Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Достоевский. Преступление и наказание. Эпизоды № 1-3.doc

Эпизод № 1
«‑ Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?
‑ Уж как божий промысел замешается, так уж тут ничего не поделаешь, ‑ угрюмо проворчал Раскольников.
‑ Говорите лучше прямо, чего вам надобно! ‑ вскричала с страданием Соня, ‑ вы опять на что-то наводите... Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли! Она не выдержала и вдруг горько заплакала. В мрачной тоске смотрел он на нее. Прошло минут пять.
‑ А ведь ты права, Соня, ‑ тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. Я это прощения просил, Соня... Он хотел было улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил голову и закрыл руками лицо.
И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. Это было не то; он принял одно чувство за другое. Это только значило, что та минута прошла.
‑ Что с вами? ‑ спросила Соня, ужасно оробевшая.
‑ Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе, кто убил Лизавету.
Она вдруг задрожала всем телом.
‑ Угадай, ‑ проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.
Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.
‑ Да вы... меня... что же вы меня так... пугаете? ‑ проговорила она, улыбаясь как ребенок.
‑ Так не можешь угадать-то? ‑ спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.
‑ Н-нет, ‑ чуть слышно прошептала Соня.
‑ Погляди-ка хорошенько.
Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.
‑ Угадала? ‑ прошептал он наконец.
‑ Господи! ‑ вырвался ужасный вопль из груди ее».
 
Вопросы к эпизоду:
 
 

1.      Передайте основную мысль эпизода.

2.      Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

3.      Какие переживания испытывает Соня на протяжении этого эпизода?

4.      Какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода?

    1. Как раскрывается человек Достоевского в этом эпизоде?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Эпизод № 2
 
«Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»
‑ Так ты очень молишься богу-то, Соня? ‑ спросил он ее.
‑ Что ж бы я без бога-то была? ‑ быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.
«Ну, так и есть!» ‑ подумал он.
‑ А тебе бог что за это делает? - спросил он, выпытывая дальше. 
‑ Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. ‑ вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него. «Так и есть! так и есть!» ‑ повторял он настойчиво про себя.
‑ Все делает! ‑ быстро прошептала она, опять потупившись. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода!» ‑ решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее. 
С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровыми энергическим чувством.. «Юродивая! юродивая!» ‑ твердил он про себя. На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. 
‑ Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать.
Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную».
‑ Зачем вам? Ведь вы не веруете? ‑ прошептала она тихо и как-то задыхаясь.
‑ Читай! Я так хочу! ‑ настаивал он. 
Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. 
Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее. Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее».
 
Вопросы к эпизоду:
 

1. Передайте основную мысль эпизода.

2. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

3. Какие переживания испытывает Соня на протяжении этого эпизода?

4. Какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода?

5. Как раскрывается человек Достоевского в этом эпизоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Эпизод № 3
 
               «Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему все хотелось  плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не  помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло  одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего - с телом и мыслию.
               Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись  народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру  вслух:
«Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога  всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...
               Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.
     - Ишь нахлестался! - заметил подле него один парень.      Раздался смех.
     - Это он в Иерусалим идет, братцы, с детьми, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его  грунт  лобызает,  - прибавил какой-то пьяненький из мещан.
     - Парнишка еще молодой! - ввернул третий.
     - Из благородных! - заметил кто-то солидным голосом.
     - Ноне не разберешь, кто благородный, кто нет.
               Все эти отклики и разговоры сдержали Раскольникова, и слова  "я  убил", может быть, готовившиеся слететь у него с языка, замерли в нем. Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез  переулок по направлению к конторе».
 
Вопросы к эпизоду: 
1. Как можно назвать данный эпизод?
2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?
3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?
4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь
5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.
6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.
7. Как прохожие реагируют на его поведение?
8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.
9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?
10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?
11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.
12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?
13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?
14. Что означает для героя данная сцена?
 
 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Н. Некрасов Внимая ужасам войны.doc

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова
"Внимая ужасам войны"
 
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

1855 или 1856

Примечания:
Отклик на Крымскую войну. Неоднократно положено на музыку.

