют собственную деятельность


2

Выставление оценок

2 мин

Преподаватель руководит выставлением оценок

Эксперт оценивает деятельность каждого студента


3

Рефлексия

3 мин

  • Тема урока объяснена понятно

  • Тема урока не интересна

  • Испытал некоторые трудности

Самооценка

ОК 3;6



18


  • Обществознание
Описание:

Занятие подготовлено для студентов первых курсов колледжа по учебной дисциплине "Право". Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Скачать материал
Автор Баязова Анжелика Петровна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1900
Номер материала MA-061690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.