Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование составлено на основе
авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания используется учебник
«Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное
приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М.,
«Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для
общеобразовательных учреждений,
Интернет-ресурсы.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной
культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 5 классов с их согласия
и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 5 классе 1 урок
в неделю .
Всего 35 часа за год.
Учебный курс является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России
происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель и задачи
учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской
гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к
отечественной религиозно-культурной традиции.
Основные задачи учебного курса:
1.
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
4.
развитие способностей младших школьников к общению на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
·
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
·
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
·
формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
·
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
·
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
·
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
·
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
·
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
·
формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
·
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
Примерные
темы творческих работ:
- Темы
сочинений: (урок № 16)
v
«Милосердные дела и
героические поступки христиан».
v
«Величественные храмы».
v
«Прекрасные иконы».
v
«Молитвы христиан» о себе
и других.
v
«Что такое этика»?
v
«Как я понимаю золотое
правило этики?»
v
«Возможен ли подвиг в
мирное время»?
v
«Как я понимаю
православие».
v
«Православные святыни».
v
«Православные праздники».
v
«Экскурсия в православный
храм».
«Значение
православной культуры в жизни человека и общества»
2.
Примерные темы
исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)
v
Как христианство пришло на
Русь?
v
Христианское отношение к
природе.
v
Святые в отношении к
животным.
v
Русские святые-воины. (на
примере одного святого: святых благоверных князей
v
Александра Невского,
Дмитрия Донского или других)
v
Христианская семья и её
ценности.
v
Православный календарь,
праздники.
v
Православный храм и другие
святыни.
v
Христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Учебный курс является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России
происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
·
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;
·
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
·
формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
·
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
·
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
·
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
·
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
·
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
·
формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
·
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА
ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля
знаний и умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Тесты
Сообщения
Презентации
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной
культуры»
Изучение основ
православной культуры учащимися 4-5 классов реализуется по следующим
взаимосвязанным содержательным линиям:
1.
Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре.
Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна,
Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении
духовности и культуры России.
- Всемирно
известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги,
монастыри.
- Нравственные
идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои,
святые люди России и подвижники веры и благочестия.
- Православные
традиции патриотического и социального служения в современной России.
- Семейные
ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
- Возрождение
православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
- Нравственные
основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
- Азбука
духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность,
честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая
глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств
надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускник должен:
·
знать: понятия «священный», «святой», «заветный»
(«Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и
подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко,
Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский,
Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий
Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной
культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея
Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя,
церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска,
монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории
·
уметь: рассказать о нравственных идеалах в
отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях
России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных
духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях,
исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и
поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской
классической литературы.
·
понимать: смысловое значение основных
духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг,
честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей:
благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие,
милосердие, смысл православных праздников;
·
узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,
Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного
Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
·
проявлять почтительное отношение к
Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к
родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять
дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим
людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого
мировоззрения
·
строить
толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
·
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
слушать собеседника и излагать свое мнение;
·
готовить
сообщения по выбранным темам
Продемонстрировать знание начальных
сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных
линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне,
обусловленном их возрастными возможностями.
РЕАЛИЗАЦИЯ Национально-региональный компонента (НРК)
Содержание
национально-регионального компонента на первой ступени общего образования
осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в
содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.
Количество часов, отводимое на
реализацию национально-регионального компонента по учебному предмету основы
православной культуры составляет в объёме 10 % или 4 часа в год, что
способствует более глубокому ознакомлению школьников с традициями, обычаями
народов родного края.
Содержание национально-регионального
компонента, заявленное в теме, может быть
реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы
равнозначны.
При реализации национально-регионального
компонента используются пособия,
рекомендованные Министерством и образования и науки Ростовской области и другие
издания, включающие краеведческий материал.
Распределение
национально-регионального компонента по основам православной культуры
№
урока
|
Тема урока
|
Содержание НРК
(тема)
|
18.
|
Православный храм.
|
Посещение православного
храма.
|
19.
|
Православный храм и
другие святыни.
|
Экскурсия в православный
храм.
Храм Во Имя Иконы Божией
Матери "Утоли Моя Печали"
|
21.
|
Христианское искусство
(иконы, фрески)
|
Посещение православного
храма или музея.
|
25.
|
Православный календарь.
Почитание святых.
|
Экскурсия в православный
храм.
|
Учебно-методический комплекс (УМК),
обеспечивающий реализацию рабочей программы
№
|
Название
учебника, издательство
|
Авторы
|
Аннотация
|
Приложения
|
1
|
Основы православной
культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
|
А.В. Кураев
|
Учебное пособие знакомит
с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей
– в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в
повседневной жизни.
|
Компакт-диск «Основы православной культуры»
(электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство
«Просвещение», 2010.
|
2
|
Книга для учителя. 4-5
классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2010. – 239 с.
|
Б.Х. Бгажноков, О.В.
Воскресенский, А.В. Глоцер и др. под ред. В.А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой
|
Книга содержит материалы
по истории религий, основным религиозным направлениям, включая классификацию
религий. Особо рассматривается взаимосвязь религии и общества. Специальный
раздел посвящен светской этике. Пособие адресуется учителям, преподающим курс
«Основы религиозных культур и светской этики», а также руководителям
общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов.
|
|
3
|
Книга для родителей. -
М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
|
А.Я. Данилюк
|
Пособие адресовано
родителям (законным представителям) учащихся 4 – 5 классов
общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы
религиозный культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации
нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и
основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия
школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.