 

Проанализируйте стихотворение, отвечая на следующие вопросы:

1. Когда было написано стихотворение Н. А. Некрасова и что могло побудить поэта обратиться к данной теме?
2. Что значит  «внимать?
3. Кому несёт горе гибель солдата?
 4. Одинаково ли их горе и отношение лирического героя к ним? Какие приёмы использует поэт для создания этих образов?
5.Кого больше жалеет лирический герой  - мать, друга или жену? Докажите текстом. Почему?  
5.  А какую роль играет здесь образный параллелизм?
6. Какое словосочетание можно назвать оксюмороном и какова его роль?
7. Что вы можете сказать о жанре, композиции произведения?
8. Как бы вы определили идею произведения?
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Некрасов ЭЛЕГИЯ.doc

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» 

 А. Н. Еракову

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
"Довольно ликовать в наивном увлеченьи, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье:
Народному врагу проклятие сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

 

 

     Анализ стихотворения
     
     1. История создания произведения.
     2. Жанр лирического  произведения.   Тема стихотворения.
     3. Анализ содержания произведения (сюжет, характеристика лирического героя).

     4. К кому обращается Некрасов в  стихотворении
     4. Особенности композиции произведения.
     5. Анализ средств художественной выразительности. 
     6. Значение стихотворения для всего творчества поэта. Кем, по мнению героя, должна стать Муза?
     
     Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано». Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта критиков.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Толстой Анализ эпизода.doc

Л.Н.Толстой «Война и мир»

— Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) — Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру.

— Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все время был и распоряжался и только что отъехал... Жарко было, правда, — прибавил он скромно.

Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано.

— Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.

— Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штаф-офицер, приятно улыбаясь Болконскому.

— Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей.

Все помолчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.

— Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.

Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:

— Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство.

— Вы бы могли из прикрытия взять!

Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.

Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.

— Ваше сиятельство, — прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, — вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого.

Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.

— И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, — продолжал он, — то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, — сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.

Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним.

— Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин.

Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

 

  1. О каком  сражении идет речь в данном эпизоде?
  2. Кто, по мнению Толстого, является истинным героем этого сражения?
  3. Кто из действующих лиц эпизода вызывает негодование Толстого?
  4. Выпишите из приведенного отрывка слова , которые объясняют, почему Тушин не стал оправдываться перед Багратионом за потерю орудий?
  5. Какое чувство испытывает капитан Тушин вместо оправданного при данных обстоятельствах чувства негодования и желания справедливости? Выпишите соответствующие слова из текста.
  6. Какой художественный прием использует автор, передавая внутреннее смятение Тушина, боявшегося своим оправданием подвести «другого начальника»?
  7. Как называется передача особенностей речи персонажа?

 

Письменно ответить (5 – 10 предложений):

  1. С какой сюжетной линией романа «Война и мир» связан данный эпизод? Каким образом?
  2. Как детали и художественные средства создания образов в данном эпизоде помогают понять причину, по которой князь Андрей заступился за капитана Тушина?
  3. Л.Н.Толстой так описывает состояние князя Андрея в конце эпизода: «Все было так странно…» (см. текст). На что надеялся князь Андрей? В чем он разочаровался? Кто из героев русской литературы, подобно князю Андрею, проходит путь разочарований и обретений новых идеалов?
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Толстой. Анализ эпизода.doc

