Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
·
стандарта основного общего
образования по географии (базовый уровень) 2004
г.
·
программы для ОУ по
географии России. Население и хозяйство. 9 класс/сост.В.П.Дронов. – М. –
Дрофа,2010
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических
работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о
своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей
среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности;
использовать один из «языков» международного общения — географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону,
своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к
использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к
условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения
учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том
числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в
неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном
учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в
неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный
(национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать
учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса
географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и
выполнения практических работ на местности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной
школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему
предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также
комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления
причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений;
моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в
ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде;
оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе
«Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует
стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного,
практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения
географии ученик должен
знать/понимать
Ø
основные географические
понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
Ø
географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека;
Ø
различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
·
специфику географического
положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов;
·
природные и антропогенные
причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных
природных и техногенных явлений;
уметь
·
выделять, описывать и
объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
·
находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
·
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование
культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и
внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
·
составлять краткую географическую характеристику разных
территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм
ее представления;
·
определять на местности, плане и карте географические
координаты и местоположение географических объектов;
·
применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
ориентирования на
местности; чтения карт различного содержания;
·
проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·
определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
·
решения практических задач
по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
·
проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть
(показывать):
- основные отрасли
хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные
транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические
районы, их территориальный состав;
- отрасли местной
промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды
формирования хозяйства России;
- особенности
отраслей;
- традиционные
отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных
образованиях;
- экономические связи
районов;
- состав и структуру
отраслевых комплексов;
- основные грузо - и
пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении
территории;
- влияние разных
факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных
центров производства;
- сельскохозяйственную
специализацию территории;
- структуру ввоза и
вывоза;
- современные
социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути
развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно – методическое обеспечение
№
|
Содержание
|
Класс
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
. Программа для ОУ по
географии России: население и хозяйство.
|
9
|
В.П.Дронов
|
«Дрофа»,
|
2010 г
|
2.
|
География России. Население
и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
|
9
|
В.П. Дронов,
В.Я.Ром.
|
«Дрофа»,
|
2009г
|
3.
|
Поурочные разработки по
географии: население и хозяйство России.
|
9
|
Е.А. Жижина
|
«ВАКО»
|
2006г
|
4.
|
География. Рабочая тетрадь с
комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“
|
9
|
В.И.Сиротин.
|
«Дрофа»,
|
2009г
|
5.
|
Атлас. Экономическая и социальная
география России.
|
9
|
|
«Дрофа»,
|
2013г
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.