ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
·
стандарта основного общего
образования по географии (базовый уровень) 2004
г.
·
программы для ОУ по
географии материков и океанов 7класс. Сост И.В.Душина. М.- «Дрофа», 2010 г.
Курс географии материков и океанов – это второй по
счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем
страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной
школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной
географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом,
что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются
комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в
основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности
географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках,
в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному
плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит
перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы
направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего
потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников,
осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле
как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их
со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к
природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе
знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
1.
Оценивать и
прогнозировать:
- по тектонической карте
изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и
природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и
человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и
развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих
в геосферах;
- особенности компонентов
природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и
акваторий океанов;
- особенности расового и
этнического состава населения;
- особенности экологических
ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и
свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного
познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники
географической информации;
- географическое положение
объектов (по карте);
- по схемам круговороты
вещества и энергий;
- компоненты ландшафта,
природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран
мира;
- объекты и территории по
картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и
духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую
информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др.
источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные
объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические
структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее
распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению
страны мира;
- страны мира, их столицы,
крупные города;
- природные ресурсы суши и
океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии,
интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии
материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная
зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют
определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и
процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые
направления географического образования:
-комплексные подходы к
характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов
как крупных природных комплексов;
- изучение население,
особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и
океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей
природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как
крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков.
Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический
компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся
широко используются комплексные географические практикумы, конференции,
нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии,
мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет
общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания
географического образования, объему и глубине изложенного материала со
спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на
изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с
Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70часов
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов: Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть (показывать):
основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню
номенклатуры);
— состав географической оболочки, источники энергии процессов,
происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер
планеты, основные свойства, закономерности ГО;
— отличия материковой коры от океанической; крупные литосферньие плиты,
платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма);
— климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы
воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
— океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов,
районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды
хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений
в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;
— предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные
районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды
хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
— в результате изучения материков: имена путешественников и
исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты берегов.
линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
климатообразующие фа торы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса,
важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных
зон, характерные представители растительности животного мира основных природных
зон континентов;
— районы повышенной плотности размещения населения на материках,
крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка,
различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения;
страны, входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению
страны, природные богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности
населения стран, столицы государств крупнейшие заповедники и национальные парки
материков, Меры по охране природы континента. в Океании наиболее крупные
острова и архипелаги.
2. Определять:
— географическое положение материка (океана координаты крайних точек,
протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;
— географическое положение страны и ее столицы; по картам различного
содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные
богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности
природных условий для жизни людей в стране;
- по климатичесим картам распределение на поверхности Земли температур
и осадков.
3. Описывать:
— по схемам круговорот веществ, схему строения природного комплекса;
— особенности географического положения материка в сравнении с другими
материками; особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку
(по выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в
горах, компоненты природных зон (по выбору);
— по картам одну из стран (по выбору); один из регионов страны (по
выбору); природу одного из островов Океании (по выбору).
4. Объяснять:
— существенные признаки понятий платформа, рельеф, воздушная масса,
пассаты, географическая оболочка, природный комплекс, природная зона, широтная
зональность, высотная поясность, географическое положение материка, режим реки,
причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов
в ГО;
— значение природных богатств для человечества, влияние природы на
условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности,
необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств
и в деле охраны природы;
— роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений,
различия свойств водных масс океана; особенности рельефа дна океанов,
образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе
отдельных частей каждого из океанов;
— Влияние географического положения на особенности природы континента
(океана);
образование и размещение крупных форм рельефа Земли;
— Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека,
свойства основных типов Воздушных масс, причины возникновения областей
повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного
распределения осадков на Земле;
— влияние освещенности на ритмы в природе, причины зональной и
азональной дифференциации Природных комплексов и всей ГО в целом;
— размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
на материках в зависимости от строения земной коры;
— причины формирования типов климата на континенте, особенности питания
и режима рек, особенности растительности и Животного мира природных зон;
— причины размещения отдельных зон, различия в почвах, растительности и
Животном мире природных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;
— особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение
природы континента под влиянием деятельности человека;
— причины опасных природных явлений.
5. Прогнозировать:
— предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения
литосферных плит;
— тенденции изменения климата, питания и режима рек, подземных вод,
почвенного покрова, растительного и Животного мира под воздействием
хозяйственной деятельности человека; изменения Природных комплексов в целом под
воздействием природных факторов и человеческой деятельности;
— оценивать влияние географического положения
на особенности природы материка;
— тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового
покрова Антарктики.
Учебно – методическое обеспечение
№
|
Содержание
|
Класс
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
Программы для ОУ по географии материков и
океанов
|
7
|
И.В.Душина
|
«Дрофа»,
|
2010
г
|
2.
|
География материков и океанов,
|
7
|
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.
|
«Дрофа»,
|
2006г
|
3.
|
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт
„География материков и океанов“.
|
7
|
В.И.Сиротин
|
«Дрофа»,
|
2013г
|
4.
|
Атлас. География
материков и океанов.
|
7
|
|
«Дрофа»,
|
2010г
|
5.
|
География материков и океанов. Методическое пособие.
|
7
|
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.
|
«Дрофа»,
|
2000г
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.