Письменная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

 
     На другой  день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.                                                               
     Уже было  начало  июня, когда  князь Андрей, возвращаясь домой,  въехал опять  в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.  Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем  месяц тому назад; все было полно,  тенисто  и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты  и,  подделываясь под общий  характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.                                                  
     Целый день  был  жаркий, где-то  собиралась гроза,  но только небольшая тучка  брызнула  на пыль дороги и на сочные листья.  Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету;  соловьи трещали и перекатывались  то близко, то далеко.                                                                                                                 
     «Да, здесь, в этом  лесу  был  этот  дуб, с которым  мы были согласны», -подумал князь Андрей.  «Да где  он,» – подумал опять  князь Андрей, глядя  на левую  сторону  дороги и, сам того не зная, не  узнавая  его,  любовался  тем дубом,  которого  он искал.  Старый  дуб,  весь преображенный,  раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни  корявых  пальцев, ни  болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было  видно. Сквозь  жесткую, столетнюю  кору  пробились  без сучков сочные, молодые листья, так что  верить  нельзя  было,  что это старик произвел их. 
«Да,  это  тот  самый  дуб», –  подумал  князь Андрей,  и  на  него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все  лучшие минуты  его жизни  вдруг  в одно и  то же  время вспомнились ему. И Аустерлиц  с высоким небом,  и мертвое, укоризненное  лицо  жены,  и Пьер на пароме,  и  девочка, взволнованная  красотою  ночи,  и эта  ночь, и  луна,  – и  все  это вдруг вспомнилось ему.                                                                                              
     «Нет, жизнь не кончена в 31 год,– вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть  во мне, надо,  чтобы и все знали это:  и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь  в небо, надо, чтобы и  все знали меня,  чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они  так независимо от  моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы  все они жили со мною вместе!» 
     Возвратившись  из  своей  поездки, князь Андрей решился осенью ехать  в Петербург и придумал  разные  причины  этого  решенья.  Целый  ряд  разумных, логических доводов, почему ему необходимо  ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был  готов  к его услугам. Он даже теперь не  понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как  месяц тому назад он  не  понимал, как  могла бы ему прийти  мысль уехать из  деревни. Ему казалось  ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных  доводов  прежде очевидно было, что он бы унизился,  ежели  бы  теперь,  после своих  уроков жизни,  опять бы  поверил  в возможность приносить пользу  и  в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем  другое. После этой поездки  князь  Андрей стал скучать в деревне,  прежние занятия не интересовали его, и часто,  сидя  один  в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо…И князь Андрей,  заложив назад руки,  долго ходил  по  комнате, то  хмурясь,  то  улыбаясь, передумывая  те  неразумные, невыразимые  словом,  тайные, как преступление, мысли,  связанные с Пьером,  с славой, с девушкой на окне, с дубом, с  женской  красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти-то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строг, решителен и в особенности неприятно логичен.   
 
                                                                         (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
 

Задание 1. Каково место данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского?

Задание 2. О какой «жизненно важной, новой истине», открывшейся герою, идет речь? Найдите ответ на этот вопрос в тексте эпизода.

Задание 3.  Какие  русские писатели близки Л.Толстому в изображении духовных поисков  героев? (Свой ответ аргументируйте)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Толстой. Первый бал Наташи Ростовой.doc

А.Н. Толстой «Война и мир».

Анализ эпизода главы XVI части III тома II (первый бал Наташи Ростовой)

 

1899 года, 31 декабря у екатерининского вельможи назначен был бал. Ждали приезда государя. Наташа ехала на свой первый в жизни взрослый бал. В этот день она поднялась очень рано и была целый день в лихорадочном ожидании чуда. Все силы ее были направлены на то, чтобы все: она, мама, Соня были одеты наилучшим образом. Все необходимое уже было сделано: тщательно, по–бальному, вымыты ноги, руки, уши, шея. Все это напудрено и надушено. Уже надеты белые ажурные чулки и белые атласные башмачки с бантиками, прически почти окончены. Стали одеваться в бальные платья Соня и графиня, а Наташа все суетилась, помогая им. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечики пеньюаре. Но постоянно вскакивала, чтобы перевязать бант Соне, приколоть тогу матери. Отец спрашивал из-за двери, когда же они будут готовы, уже десять часов.

Окончив прическу, Наташа побежала проверить, как оделись мать с Соней. Наконец все были готовы и в половине одиннадцатого сели в карету.

С самого утра этого важного для нее дня Наташа была постоянно чем-то важным занята, таким важным, что не оставалось времени подумать, что же ее ждет на этом балу. Сидя теперь в промозглой карете, Наташа живо представила себе то, что ждет ее на балу в освещенных ярких залах: музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. Но окончательно осознала это, только поднимаясь с матерью и Соней по красной дорожке, застилавшей парадную лестницу, проходя между живыми цветами. Она шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами скрыть его. И это была та манера, которая особенно шла к ней.

Наташа шла мимо огромных зеркал, отражающих нарядную толпу, и не могла различить в этой толпе себя: все смешалось в одну блестящую процессию. Хозяин и хозяйка стояли в дверях и приветствовали входящих словами: «Очень, очень рады вас видеть».

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели в реверансе. Но хозяйка невольно остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Возможно, Наташа напомнила ей ее золотое, невозвратимое девичье время.

В зале, теснясь около двери, стояли гости. Ожидали государя. Графиня с девочками заняли место в первом ряду. Наташа слышала, что несколько голосов спросили про нее. Она поняла, что понравилась им .. А Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как назвала его хозяйка. И знала еще, что он отыскивает их, особенно ее, потому что обещал представить ей кавалеров. Но Пьер задержался возле невысокого худощавого человека в белом мундире, очень красивого. И опять Наташа порадовалась знакомому лицу, узнав князя Андрея Болконского, который один раз ночевал у них в Отрадном.

