Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Познавательный час "В чтении человек находит себя"

Познавательный час "В чтении человек находит себя"

Тема: «О чём говорят книги».

Цель урока: расширить знания детей о книге как культурном явлении.

Задачи урока:

  • Содержательный аспект: освоение духовных, культурных знаний с точки зрения ценностного подхода.

  • Коммуникативный аспект: научить эффективному общению: освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха.

  • Психологический аспект: формировать мотивацию на работу в группе и совместные достижения значимых результатов.

  • Социокультурный аспект:

    • перенимать накопленный опыт для дальнейшего использования в жизни.

    • развитие творческих способностей.

    • воспитывать интерес к русской национальной культуре, бережное отношение к книге.

Оборудование: учебное пособие для 2 класса; карточки для индивидуальной и групповой работы, загадки и пословицы о книге, "Энциклопедия для детей", толковый словарь С.И.Ожегова, "Сказки А.С.Пушкина", учебник по истории "Древний мир», книга из серии «Кулинария", плакаты с названиями страниц «Книга Знаний», домики со сказочными героями, презентация.


Ход урока

І. Организационный момент.

1.1. Слово учителя.

- Здравствуйте, мои любимые ребята!

Сентябрь наступил, закончилось лето -

Пришел праздник знаний, учебы, отметок!

С праздником Вас поздравляю, друзья!

Школьные двери вновь распахнутся,

 С понедельника  учебные будни начнутся.

 А сегодня – праздничный час! Первое сентября.

 - В этот день все дороги ведут к школе.

 - Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя.

 - Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём Знаний.

 - По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний.

 - Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир — мир Знаний.

 - Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее.

 - Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года!

Бой часов нам с тобой сообщает

Что пора школьных дел настаёт.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, но надо учиться.

2.1. Сообщение темы и цели урока.


- Сегодня, наш первый урок в этом учебном году. Я предлагаю вам совершить путешествие по страницам «Книги Знаний», которая поможет нам вспомнить то, что мы уже знаем, ну и, как из любой книги, мы сможем узнать из неё и открыть для себя что–то новое. Ведь книга наш верный помощник в учёбе и источник знаний. 



ІІ. Актуализация знаний.

2.1. Слово учителя.

Учитель:

Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга рассказывает нам о событиях далёкого прошлого, учит нас быть добрее друг к другу. Она становится нашим верным советчиком в самых сложных жизненных ситуациях. Это действительно надёжный друг, который находится с нами рядом – стоит лишь протянуть руку.

Кто же придумал книгу?

 Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу. Но со временем книги завоевывали планету. Они появились и в Египте, и в Греции, и в Древней Руси.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.

2.2. Выступление ученицы (читает подготовленная ученица стихотворение Елены Кругловой.)

Книга.

Книга – это лучший друг,                    С книгой можно отдохнуть,

Обо всем она расскажет,                      С ней короче длинный путь.

И расширит знаний круг,                     Книга жизнь нам осветила.

Она верный путь укажет.                     В книгах – знание. Знание – сила!



- О чём стихотворение?

- Почему книга является лучшим другом?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    1. Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем авторами устного журнала.

- А что такое журнал?

3.2. Словарная работа

Понять значение этого слова нам поможет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Журнал – периодическое издание в виде книжки, содержащий статьи, произведения разных авторов (из словаря).

3.3. Слово учителя.

Вы знаете, что газеты и журналы являются периодическими изданиями, т.е. такими, которые выходят через некоторый промежуток времени: каждый день, раз в неделю или раз в месяц. Они помогают нам быть в курсе всех важных событий в своём городе, в своей стране и во всем мире!

ІV. Основная часть «Книга Знаний».

1 СТРАНИЦА «Русский язык».

- Давайте откроем первую страницу книги. Речь пойдет о нашем родном русском  языке. (Открываем первую  страницу «Русский язык»).

- Сколько букв в русском языке?

- Сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Сколько букв, которые не обозначают звуков?



2 СТРАНИЦА «Спортивная».

Физкультминутка.

(Дети выполняют упражнения под презентацию)

3 СТРАНИЦА «Народная мудрость».

Словарная работа.

Мудрость это способность грамотного применения знаний. 

Притча – короткий поучительный рассказ.

Прослушивание притчи «Слеп человек без книги».

