Практико-ориентированный
подход в обучении математики в коррекционной школе
Ум заключается не только в знании, но и в
умении прилагать знания на деле.
Аристотель
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться:
послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение
движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой
повинностью. Практико- ориентированные уроки и задания формируют у обучающихся
умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни.
Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению
предмета, но и через развитие интереса к математике осуществлять
профориентацию. Одна из составляющих качества образования – компетентность
школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных
ситуациях.
Обучение математике в
коррекционной школе должно также носить предметно-практическую направленность,
быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими
учебными предметами.
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные
действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы
всем. Поэтому при обучении детей математике большое внимание уделяю работе с
числами, что формирует у школьников вычислительные навыки и умения решать
несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике.
Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у
многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше
решаешь задач, тем большего результата добиваешься.
Приведу для примера несколько таких задач которые решаем на уроке:
Задача 1:Один килограмм мяса стоит 320 тг. Мама купила 1,5 килограмма
мяса и отдала 1 тысячу тг. Сколько денег сдачи мама должна получить?
Задача 2: Магазин открывается в 10 часов
утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16
часов. Сколько часов в день открыт магазин?
Во
время устного счета, при решении примеров и задач по различным темам использую
сведения о развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства,
исторические данные, числовой материал из учебников естествознания, географии,
истории. Например:
1.
Реши примеры и узнаешь, о ком сегодня пойдет речь на уроке:
96:6,
88:8, 99:11, 100:4, 60:5, 720:8, 1400:7;
11 – У, 25 – О, 90 – О; 9 – В, 12 – Р, 16 – С, 200 – В.
2.
Длина Москвы-реки в черте города 90000 м. Сколько это километров?
А
длина реки Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в 3 раза меньше.
Какова протяженность реки Яузы в черте города?
3.
Выполни преобразования чисел из Книги рекордов Гиннеса.
а)
Гиганты:
Человек самого высокого роста – 245,7 см; вес – 189,6 кг.
Самая высокая женщина – 231,7 см; вес – 209,5 кг (родилась 2,95 кг).
б)
Карлики:
Самый низкорослый среди мужчин – 137 см, женщин – 135 см.
в)
Самый крупный тигр:
Вес – 388,7 кг; рост – 3,22 см (находится в США в музее естественной истории).
В России – амурский тигр: длина – 3,15 см; вес – 265 кг.
г)
Самый большой и тяжелый:
Млекопитающее – кит-полосатик. Длина – 33,58 м; вес – 187 т; вес языка– 4,22 т,
сердце – 698,5 кг; скорость – 37 км/ч в течение 10 мин; детеныш длиной 6,5 –
8,6 м; вес – 2,95 т.
д)
Самое быстрое морское животное:
Дельфин-касатка длиной 6,10 – 7,62 м; скорость – 55,5 км/ч.
Найди
и исправь ошибки в преобразованиях.
·
5 км 16 м = 5,16 км (5,016 км)
·
2 кг 154 г = 2,154 кг
·
2 р. 17 к. = 2,017 р. (2,17 р.)
·
2 м 15 см = 2,15 см (2,15 м)
Опыт
работы доказывает, что главный источник овладения детьми опытом социального
общения и развития представлений о социальной сфере – это смоделированные
учителем ролевые игры и житейские ситуации. Введение в процесс обучения
практико-ориентированных заданий способствует формированию средствами
математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в
современном обществе, обеспечивает реализацию социальной адаптации и
социального развития школьника. Применение данных упражнений расширяет знания о
профессиях, активизирует профессиональное воспитание, начиная с младших
классов. Прослеживая связь математических знаний с той или иной профессией, у
учащихся формируется ранняя профориентация, повышается мотивация к предмету. То
есть, практико-ориентированное образование способствует и социализации
школьников, и профориентации, и повышению качества предметных знаний. Главное
условие – смоделировать ситуацию.
Предлагаю виды практико-ориентируемых
заданий, взятых из разных профессий людей:
1.Почтальон
-В какой подъезд надо
доставить телеграмму почтальону, если адресат проживает в квартире №83
пятиэтажного дома, и на каждом этаже расположено по 4 квартиры?
Например: Мед.сестра, фармацевт:
Больному прописано
лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной
упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества
упаковок хватит на весь курс лечения?
1)0,5·3·8=12(г) лекарства нужно на курс
лечения
2)0,25·10=2,5(г) лекарства в 1
упаковке
3) 12 : 2,5 = 4,8 (упаковок)
На курс лечения потребуется купить не менее 5
упаковок лекарства.
Ответ: 5 упаковок.
Профессия строителя:
штукатур-маляр, отделочник, стекольщик.
Для ремонта квартиры
купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна
пачка клея рассчитана на 8 рулонов.
Делаете ли вы ремонт , рассчитываете
ли количество семян для посадки, укладываете ли детали выкройки для
минимального расхода ткани, подвешиваете ли фонарь над подъездом, чтобы
охватить площадь светом - во всем помогает геометрия.
Это задачи, направленные на
решение практических потребностей человека, связанные с бытовыми вопросами и
профессиональной подготовкой.
Использование
практико-ориентированных заданий на уроках математики позволяет распознавать
в явлениях окружающей жизни математические факты, применять полученные знания к
решению конкретных практических задач, с которыми учащиеся будут сталкиваться в
дальнейшей жизни, помогут им лучше адаптироваться в условиях рыночной
экономики.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.