Вдруг все зашевелились, зашептались, раздвинулись. И между двух рядов появился государь.

Заиграла музыка, пары выстроились идти в польский. Наташа чувствовала, что она, мать и Соня не примут участия в нем – у них не было кавалеров. Ее не занимал ни государь, ни всякие важные лица, ею овладела одна мысль: «Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины… Нет, этого не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною». Ей хотелось плакать.

Польский закончился, полились волшебные звуки вальса. Князь Андрей стоял недалеко от Ростовых. К нему подошел Пьер. Он сказал, что здесь есть его протеже, молодая Ростова, и попросил князя пригласить ее на танец, потому что князь Андрей всегда танцует, а Пьер – нет. Болконский направился к Наташе. Он увидел ее замирающее лицо, понял ее чувства, вспомнил ее разговор в Отрадном и с веселым выражением лица поклонился княгине, прося ее дочь на тур вальса. Замирающее лицо Наташи, готовое на отчаяние и восторг, озарилось счастливой, радостной улыбкой.

Они были вторая пара, вышедшая в круг. Князь Андрей считался по праву лучшим танцором своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее, обутые в бальные туфельки, делали свое дело легко и независимо от нее, а лицо светилось восторгом счастья. А Андрей… Вино юной прелести ударило ему в голову. Он почувствовал себя помолодевшим, ожившим и счастливым, когда, переводя дыхание, оставил ее матери и стал глядеть на танцующих. Потом она танцевала много с разными кавалерами. На веселый котильон, перед ужином, Андрей снова пригласил Наташу. Он напомнил ей первую отраднинскую встречу, их разговор в лунную ночь.

Князь Андрей, выросший в свете, любил встречать там то, что мало походило на высшую светскость, не имело лоска и блеска высшего круга. Такой была Наташа. Ее искренность, внутреннее состояние счастья, умение удивляться, робость, даже ошибки во французском языке, делали ее очаровательной в его глазах. Он сидел рядом с ней, вел самые обыкновенные разговоры и любовался блеском ее глаз, радостной улыбкой.

Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала, запыхалась и, видимо, думала отказать, но вновь подняла свою худенькую ручку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. «Я бы и рада посидеть с вами, я устала. Но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами это все понимаем», - говорила князю Андрею улыбка Наташи.

Она побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур.

«Ежели она подойдет сначала к кузине, а потом к другой даме, она будет моей женой» – неожиданно сказал себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла к кузине.

« Какай вздор иногда приходит в голову! – подумал Болконский. – Но верно то, что эта девушка так мила, так непосредственна, так особенна, что не протанцует и месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», - подумал Андрей, когда Наташа снова села возле него.

Бал заканчивался. Ростов подошел к князю Андрею и пригласил его к ним, спросил у дочери, весело ли ей. Наташа ничего не ответила, только улыбнулась такой улыбкой, которая говорила: «как можно спрашивать об этом?» Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни!

Она была в той высшей степени счастья, когда человек становится добрым и хорошим и не верит в возможность существования зла, несчастия и горя…

На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где еще не был. Заехал он и к Ростовым. Он признался себе, что ему хочется увидеть Наташу в домашней обстановке.

Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором показалась князю еще лучше, чем в бальном. Все семейство, которое прежде князь строго судил, показалось теперь простым, добрым и прекрасным. Доброта старого Ростова была такой, что Андрей не мог отказаться от обеда.

После обеда князь Андрей стоял со старым князем и дамами у окна и слушал пение Наташи. Она потом спросила у него, понравилось ли ее пение. Он, глядя на нее с чувством для него непонятным, ответил, что ему понравилось пение, как и все, что она делает.

Болконский провел у Ростовых целый день.

Поздно вечером, дома, Андрей не мог уснуть. Его что-то томило, мысли блуждали в голове против его воли. Он не думал о Наташе, он просто воображал ее, поэтому вся жизнь его представлялась в другом свете. Ему и в голову не приходило, что он был влюблен в Ростову. Он вспомнил слова Пьера, что надо верить в возможность счастья.

