«Практические
работы по курсу органической химии 11 класса»
Автор:
Сорокина О.Г. , учитель химии высшей квалификационной категории, школа –лицей
естественно-математического направления № 28,
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Практическая работа № 1
«Определение
качественного состава органического вещества»
Цель работы:
научиться определять наличие углерода и водорода в составе органических
веществ.
Оборудование и реактивы: лабораторный
штатив с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, дополнительная
пробирка, стеклянная трубочка, спиртовка, спички, парафин, оксид меди (II), безводный
сульфат меди (II),
гидроксид кальция (известковая вода).
Ход работы.
Описание опыта
|
Наблюдения
|
Выводы и
уравнения реакций
|
Опыт № 1 «Окисление парафина
В сухую пробирку положили 0,5 г парафина и 1
г оксида меди (II).
Укрепили пробирку в лапке штатива в горизонтальном положении. Положили
недалеко от отверстия пробирки немного безводного сульфата меди (II) с
помощью стеклянной трубочки. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой,
конец которой погрузили в другую пробирку с 1, 5 – 2 мл известковой воды.
Содержимое
пробирки со смесью нагрели в пламени спиртовки, предварительно расплавив
парафин.
|
оксидом
|
меди
(II)»
Вывод:
C18H38 + CuO →
|
Опыт № 2 «Определение углерода»
Газообразные продукты разложения парафина пропустили через раствор
известковой воды.
|
|
Вывод:
CO2
+ Ca(OH)2 →
|
Опыт № 3 «Определение водорода»
Продукты разложения парафина пропустили через безводный сульфат меди (II).
|
|
Вывод:
H2O
+ CuSO4 →
|
Общий вывод:
Практическая
работа № 2
«Получение и
изучение свойств этилена»
Цель работы: получить
этилен и изучить его свойства, провести качественные реакции на двойную связь.
Оборудование и реактивы: лабораторный
штатив с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, две дополнительные
пробирки, спиртовка, спички, осколки фарфоровой посуды, этиловый спирт C2H5OH, серная
кислота H2SO4,
бромная
вода Br2, раствор
перманганата калия KMnO4.
Ход работы
Описание опыта
|
Наблюдения
|
Выводы
и уравнения реакций
|
Опыт № 1 «Получение этилена
В сухую пробирку налили 1 мл этилового спирта и добавили 3 мл конц.серной
кислоты. Положили в смесь несколько кусочков битого фарфора для равномерного
кипения. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепили пробирку
в лапке штатива в горизонтальном положении.
Содержимое
пробирки со смесью осторожно нагрели в пламени спиртовки до кипения.
|
дегидратацией
|
этилового
спирта»
Вывод:
|
Опыт № 2 «Взаимодействие этилена
Не прекращая нагревания смеси, опустили конец газоотводной трубки в пробирку
с бромной водой и пропустили через неё этилен.
|
с бромной
|
водой»
Вывод:
|
Опыт № 3 «Взаимодействие этилена
Не прекращая нагревания смеси, опустили конец газоотводной трубки в пробирку
с подкисленным раствором перманганата калия малинового цвета и пропустили
через него этилен.
|
с
раствором
|
перманганата
калия»
Вывод:
|
Опыт № 4 «Горение этилена»
Не
прекращая нагревания смеси, повернули газоотводную трубку вверх и подожгли
выделяющийся этилен с помощью спички.
|
|
Вывод:
|
Общий вывод:
Практическая работа № 3
«Решение расчётных и качественных задач по теме
«Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами, карбоновыми
кислотами»
Цель работы: на основе
знания химических свойств углеводородов и их кислородсодержащих производных
научиться решать расчётные и качественные задачи на осуществление
генетической связи органических веществ.
Оборудование и реактивы: штатив для
пробирок, пробирки, промывалка, стакан для сливания, спиртовка, спички,
пробиркодержатель, CuSO4, NaOH, медная
проволока, метанол, этанол, формалин.
Ход работы:
Описание
опытов
|
Наблюдения
|
Выводы
и уравнения реакций
|
Опыт
№ 1
«Получение альдегидов из
а)
Смочили этиловым спиртом стенки сухой пробирки. Нагрели в пламени медную
проволоку до появления чёрного налёта. Раскалённую проволоку опустили в
подготовленную пробирку. Повторили.
|
спиртов»
|
Вывод:
|
б)
Смочили метиловым спиртом стенки сухой пробирки. Нагрели в пламени медную
проволоку до появления чёрного налёта. Раскалённую проволоку опустили в
подготовленную пробирку. Повторили.
|
|
Вывод:
|
Опыт
№ 2
« Получение карбоновых
В пробирку
внесли 8 капель формалина, добавили к нему 8 капель NaOH и
при встряхивании по каплям CuSO4 до появления неисчезающего осадка. Нагрели до
кипения.
|
кислот
из
|
альдегидов»
Вывод:
|
Общий вывод:
Практическая работа № 4
«Качественные реакции на
кислородсодержащие органические вещества»
Цель работы: на основе
знания качественных реакций научиться решать экспериментальные задачи на
распознавание органических веществ.
Оборудование и реактивы: штатив для
пробирок, пробирки, колба с водой, стакан для сливания, спиртовка, спички,
пробиркодержатель, CuSO4, NaOH, медная
проволока, метилоранж, органические вещества в пробирках.
Задание: В четырёх
пронумерованных пробирках выданы растворы: этанола, формалина, глицерина и
уксусной кислоты. Опытным путём определите каждое из выданных веществ.
Ход работы:
Описание опыта
|
Наблюдения
|
Выводы и
уравнения реакций
|
Опыт № 1 « Взаимодействие с В четырёх
пробирках получили гидроксид меди (II) при взаимодействии сульфата
меди
(II) с
гидроксидом натрия и прилили к нему вещества № 1, 2, 3, 4. Перемешали.
|
гидроксидом
|
меди
(II)»
Вывод:
|
Опыт № 2 «
Взаимодействие с
Пробирки
с веществами № ? и №? и гидроксидом меди (II) из опыта № 1 укрепили в
пробиркодержателе и нагрели в пламени спиртовки.
|
гидроксидом
|
меди
(II) при
нагревании »
Вывод:
|
Опыт № 3 «
Определение
В пробирку налили
1 мл р-ра вещества № ? и добавили 1 каплю метилоранжа.
|
уксусной
|
кислоты»
Вывод:
|
Опыт
№ 4 «
Определение
В
пробирку налили 1 мл р-ра вещества № ? Медную проволоку прогрели в пламени
спиртовки до появления чёрного налёта и опустили в исследуемое вещество.
|
этанола»
|
Вывод:
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.