Практика организации
музыкально-драматической деятельности и её анализ учащихся 1-х классов.
(из опыта работы
учителя музыки МБОУ «СОШ №1г. Тосно с углублённым изучением отдельных предметов»
Никулиной Л.Н.
На современном этапе обучения предмета музыка
по новым федеральным стандартам существует реальная потребность в активизации
творческого потенциала личности.
Поэтому работа учителя должна быть направлена
на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся
творческого типа мышления, творческой активности. Предлагаемые новые типы
нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение
этой важнейшей задачи для
образования и, в частности, для общего
музыкального образования подрастающего поколения.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий,
уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря
активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог»
с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений,
учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального
искусства.
Актуальность темы обусловлена поисковым
характером современной
музыкальной педагогики, ищущей пути
совершенствования учебного
процесса и всей системы образования с учетом
возрастающих требований к
современной личности.
Цель – формирование музыкально-творческих
способностей учащихся в
учебно-воспитательном процессе средствами
музыкально-игровой
драматизации.
В соответствии с целью были определены
следующие задачи:
- обозначить критерии и показатели
музыкально-творческих способностей
учащихся в музыкально-игровой деятельности;
На основе цели и задач сформулированы объект
и предмет работы.
Объектом является процесс формирования
музыкально-творческих
способностей младших школьников.
Предмет – музыкально-игровая драматизация как
средство реализации
творческого потенциала учащихся младших
классов.
В связи с объектом и предметом выдвигается
гипотеза, согласно которой
активное использование музыкально-игровой драматизации
на уроках
музыки и во внеклассной работе будет
способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и
формированию общих творческих способностей.
В целях определения степени подготовленности
детей (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены
контрольные срезы в первом классе МБОУ «СОШ №1 г. Тосно с углублённым изучением
отдельных предметов» с учетом ряда общих и специальных показателей. Специальные
показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и
музыкально-ритмического воплощения . Среди общих показателей были:
1) наличие и отсутствие увлеченности;
2) естественность поведения;
3) действия по вдохновению, интуиции;
4) скорость реакции во время исполнения
заданий;
5) смена настроения во время развития образа;
6) действия, свидетельствующие о наличии или
отсутствии воображения;
7) инициатива и активность во время выполнения
творческого задания;
8) реализация образа соответственно замыслу.
В контрольном замере учитывались: увлеченность
деятельностью, быстрота реакции, реализация замысла, активность и инициатива во
время выполнения творческого заданияа также самостоятельность выполнения,
выразительность исполнения, оригинальность движений, имитация и физкультурные
движения, танцевальные движения.
Специальные показатели в области движения
включали:
1) оригинальность или стереотипность образных
действий;
2) соответствие образных действий тексту и
мелодии песни, сюжету программной музыки;
3) развитие игрового образа или его схематичность;
4) самостоятельность или подражание в выборе
определенных средств выражения или отсутствие их во время реализации задуманной
композиции игры;
5) выразительность исполнения задуманного
движения или неумелая его интерпретация.
6) координация движений и чувство ансамбля в
коллективных формах заданий;
7) инициативность и изобретательность в выборе
ритмических движений.
Констатирующий эксперимент был проведен
методом разовой проверки реакции детей на новое задание. Его цель – выявить
готовность учащихся к действиям в условиях театрализации.
Детям были предложены 3 типа задания разной
степени трудности.
Задание 1. Песни и
пьесы с яркими локальными образами.
Музыкальное произведение «Кикимора» Лядова.
Задание для детей: воссоздать с помощью
музыкально-ритмических движений образ кикиморы.Перед прослушиванием была
проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный
образ и характерные особенности поведениякикиморы. Было предложено каждому
представитьсвой образ кикиморы.. Какое у неё настроение? И с чем связано
изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что
позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.
Перед повторным прослушиванием внимание детей
обращалось на музыкальное оформление окончания пьесы. Что необычного они
слышали в конце произведения? Что происходило скикиморой? В ходе беседы
выяснилось, что дети тонко почувствовали смену музыкальных настроений и увидели
образ в различных ситуациях:спала, сначала была спокойной и доброй,затем-
разозлилась на всех.
После этой части занятия дети вышли из класса
и им было предложено по несколько человек заходить в класс и изобразить «свою»
кикимору в действиях под музыку.
Результаты исследования показали, что интерес
был проявлен у 45,7% учащихся, только около 20,7% проявили при этом инициативу,
самостоятельность – 30,4%. Наблюдалось мало разнообразия в выборе движений: 75%
детей использовали имитационные движения руками и лишь 10,9% - танцевальные.
Ученики не были готовы к смене движений во время изменения музыки (данное
задание выполнило только 15,2% учащихся).
Итак, результаты показали, что почти половина
учащихся работали с увлечением и интересом. Музыка для них была весьма
доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее
характера. Не все знали, как реагировать после паузы на веселость и подвижность
музыки в конце произведения.
Задание 2. Пьесы или
песни, имеющие ярко выраженную динамику развития музыкального образа.
Музыкальное произведение «Листопад» муз
Попатенко
Песня была выучена заранее.
Задание для детей: исполнить песню с движением
соответственно характеру музыки, содержанию литературного текста. Действовать
должны самостоятельно.