 

  1. Найдите в тексте описание подготовки к балу и приезда на бал Наташи Ростовой. Какие чувства  испытывает  героиня?
  2. Найдите  описание  Наташи Ростовой на балу. Что больше всего волнует ее  во время  бала?
  3. Почему князь Андрей Болконский согласился на предложение Пьера пригласить Наташу  на вальс?
  4. Как повлиял на князя Андрея  тур вальса с Наташей Ростовой?
  5. Какие качества Наташи  привлекли князя  Андрея?
  6. Определите роль данного эпизода в изображении  судеб Наташи Ростовой и  князь Андрея в идейно – философском содержании романа.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Три Пророка. Сравнительный анализ стихотворений Пророк.doc

 

"Три "Пророка". Сравнительный анализ стихотворений "Пророк"

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова

 

 ПРОРОК.                            А.С. Пушкин

 

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

 «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».     1826

 ПРОРОК.        М.Ю. Лермонтов

 

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

 

1841

  ПРОРОК.                 Н.А. Некрасов

 

Не говори: "Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!.."

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

 

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

"Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!"

 

Так мыслит он - и смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна...

 

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

Август 1874

 

             Пророк - это человек, наделенный сверхъестественным даром - предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

 

 

Критерии  сравнения

А. С.  Пушкин

        М. Ю. Лермонтов 

Н. А. Некрасов

 1

В какое время написаны стихи.

 С точки зрения исторических событий, что происходило в   стране?

 

 

 

2

Каковы сюжеты стихотворений? Какие библейские образы используют поэты?

 

 

 

 

3

Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях поэтов?

 

 

 

4

Что открылось поэту - пророку в стихотворениях?

 

 

 

5

От чьего лица ведётся повествование?

 

 

 

6

Миссия пророка

 

 

 

7

Какую лексику используют поэты? Приведите примеры.

 

 

 

 

8

Какова идея произведения?

 

 

 

 

 

Сделайте вывод: что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие (чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается). Сравните 3 отрывка: у Пушкина – последняя строфа, у Лермонтова – первые строфы, у Некрасова – последняя строфа.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Тютчев. О, как убийственно мы любим..Анализ стих..doc

Вопросы и задания для анализа  стихотворения

Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!     (1851)

1.    Кому посвящено это стихотворение?

2.    Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

3.     Выпишите из  стихотворения эпитеты,  метафоры, сравнения.

4.    Найдите, в  каких строках стихотворения используется прием контраста. Для чего  автор использует  этот прием?

5.    Какова композиция стихотворения «О, как убийственно мы любим…»?

6.    Как вы понимаете словосочетания: «судьбы ужасный приговор», « убийственно  любить», « буйная слепота страстей»?

7.    Какой видится ЛЮБОВЬ Ф. И. Тютчеву?

8.    Каким вам представляется лирический герой стихотворения «О, как убийственно мы любим...». Почему?

 

Домашнее задание. Сделайте анализ одного из  стихотворений

ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»

 А.А.Фет « Я пришел к тебе с приветом…»

А.К. Толстой  « Средь шумного бала, случайно…»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Фет “На заре ты её не буди…”.doc

Анализ стихотворения А. Фета “На заре ты её не буди”

 

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!


Реально-биографический и фактический комментарий. Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Вспыхнула факелом и крикнула младшей сестре: «Sauvez les lettres!» — береги письма (Фета) и через два дня умерла. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток

 

 Анализ стихотворения.

 

1.    Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?  

2.    Какая картина встает перед глазами при чтении этого стихотворения?

3.    В стихотворении показаны «сон и явь».

- Что испытывает девушка на яву?

- А как вы думаете, что ей снится?

4.    Почему же автор так оберегает её сон?

5.    Какова же главная мысль стихотворения? Что хотел доказать нам автор?

6.    Основные изобразительные средства. Приведите примеры.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10-11 класс. тексты для анализа"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лабораторные и практические работы на уроках литературы – это учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться побуждение школьников к изучению литературы как предмета, имеющего свои правила и законы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественных произведений на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Практическая же работа предусматривает самостоятельную работу учащегося, так как является способом проверки усвоений знаний.

Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и лабораторная и практическая работы ведут учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 учащихся класса, то лабораторная и практическая работы – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 3215
    • ZIP 87.6 кбайт
    • 61 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Людмила Степановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Людмила Степановна
    Федотова Людмила Степановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30447
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек