Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка по элективному курсу
«Основы сельского хозяйства» учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнеураспугинская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Халиуллиной Альфии Абдулловны
Элективный курс «Основы сельского хозяйства» имеет IVраздела: I раздел «Основы агрономии», IIраздел «Основы растениеводства», IIIраздел «Основы животноводства», IVраздел «Основы экономики сельского хозяйства» . В каждом разделе указано по отдельности цели, задачи, требования к подготовке обучающихся и содержание курса. Элективный курс рассчитан один час неделю в 9-х классах.
I раздел "Основы агрономии"8 часов
Цель и задачи: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений, методам их выращивания.
Раздел «Основы агрономии» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур: биоземледелие; биометоды защиты растений; обработка почвы, в том числе безотвальная в регионах, подверженных ветровой эрозии и другие приемы и методы
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ агрономии учащиеся должны;
- знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;
- знать типу почв по механическому составу
- знать способы определения кислотности почв
- знать предшественников сельскохозяйственных культур
- знать классификацию удобрений
- знать качественный и количественный состав удобрений
-знать основные виды мелиорации земель растениеводства
- знать правила техники безопасности при работе с химическими препаратами
- уметь определить всхожесть семян
- уметь проводить обработку растений с целью защиты от вредителей и болезней
- уметь отличать семян некоторых сорных и культурных растений.
- уметь пользоваться справочной литературой
Основное содержание
1. Растения и условия их жизни.
- роль зеленых растений в природе и сельскохозяйственном производстве.
- строение растений. Размножение растений.
- рост и развитие растений.
- условия жизни растений.
- взаимодействие растений с условиями среды.
2. Почва, ее состав и свойства
- понятие о почве и ее плодородии
- образование почв
- состав почв
- основные свойства почв
3. Сорные растения и меры борьбы с ними
- понятие о сорных растениях
- агробиологические группы сорных растений
- способ учета сорных растений и пороги их вредоносности
- классификация мер борьбы с сорняками
- предупредительные мероприятия
- истребительные мероприятия
- условия эффективного применения гербицидов
4. Система обработки почв
- научные основы обработки почвы
- технологические операции по обработке почвы
- приемы основной обработки почвы
- приемы поверхностной и мелкой обработки почвы
- системы основной обработки почвы под яровые культуры
- системы предпосевной подготовки почвы под яровые культуры
- системы паровой обработки почвы
- пути и условия минимализации обработки почвы
5. Удобрения и свойства и применение
- химический состав растений
- влияние условий внешней среды на питание растений
- отношение растений к условиям питания в разные периоды вегетации
- минеральные удобрения
- органические удобрения
- система применения удобрений
6. Семена и посев сельскохозяйственных культур
- значение сортовых семян
- посевные качества семян
- подготовка семян к посеву
- сроки посева
-способы посева
- норма высева
- глубина посева
- контроль за качествам посевных работ
- уход за посевами
7. Защита растений от вредителей и болезней
- вредители растений
- болезни растений
- методы защиты растений от вредителей и болезней
- агротехнический метод защиты растений
- химический метод защиты растений
- биологический метод защиты растений
- интегрированная защита растений
- механизация работ по защите растений
8. Севообороты
- понятие о севообороте и его элементах
- научные основы чередования культур
- предшественники и их агротехническая оценка
- классификация севооборотов
- введение и освоение севооборотов
II раздел. Основы растениеводства
9 часов
Раздел ориентирован на углубление, расширение и интеграцию знаний по химии, биологии, географии, имеет профориентационную направленность на приобретение профессии специалиста сельского хозяйства. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, экскурсий.
Цели и задачи.
Раздел "Основы растениеводства» знакомит учащихся с основными физиологическими закономерностями формирования урожая сельскохозяйственных культур и элементами интенсивных технологий в растениеводстве. Основу содержания составляют вопросы физиологии главных этапов жизни растений. Ознакомление учащихся с основными культурными растениями, их происхождением
и одомашниванием; с морфологическими и биологическими особенностями растений; с хозяйственным использованием, технологией их выращивания.
Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке учащихся основной школы. Раздел не только расширит знания по биологии, химии, но и поможет школьникам в выборе будущей профессии.
Завершает курс защита рефератов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы обеспечивает: формирование технологической культуры, изучение основ растениеводства как научная дисциплина, как отрасль сельскохозяйственного производства, классифицировать растения по основным принципам, изучить биологические основы выращивания растений; методов исследований в растениеводстве; экологических и экономических принципов размещения основных культур по стране; а также воспитание гражданских качеств, чувств, патриотизма, добросовестности, трудолюбия; нравственное, экономическое, экологическое и эстетическое воспитание; развитие личности
Основное содержание
1. Общая характеристика
строение, рост, развитие зерновых культур, морфологическиеособенности,химический состав зерна, жизненный цикл зерновых культур.
2. Озимые и яровые хлеба
осеннее и весеннее развитие, перезимовка озимых культур, общая характеристика озимой пшеницы, озимой ржи . Озимой ячмень, тритикале. Яровые хлеба; яровая пшеница, яровой ячмень, овес, яровая рожь, кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
3. Зерновые бобовые культуры
горох, соя, люпин, фасоль, кормовые бобы, чечевица, чина, нут. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
4. Корнеплоды и кормовая капуста, клубнеплоды
сахарная свекла, кормовая свекла, кормовая морковь, брюква, турнепс, кормовая капуста, картофель, топинамбур. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
5. Многолетние кормовые культуры
Многолетние бобовые травы; клевер луговой, люцерна, эспарцет, донник, лядвенец рогатый.
Многолетние мятликовые (злаковые травы); тимофеевка луговая, овснянница луговая, ежа сборная, житняк, кострец безостый, райграс высокий, плевел многоцветковый, пырей бескорневищний, волоснец сибирский. Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
6. Однолетние кормовые культуры
Однолетние бобовые травы; вика яровая, вика мохнатая, пелюшка, сераделла, однолетние виды клевера.
Однолетние мятликовые (злаковые) травы; суданская трава, могар, плевел однолетний (райграс однолетний)
Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
7. Масличные культуры
Масличные культуры; подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, сурепица, рыжик, клещевина, кунжут, арахис, перилла, лямлеманщия.
История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
8. Эфирномасличные и прядильные культуры
Эфирномасличные культуры; кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный.
Прядильные культуры; хлопчатник, лен, конопля, кенаф.
История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
9. Основы семеноведения
Экологическое агротехнические условия выращивания высокоурожайных семян, уборка семенных, посевов, послеуборочная обработка семян, прорастание и покой семян, полевая всхожесть семян и способы ее повышения
III раздел «Основы животноводства»
Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в таких ценных продуктах как мясо, масло, молоко, а также обеспечивать сырьем различные отрасли промышленности.
Животноводство, влияет и на повышение урожайности растений, т.к. служит источником органических удобрений. Таким образом, растениеводство и животноводство – тесно связанные между собой отрасли сельского хозяйства.
В связи с применением передовой технологии, механизации и электрификации производственных процессов повышаются и требования к подготовке животноводов. Они должны иметь хорошую общеобразовательную, политехническую и специальную зоотехническую подготовку, знать биологические особенности животных, разнообразные машины и оборудования, уметь управлять ими и рационально их использовать.
На занятиях по основам животноводства, а также по механизации и автоматизации животноводческих ферм и комплексов учащиеся ознакомятся с современными способами повышения продуктивности животных.
Опираясь также на полученные знания по биологии, физике, химии, географии, математике, научатся правильно выполнять основные производственные работы на механизированных сельскохозяйственных комплексах.
Знания по данному курсу помогут учащимся сразу после школы включиться в общественно полезный, производительный труд по животноводству, учиться в ВУЗе или техникуме по избранной профессии и специальности.
Цели программы:
– углубление знаний в области животноводства, закрепление полученных навыков;
– овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения сельскохозяйственного направления по специальностям: ветеринария, зоотехния.
Задачи программы:
1) ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;
2) формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за животными.
Планируемые результаты:
1) Учащиеся должны знать:
– значение и основные отрасли животноводства;
– виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;
– анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направления их продуктивности;
– способы определения болезней с/х животных, приемы их лечения и предупреждения;
– основы ветеринарии и зоотехнии;
– физиологические основы доения с/х животных, системы и способы их содержания, основы организации труда в животноводстве.
2) Учащиеся должны уметь:
– определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;
– использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоогигиене и ветеринарии;
– ухаживать за животными;
– осуществлять под руководством специалистов диагностику и лечение некоторых заболеваний, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
Курс также будет способствовать:
– формированию личностного отношения к сельскохозяйственному труду, выбору профиля, дальнейшему выбору профессии;
– о сознанию значимости сельскохозяйственного труда;
– развитию профессиональных навыков деятельности будущих фермеров-животноводов в современных условиях развития сельскохозяйственного производства.
Профориентационный эффект программы:
1) изучение основ животноводства и ветеринарии закладывает фундамент для овладения учащимися специальностями: оператор машинного доения коров, оператор животноводческой фермы;
2) определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях животноводческого профиля.
Содержание курса
Рост и развитие животных. Средние данные продолжительности основных периодов жизни животных. Понятие о конституции, экстерьере и интерьере животных. Продуктивность животных. Молочная и мясная продуктивность. Масса животных. Понятие о породе и породообразования. Основы племенного дела. Принципы отбора и подбора. Методы разведения животных: чистопородное, родственное спаривание, инбридинг, скрещивание (поглотительное, вводное, воспроизводительное, переменное), гибридизация. Техника разведения. Половая зрелость, половая охота. Организация племенного дела. Формы племенной работы. Зоотехнический учёт. Бонитировка животных.
Химический состав кормов. Приводится схема химического состава растений. Вода как составная часть растений и животного. Органическая часть кормов: азотистые и безазотистые вещества, жиры и ферменты. Минеральные вещества, микроэлементы и витамины. Факторы, влияющие на химический состав кормов.
Понятие о переваримости корма; факторы, влияющие на переваримость кормов: возраст, величина и состав рациона. Подготовка кормов к скармливанию. Оценка питательности кормов.
4. С
6 662 872 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Халиуллина Альфия Абдулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.