Как затем оказалось, для учеников сложность
выполнения задания заключалась в том, что нужно было быстро реагировать на ход
развития музыкального образа и отражать его в соответствующих движениях. Дети
воспринимали общий ход и характер песни: плавную неторопливую мелодию. Как
показал контрольный замер, учащимся сложно сочетать пение и движение в малоподвижных
музыкальных произведениях; они отдают предпочтение одному виду деятельности –
или пению, или движению. Таким образом, традиционное мнение о том, что дети
легче воспринимают вокальную музыку, не подтвердилось.
Усложнение задания выявило отсутствие быстроты
реакции, а значит и полноценного восприятия музыкального образа, при условии,
что песня была учащимся хорошо известна.
Этот вид задания вызвал интерес у меньшего
количества учеников – 35,9%, инициатива и самостоятельность была проявлена
гораздо меньше (5,4%, 10,9%), равно как и быстрота реакции(15,2%). А вот,
скоординированность движений детей почти вдвое увеличилась(20,7%), но движения,
в основном, были имитационного плана – 70,7%. Танцевальные движения использовали
лишь 5,4% учащихся.
Задание 3 . Пьесы или
песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами.
Музыкальное произведение «Почему медведь зимой
спит» музыка Книппер.
Задание для детей: драматизировать музыкальное
произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся
развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами,
распределение ролей.
Песня была, так же как и песня из предыдущего
задания, выучена с учащимися заранее. В каждой группе из 5-ти человек
распределялись роли:Медведя, рассказчиков, лисы, дятла. Распределение ролей
происходило быстро и бесконфликтно. Каждый раз детям напоминалось задание:
делать по-новому, по-своему, чтобы было интересно.
Игра детей очень увлекла, однако в ходе ее они
отвлекались на сам сюжет, действия не всегда соответствовали и совпадали с
текстом песни.
Выполнение данного задания требует
определенной подготовительной работы, договоренности между детьми. Действия
учеников можно назвать «сочинением на заданную тему» (Н.А. Ветлугина).
Увлеченность при выполнении этого задания
была достаточно высокой – 65,2%, 10% проявили инициативу. Гораздо меньше были
задействованы имитационные движения - 25%, но танцевальных все также немного
(5,4%). Более чем в предыдущих двух заданиях проявилась скоординированность
движений ( в данном случае сотрудничество детей) – 34,8%. Довольно низкий
показатель готовности к смене движений, т.е. подчеркнута плохая
чувствительность к развитию музыкального образа (5,4%).
Из анализа деятельности видно, что проведенный
срез констатирующего эксперимента с первоклассниками показал довольно низкий
уровень подготовленности детей к активной музыкально-драматической
деятельности, низкий уровень развития музыкально-творческих способностей.
Психологически дети готовы к творческой деятельности,
увлеченно разыгрывают музыкальные образы песен – 48,9%, но выполняют творческое
задание интуитивно, спонтанно.
Ученики охватывают общий сюжет игрового
задания, но реализуют его, почти не согласуя со звучанием живой музыки, при
этом необходимо было неоднократно напоминать детям, чтобы они вслушивались в
музыку и следовали за ней.
Проведение анализа констатирующего среза с
целью определить подготовленность детей к творческой музыкально-игровой
деятельности позволяет распределить учащихся по трем уровням, отвечающим их
творческим проявлениям:
1-й – высокий – у детей проявляется
активность, заинтересованность творческой деятельностью, имеет место
выразительность движений, согласованность их со средствами музыкальной
выразительности (лад, тембр, ритм и т.д.), самостоятельность, умение переносить
приобретенные знания и навыки в новые ситуации.
2-й – средний – активность и интерес
проявляется избирательно во время выполнения отдельных заданий, движения в
основном соответствуют характеру музыки и средствам музыкальной
выразительности, наблюдается относительная самостоятельность в применении
знаний и навыков в новой ситуации.
3-й – низкий – инициатива и активность почти
не проявляются, индивидуальные задания интереса не вызывают, преобладает
подражание и имитационные движения.
Результаты констатирующего эксперимента
Кол-во учеников
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкийц уровень
|
26
|
10.9
|
29.4
|
59.8
|
Накопленный научно-методический и практический
опыт, позволяет
определить основные направления формирования
музыкально-творческих
способностей учеников:
1) исследование особенностей
подготовительного этапа развития
музыкально-творческих способностей с учетом
программы начальной
школы;
2) разработка методики, позволяющей
активизировать интерес детей к
занятиям на уроках и во внеурочное время;
3) на основе активной творческой музыкальной
деятельности развивать у
детей воображение, фантазию, нестандартное
мышление, необходимое в
будущем человеку любой профессии, способствовать
творческому
отношению к любому делу.
Для достоверного определения результата в
любой деятельности, в том числе и творческой необходимо наличие двух факторов:
знаний и навыков, и самой деятельности, в ходе которой происходит поиск новых
знаний.
А так как музыкально-игровое творчество
состоит из двух начал – исполнительного и продуктивного, то можно предположить,
что драматизация является тем средством, которое при определенных
педагогических условиях будет активизировать формирование творческих способностей
младших школьников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.