ПРАКТИЧЕСКОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Альчимбаева
К.Т.
Преподаватель естественно-математических
дисциплин КГКП «Костанайский строительный колледж»
Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
Технология – на науке.
С искусства все начинается,
Технологией – заканчивается,
Чтобы затем все началось сначала.
(В.П.
Беспалько).
Основной
целью среднего и профессионального образования является подготовка разносторонне
развитой личности, способной жить в изменяющемся информационном мире, способной
к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к
продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Важнейшим
условием решения этой задачи является применение учителями в своей
педагогической практике современных образовательных технологий, активных
(интерактивных) методов обучения. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать
педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики,
реальные возможности. Именно использование в работе педагогических технологий
повышает эффективность и результативность учебного процесса
В своей работе на уроках физики я
использую технологии поэлементно и полностью: исследовательские методы,
разноуровневое обучение, проблемное обучение, игровые технологии, экскурсии,
здоровьесберегающие, практикумы, работа в парах, информационно –
коммуникационные технологии, тестовые технологии и др.
В 2010-2011 учебном году я прошла обучение
по использованию информационно – коммуникационных технологий в ИПК иПРО в г.
Костанае. Выступала с докладами на заседании предметно-цикловой комиссии и
методическом Совете колледжа по теме “Роль информационных технологий в
повышении качества знаний учащихся” и «Применение компьютерных технологий на
уроках физики»“
Сейчас в условиях глобальной
информатизации общества неотъемлемым качеством квалифицированного специалиста
любого профиля становится высокий уровень информационной культуры. Это
предполагает и знание информационных потоков в своей предметной области, а
также умение применять современные технологии.
Продумывая урок и внеклассное мероприятие,
мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно
разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы
на занятии моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует
напряжения.
Мультимедийные компьютерные технологии
позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во
многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность
учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более
глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока,
насыщает его информацией.
Формы и место использования презентации
(или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого
урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить
некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1.
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать
разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех
случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно
предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
3.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает
наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
4.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике,
применяемой для самостоятельных работ.
5.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок,
составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный
результаты самостоятельной работы по этому плану.
Использование информационных технологий на
уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной
информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля
учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках
физики различных типов, а также на различных этапах урока.
Тест позволяет провести более широкий и
более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или по ряду
тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить “потолок”
знаний в группе учащихся, определить среди них и отстающих. Тест выявляет общую
картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы, как с
успевающими, так и с отстающими.
Весьма эффективно использую компьютер и
при проведении внеклассных мероприятий.
В рамках предметной недели провожу такие
мероприятия: Конференция (презентация) “Лауреаты Нобелевской премии”, “Физические
посиделки”, “Что? Где? Когда?” и др. При составлении заданий к конкурсам
продумываю, как его провести наглядно, быстро, доступно для понимания.
В своей работе я большое внимание уделяю
учебно-исследовательской деятельности учащихся, как одной из педагогических
технологий обучения, получивших распространение в последние годы.
Исследовательская деятельность учащихся может
быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и
групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория,
урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского
проекта и др.
Пользуясь ресурсами сети Интернет,
организовываю исследовательские и творческие проекты, даю опережающие задания,
организовываю самостоятельную работу учащихся. Ученики принимают участие в предметной
олимпиаде. На занятиях физического кружка учащиеся решают задачи
исследовательского характера.
При проведении уроков физики невозможно
обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век информационных технологий
ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном
воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый
ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении
темы. Например, электромагнитного поля, о последствиях этого влияния и о мерах
предосторожности. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия
катастрофы в Чернобыле, о последствиях действия Семипалатинского ядерного
полигона.
Для развития интеллектуальных умений
учащихся применяется технология проблемного обучения, которая обязательно
включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее
состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед
учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив
проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия
и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы.
В результате использования современных
образовательных технологий повысилось качество обучения, у учащихся проявляется
тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, ученики самостоятельно
делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления.
Литература:
1.
Педагогические технологии в образовательном процессе. О.М.
Новрузова - Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Учебно – исследовательская деятельность школьников в профильном
обучении. А.П. Тряпицына.- СПб.:КАРО, 2006.
3.
Педагогическое творчество учителя. В.И. Загвязинский. – М.:
Педагогика, 1987.
4.
Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения.
М.А. Ушакова, - М.: Сентябрь,1999.
5.
Организация творчества педагогов и учащихся. А.В. Леонтович,
Завуч, 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.