(Учитель задаёт вопросы по содержанию).

4 СТРАНИЦА «Это интересно!».

Работа в группах.

Учитель:

- Каждая группа получает книгу. Все они разные. Ваша задача прочитать название книги, аннотацию к ней, рассмотреть иллюстрации, полистать, обсудить содержание и ответить на вопрос: "О чем книга? Кто читает эту книгу?" Помните о правилах работы в группе: 1) выслушать мнение каждого при обсуждении; 2) учиться договариваться.

  • "Энциклопедия для детей"

  • Толковый словарь С.И.Ожегова

  • "Сказки А.С.Пушкина"

  • Учебник по истории "Древний мир" для 5 класса

  • Книга "Кулинарная"

Проверка задания по группам. Представитель от каждой группы зачитывает краткое заключение о своей книге.

Ответы детей:

 1 группа: - Детская энциклопедия - научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Эту книгу могут читать как дети, так и взрослые, независимо от их профессии. Она необходима всем.

2 группа: - В толковом словаре разъясняется смысл различных слов. Эта книга необходима любому грамотному человеку - от школьника до пожилого человека.

3 группа: - Сборник сказок А.С.Пушкина читают все: мамы и бабушки малышам, воспитатели и учителя, ребята и взрослые - все любители поэзии А.С.Пушкина. Нет на свете людей, не читавших эти замечательные сказки.

4 группа: - Учебник по истории содержит материал о древних цивилизациях: об истории Древней Греции, Древнего Рима. Без учебников в школе невозможно учиться. Значит эта книга необходима учителям, ученикам, и их родителям,

5 СТРАНИЦА «Сказочная».

Игра «На улице сказочника».

- Мы на улице сказочника.

- Но это домики пустые. Их жители оставили записки, в которых отмечают, где они.

Дети по очереди выходят к доске, берут записку и читают вслух, а остальные отгадывает, герои из какой сказки там живут, кто ее автор.

1.

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

2.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…


3.

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

4.

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …



5.

Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?


6.

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

7.

Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — ...



6 СТРАНИЦА «Поэтическая».

(Каждой группе раздаётся конверт с перепутанными строчками)

Самостоятельная работа. Игра «Собери стихотворение».

Строчки стихотворения перепутались. Из строчек собери стихотворение. Соедини строчки линией в нужном порядке.


Учиться, работать и жить!






Кто с книгой по свету шагает,






Кто с нею умеет дружить,







Тому эта книга всегда помогает








- Какие слова в этом стихотворении самые важные?

Оценка успешности.



7 СТРАНИЦА «Печатная».

Работа в группах. Игра «Собери дерево пословиц».

Ученики дома на осенних листках пишут поговорку про книгу.

Приклеиваем листочки на ватман.

Слово учителя.

Какой яркой стала эта страничка нашего журнала! Вот какое многообразие цветов. Все они по-своему красивы. Их можно сравнить с людьми. Цветы расцветают от света и тепла. А для человека – учение – свет. Читайте и размышляйте. Возможно, вы сделаете для себя открытие, вам обязательно захочется применить совет автора. Используйте свои знания для добра, и мир станет лучше, жизнь ваша ярче, а вы станете счастливыми людьми.

Желаю вам постоянно быть в поиске полезного, интересного и занимательного. 

Мы закончили писать наш устный журнал!

Пусть каждый день 
И каждый час 
Вам новое добудет, 
Пусть добрым будет ум у вас 
И сердце умным будет.

V.Рефлексия.

Я читаю для того, чтобы …

Мне нравится читать книги про …

  • На уроке я узнал(а)...

  • На уроке я похвалил(а) бы себя за...

  • После урока мне захотелось...


Все ученики получают памятки:


C:\Users\Евгений\Desktop\Первый урок. Год литературы\Первый урок Суздалева\pp2.jpg
























  • Начальные классы
Описание:
  • Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
  • Книга рассказывает нам о событиях далёкого прошлого, учит нас быть добрее друг к другу. Она становится нашим верным советчиком в самых сложных жизненных ситуациях. Это действительно надёжный друг, который находится с нами рядом – стоит лишь протянуть руку.
Скачать материал
Автор Суздалева Марина Игоревна
Дата добавления 24.01.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 704
Номер материала MA-069754
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»