Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПрактико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

Практико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Практико-значимый проект на тему:

 «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила 

Педагог-психолог                                                            

Долова Наталья Юрьевна

МДОУ№7 компенсирующего вида

Город Раменское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

Орехово-Зуево

 

 2014

Введение

В свете ФГТ приоритетным направлением образования является развитие личностных качеств ребенка. Я работаю в ДОУ компенсирующего вида в группе с детьми с задержкой психического развития. Основной целью моей работы является социализация детей, формирование практически-ориентированных навыков и интеграция в общество сверстников.

При отсутствии ФГТ к коррекционным программам обучения я опираюсь в своей работе на раздел общеобразовательной программы «От рождения до школы» под реакцией М.А. Васильевой «Содержание коррекционной работы», в котором одним из планируемых итоговых результатов значится: «Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать». Такой результат возможен при развитии мыслительной деятельности и познавательной активности ребенка. Дети с ЗПР отличаются своеобразием мыслительной деятельности, которое обусловлено различным расхождением и несогласованностью их уровня актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Им многое дается гораздо труднее, чем другим. Для них характерно: отсутствие интереса, замедление и фрагментальность восприятия, мышления, низкий уровень речевого развития, снижена познавательная способность и быстрая утомляемость. Несмотря испытываемые трудности, дети с ЗПР с интересом наблюдают за экспериментами, а в последствии становятся их участниками. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное мышление и формируется наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как 133 никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В развитии детей с ЗПР оно имеет важное значение, ведь чем больше ребенок будет наблюдать, воспринимать (зрительно, на ощупь, на слух) различные явления, предметы, открывать в них новые свойства, чем больше он будет, пытается систематизировать их, основываясь на своих знаниях и приобретаемом собственном опыте, тем значительнее будут его успехи в развитии познавательных способностей.

Поэтому я веду коррекционно педагогическую работу по теме: «Развитие  познавательной активности у детей с ЗПР в процессе исследовательской  деятельности», которая осуществляется с помощью различных методов:

практических, наглядных, словесных. Ведущими признаются методы, направленные на организацию практической деятельности детей с ЗПР, ее активизацию и самостоятельность. Считаю, что только будучи активным исследователем и

экспериментатором, ребенок накопит тот запас сведений, на который будет опираться, осваивая научные премудрости.

 Моя работа направлена на развитие опытно – экспериментальной деятельности детей с ЗПР и решения следующих задач:

1. Обогащение и уточнение представлений детей с ЗПР о неживой природе через элементарное экспериментирование.

2. Формирование у детей с ЗПР умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей с ЗПР познавательных способностей (анализ, классификация, сравнение, обогащение);

4. Развитие ребенка в социально – личностном направлении: (развитие коммуникации, совершенствование самостоятельности). Реализацию осуществляю на основе следующих принципов: целостности; систематичности и последовательности; индивидуально – личностной ориентации воспитания; доступности; результативности. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует  самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В «мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование: различные емкости; трубочки; увеличительные

стекла, лупа; измерительные приборы; компас, бинокль; губка, пенопласт; песок, камни, глина, уголь и т.д.

Созданные условия вызывают повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей с задержкой психического развития.  Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, камнями, снегом, водой, льдом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме «Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед»,

«Тонет – не тонет» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по этой теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей с ЗПР в процессе исследовательской

деятельности. Результатом моей работы явилось: повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект, осуществлять эксперимент, делать

определенные выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; совершенствование речевого развития дошкольников; умение сотрудничать с другими детьми; расширение знаний детей о неживой природе.

Экспериментирование, проводимое собственными руками, помогает детям с ЗПР самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов. Неважно, что все те маленькие открытия, которые они совершат на каждом занятии, уже давно совершены человечеством. Важно другое. Сейчас, сегодня дети осознают: до этого они додумались сами! И это осознание дает им возможность испытывать высокие мгновения радости познания, радости собственного открытия!

 

Цель проекта:  Приобщение старших дошкольников с ЗПР к экспериментальной деятельности посредством использования элементов специально-организованной развивающей среды и форм взаимодействия ДОУ и семьи.

 

Задачи:

·        Привитие необходимых практических навыков в процессе систематического участия в экспериментальной деятельности.

·        Повышение эффективности работы педагогов по организации экспериментальной деятельности детей.

·        Использование возможностей предметно-развивающей среды в целях формирования навыков экспериментальной деятельности.

·        Оптимизация форм взаимодействия с родителями в процессе руководства экспериментальной деятельностью детей.

Критерии

·        Условия, созданные в группе для организации опытно - экспериментальной деятельности детей.

·        Эффективность работы (планирования) педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью.

·        Сформированность навыков познавательно - исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей.

·        Формы работы с родителями.

Показатели

·        Расширение форм, содержания предлагаемого материала, востребованность предлагаемого материала родителями.

·        Развитие позитивной самооценки.

·        Повышение познавательной активности, наблюдательности, самостоятельности, интереса к играм-экспериментам.

·        формирование основ грамотного поведения в процессе экспериментальной деятельности.

 

 

Организационный этап

·        Анализ системы работы по использованию опытно- экспериментальной деятельности в целях развития познавательной активности детей с ЗПР (выявление затруднений, проблемы, проведение диагностического исследования, анкетирования родителей).

·        Поиск информации о рассматриваемом направлении работы в научной, методической литературе, Internet источниках.

·         Подбор методического, нормативно-правового и проективного обеспечения.

·        Разработка планирующей документации.

·        Обеспечение необходимым оборудованием.

·        Инструктивная деятельность по безопасной организации опытно-экспериментальной деятельности детей с ЗПР.

Практический этап

·        Включение в непосредственно образовательную деятельность, другие виды детской деятельности опытов и экспериментов (в соответствии с планированием).

·        Консультация для педагогов на тему: «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности».

·        Конкурс «Удивительный эксперимент» (на самый интересный опыт для дошкольников с ЗПР).

·        Энциклопедия опытов и экспериментов (составление буклетов с описаниями опытов).

·        «Домашние лаборатории» - совместное экспериментирование детей и родителей в домашних мини - лабораториях.

·        «Умные сказки» - оформление тематической подборки детской литературы.

 

 

 

 

 

 

Пример планирования опытно - экспериментальной работы с детьми

Декабрь

Тема «Вода»

Содержание опытов

Формы и методы работы

Элементы развивающей среды

Цели:

1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах. 2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни.

3.Поддерживать интерес к исследованиям.

1.Переливать воду из одного сосуда в другой.

2.В один стакан положить речной песок, в другой сахарный.

3.Налить воду в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

 «Роль воды в жизни людей, животных и растений»; рассматривание альбома:

«Природа родного края».

 Речевая деятельность: отгадывание загадок; разучивание произведений народного творчества.

беседа

«Почему люди болеют?».

 чтение сказки

К. Чуковского «Айболит».

1 Сосуды.

2.Речной и сахарный песок. 3.Альбомы с иллюстрациями

 

Обобщающий этап

Подведение итогов и выявление эффективности проекта (диагностика, анализ предметно-развивающей среды, наглядной информации для родителей, проверка тематического планирования).

«Марафон открытий» - театрализованное заключительное представление по итогам проекта.

Место реализации:    

 МДОУ «Детский сад №7»

Педагог - психолог: Долова Наталья Юрьевна.

 

 

Заключение.

 

Задержка психического развития проявляется в  замедленном  темпе  созревания эмоционально-волевой  сферы,  так  и  в  интеллектуальной   недостаточности.

Последнее проявляется в том, что  интеллектуальные  способности  ребенка  не соответствуют возрасту.

Значительное  отставание  и  своеобразие   обнаруживается   в   мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти,  причем  это касается  всех   видов   запоминания:   непроизвольного   и   произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в  мыслительной  деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются  в  процессе  решения  задач, связанных  такими  компонентами  мыслительной  деятельности,   как   анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

Соблюдение определенных гигиенических требований  при  организации  занятий, то есть занятия проводятся в  хорошо  проветриваемом  помещении,  обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

Тщательный подбор наглядного материала для занятий и  его  размещение  таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

Контроль за организацией деятельности детей на занятиях:  важно  продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,  включать   в план занятий физкультминутки.

Дефектолог должен следить за  реакцией,  за  поведением  каждого  ребенка  и применять индивидуальный подход.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

 

 

 

 

Библиографический список

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для пед. вузов. М-во образования РФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.

2. Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232 с.

3. Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. – М.: Просвещение,1973.-175с.

4. Воспитываем   дошкольников   самостоятельными.— СПб., 2000.

5. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. — М., 2000.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002

7. Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. М., 2001.

8. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., Ципиной Н.А. - Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.

9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.— СПб, 1999.

10. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.— М., 1987      

11. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. – 414 с.

12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.— М., 2001.

13. Идом X, Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. — М., 1999.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред. А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.

15. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000. 186 с.

16. Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов  // Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.

17. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое  общество России, 2003.

18. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и психология". - №2. – 1979.

19. Моррис Н. Самые большие острова. — М., 1998.

20. Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. -  СПб: ООО «ДЕТСТВО ПРЕСС» С-П, 2010

21. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР: метод.рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.

22. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. — Новгород, 1997.10.    

23. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.

24. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996

25. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.

26. Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастерилка, 1998.

27. Репьев С. А. Забавные химические опыты // Мастерилка, 1998.

28. Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.

29. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. — М., 1983.

30. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

31. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.

32. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.

33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.

34. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Автор-составитель Менщикова Н.Л. . – Волгоград «Учитель», 2009.

35. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом «Нева», 2006. – 351 с.

36. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Практико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Практико-значимый проект на тему:

 «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

 

Моя работа направлена на развитие опытно – экспериментальной деятельности детей с ЗПР и решения следующих задач:

1. Обогащение и уточнение представлений детей с ЗПР о неживой природе через элементарное экспериментирование.

2. Формирование у детей с ЗПР умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей с ЗПР познавательных способностей (анализ, классификация, сравнение, обогащение);

4. Развитие ребенка в социально – личностном направлении: (развитие коммуникации, совершенствование самостоятельности). Реализацию осуществляю на основе следующих принципов: целостности; систематичности и последовательности; индивидуально – личностной ориентации воспитания; доступности; результативности. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует  самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В «мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование: различные емкости; трубочки; увеличительные

стекла, лупа; измерительные приборы; компас, бинокль; губка, пенопласт; песок, камни, глина, уголь и т.д. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 384 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 614
    • DOCX 33 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Долова Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Долова Наталья Юрьевна
    Долова Наталья Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10836
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профилактика и коррекция задержки речевого развития у детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Основные вопросы профессиональной деятельности по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях

Кризисный психолог

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Базальная стимуляция и развивающий уход - современные подходы в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе