Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПояснительная записка к творческому проекту "Удивительный мир бумажной пластики" (1-5 классы)

Пояснительная записка к творческому проекту "Удивительный мир бумажной пластики" (1-5 классы)

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Факультет изобразительных искусств и дизайна

 

 

Колосова Л.Г., учитель  МАОУ СОШ № 77

 

 

Творческий проект

Удивительный мир бумажной пластики

 

выпускная квалификационная работа

по специальности "Изобразительное искусство"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………… 3

 

Глава 1 Способы работы с бумагой…………………………………………. 5

 

1.1 Торцевание………………………………………………………………… 5

 

1.1   Конструирование из бумаги………………………………………………... 5

 

1.3 Оригами………………………………………………………………………6

 

1.4 Аппликация…………………………………………………………………..7  

 

Глава 2 Технологический раздел……………………………………………… 8

 

2.1 Торцевание на бумаге………………………………………………………  8

 

2.2 Торцевание на пластилине ………………………………………………….9

 

2.3 Конструирование из бумаги………………………………………………   10 

 

2.4 Оригами……………………………………………………………………   12

 

2.5 Аппликация………………………………………………………………….13

 

Глава 3  Методическая разработка. Учебно-тематический план……………15

 

Заключение……………………………………………………………………   18

 

Библиографический список……………………………………………………19

 

Приложение…………………………………………………………………… 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творческий проект "Удивительный мир бумажной пластики" вводит ребенка в мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Проект предусматривает развитие  художественно-конструктивных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности у ребенка. Это помогает детям не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми, с окружающим миром.3

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать из неё разные поделки, которые  могут пригодиться в повседневном обиходе.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение, торцевание – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся не только  с самыми простыми поделками из бумаги, но и с приготовлением более сложных и трудоёмких  и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах. Все поделки функциональны: ими можно играть, можно использовать в быту, можно подарить родным и друзьям.

Одно из условий освоения проекта – стиль общения учителя с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Проект предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Уже в начальной школе, на основе предложенных для просмотра изделий, происходит ознакомление с профессией дизайнера, художника-оформителя, художника, учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии.

Занятия по внеурочной деятельности "Удивительный мир бумажной пластики" развивают личности ребёнка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе

                                                                                         

Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Деятельность ребёнка должна быть направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Цель проекта

§  Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи

§  Обучать приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

§   Создавать условия для развития творческой активности детей.

§  Развивать творческие способности детей.

§   Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

§  Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть её новые возможности.

§  Воспитывать аккуратность в работе  и умение организовать своё рабочее место.

 

        Актуальность проекта в том, что  с помощью искусства «бумажной пластики»  возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Композиция, составленная своими руками, так и популярны, что человек, мобилизовав свою фантазию и творческие способности, по своему вкусу создаёт красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.

         Предполагаемый результат

         Применение опытно-экспериментальной деятельности по данной теме повысит интерес       детей к бумаге, расширит кругозор.  При ознакомление с новыми фактами и действиями с бумагой активизируются мыслительные процессы, а необходимость рассказывать об 
увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулирует развитие речи,  память, мышление, сообразительность.  

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СПОСОБЫ РАБОТЫ С БУМАГОЙ

1.1 ТОРЦЕВАНИЕ

         Торцевание — создание изображений и предметов с помощью объёмных бумажных элементов — можно считать разновидностью аппликации или квиллинга. Это относительно новая техника только-только завоёвывает популярность среди мастериц. Торцевание любят за тот самый милый эффект «пушистости», который она придаёт любым предметам. И, что немаловажно, работать в этом стиле очень просто.

         Готовые изделия, словно мозаика, собираются из объёмных элементов — сжатых в виде воронки или конуса кусочков мягкой бумаги — они называются «торцовки». К основе их прикрепляют с помощью клея и тонкой палочки. Идеальна для торцевания гофрированная или креповая бумага, также хороши вездесущие салфетки. Торцеванием украшают рамки для фотографий, оформляют шкатулки; делают настенные панно и картины.

Техника торцевания настолько проста, что даже детям будет не сложно и интересно заниматься этим видом творчества.

 Наш календарь богат праздниками, а на праздники принято дарить подарки. Практически перед всеми детьми стоит вопрос, «А что подарить»?

Конечно, можно подарить коробку конфет, но конфеты съел и забыл, а вот красивое изделие, выполненное с душой да еще своими руками, будет украшением и сохранится на долгую - долгую память.

 

1.2   КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

 

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

 Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение  новых умений, знаний, новых способов деятельности.

                                                  

 

Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Изготовление  детьми  различных  поделок  и  игрушек  для подарка маме,  бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной  и приносит ему большое удовлетворение.

 

1.3   ОРИГАМИ

 

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

         А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

   Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки.

1.4 АППЛИКАЦИЯ

 

Аппликация (от латинского слова  application – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.              Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам  и фактуре материалов, объединенных сходством техники.

 Первые упоминания об аппликациях появились в далеком XVIII веке. Тогда сельские жители украшали свои дома наложением различных материалов. Изображения, составленные из аппликаций, отображали преимущественно красоту цветов, растений и животных. Популярностью при украшении своего жилища пользовались и различные виды орнамента.

Кроме того, в композициях для декорирования различных предметов интерьера и мебели использовали кусочки металла и дерева, а также соломенную ленту. Появлялись первые мастера аппликации, нарезавшие фигурки из соломенной ленты и приклеивавшие их на украшаемый объект.

Спустя некоторое время все чаще вместо соломенной ленты стали применять кусочки ткани или кожи. Для дополнительного украшения композиций использовались природные материалы, такие, как крупы, семена, сухие листья, орехи.

Большой шаг в развитии искусства аппликации был сделан при появлении бумаги. Распространенными стали однотонные изображения людей, животных и первые виды абстракции.

         Бумага является достаточно удобным материалом для вырезания, группировки и приклеивания к основанию, поэтому в настоящее время бумажные аппликации наиболее актуальны среди всех остальных.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать  аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Из всех видов аппликаций аппликации из цветной бумаги, пожалуй, самое доступное и любимое занятие детей. Цветная бумага для этого вида деятельности – просто незаменимый материал. Она легко режется и клеится, имеет яркую расцветку, и аппликации из цветной бумаги получаются красочные и интересные.

Для выбора сюжета можно использовать графические иллюстрации, отдельные элементы которых могут служить композиционной основой аппликации.

         Работа в технике аппликации требует от детей определенных навыков  работы с ножницами, с переводом выкроек с помощью копирки, с клеем. Здесь надо проявлять  осторожность, терпение и аккуратность. При работе развивается фантазия детей, где они могут быть не только исполнителями, но и творцами, добавляя что-то к своим моделям или изменяя

 

 

ГЛАВА 2  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 ТОРЦЕВАНИЕ НА БУМАГЕ

 

Подготовительный этап

 

Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми детьми: «А что подарить»?

Работы, выполненные в технике торцевания необыкновенно красивы, объемны и очень нравятся детям и их родителям, поэтому изделие, выполненное с душой да еще своими руками, будет украшением и сохранится на долгую - долгую память.

         Работая в технике торцевания, каждый учащиеся может выбрать рисунок будущего изделия по своему усмотрению, а может и сам придумать рисунок, а потом работать с ним.

         Прежде чем приступить к работе, надо сделать эскиз рисунка и перенести его на картон. Подбираем гофрированную бумагу тех расцветок, которая нам понадобится для работы, еще нам понадобится клей ПВА, ножницы, стержень от шариковой ручки или зубочистка.

 

          Основной этап

 

            Для работы в технике торцевания на бумаге мы выбрали рисунок тигра (Рис. 1). Нанесли эскиз простым карандашом на лист картона (Рис.2).

         Для начала работы надо приготовить квадратики из гофрированной бумаги для торцевания (Рис.3).

         В центр квадратика ставим зубочистку (стержень от шариковой ручки) (Рис.4). и закручиваем его вокруг зубочистки (стержня от шариковой ручки) (Рис.5).

         На ту часть рисунка, где мы будем приклеивать торцовки, наносим клей (Рис.6).

         Получившуюся трубочку-торцовку, не снимая с зубочистки (стержня от шариковой ручки), ставим под прямым углом на контур рисунка, смазанный клеем (Рис.7).

         Вынимаем зубочистку (стержень от шариковой ручки) из бумажной трубочки, получаем трубочку-торцовку. Делать это нужно аккуратно, чтобы не порвать бумагу. Следующие торцовки располагаем рядом с предыдущей. Чем плотнее будут расположены трубочки-торцовки, тем пышнее будет смотреться композиция. Так торцуют всю поверхность, приклеивая детали вплотную друг к другу. Торцевание осуществляют, пока вся картинка не будет покрыта бумажными деталями. (Рис.8). Когда изображение тигра будет готово, переходим к фону рисунка (Рис. 9).

Рисунок готов, осталось только оформить его, вставив в рамку (Рис. 10).

 

2.2 ТОРЦЕВАНИЕ НА ПЛАСТИЛИНЕ

 

          Еще одна разновидность торцевания – это торцевания на пластилине.

Торцевание на пластилине – это интереснейшая разновидность торцевания, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы. Объёмные и пушистые.

 

         Подготовительный этап

        Для этой работы нам понадрбятся гофрированная бумага, ножницы, пластилин, крышечка от пластиковой бутылки и стержень от шариковой ручки.

Ученик сам выбирает, какого размера и какого цвета цветы он будет делать.
Для цветка возьмем  гофрированную бумагу двух расцветок: для лепестков и для сердцевины. Ещё понадобится зелёная гофрированная бумага для стебля и листьев.
Кроме цветка, этим же способом, можно изготавливать и другие различные фигурки.

                                            

         Основной этап

        Возьмите кусочек пластилина (лучше такого же цвета, как и лепестки),соизмеримый с размерами крышечки от пластиковой бутылки (Рис.11).

Нарезаем квадратики размером и вырезаем лепестки (Рис.12, Рис.13).

        Берем стержень от шариковой ручки или шпажку с тупым концом и с их помощью втыкаем лепестки в пластилин (Рис.14, 15).

        Таким способом получаем два ряда лепистков. Второй ряд лепистков делаем из квадратиков меньшего размера. В центр цветка втыкаем лепестки желтого цвета. Получаем вот такой цветок (Рис. 16).

         Вырезаем  листочки с зубчиками по краям и приклеиваем их к стеблю (Рис.17,Рис.18, Рис.19).

Этот стебель с листочками прикрепляем к основному стеблю цветка (Рис.20).

             Цветочек готов. Таким же способом мы можем изготовить и другие такие же цветы, только другой расцветки (Рис.21).

 

Заключительный этап

         Торцевание на бумаге и пластилине – это относительно новая техника. Созданные  композиции в данной технике помогают развивать моторику пальцев, чувство вкуса, воображение, творческое мышление. У детей появляется желание порадовать композицией близких, проявляется интерес к работе. Работа в этой технике  вырабатывает у детей терпение и усидчивость. Я надеюсь, что эти изделия заинтересуют не только детей, но и взрослых (мам, бабушек, знакомых), и будут  радовать глаз, вызывать восхищение всех, кто их видит. Поделки, выполненные в технике торцевания- это отличный подарок на любой праздник!!!

 

                                                                      

2.3 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

         На основе додекаэдра и пирамиды можно собрать  игрушки без клея на «щелевом замке». Для этого к каждой стороне пентагона добавляется полукруглый лепесток. Пентагон преобразуется и принимает  вид цветка.

 

         Подготовительный этап

         Выбираем одно из изделий, собранное на основе додекаэдра без клея на «щелевом замке». Это могут быть скульптурки Петуха (Рис.22), Щенка (Рис.23), Девочки (Рис.24), Дракончика (Рис.25). Исследовав все модели скульптурок, выбираем Котенка. Для работы понадобится  белый картон  формата А4 – 4 листа, гуашевые краски, кисточка и  клей ПВА.  В дальнейшем можно будет делать такие же скульптурки большего размера и украшать ими новогоднюю елку.

 

              Основной этап

         Прежде чем приступить к сборке туловища Котенка, соберем шарик. Основной элемент выкройки шарика – пятилепестковый «цветок», построенный на основе равностороннего пятиугольника или пентагона (Рис.26, Рис.27). Таких деталей надо 12 .

         При изготовлении туловища игрушки на основе собранного без клея додекаэдра одна грань додекаэдра, т.е. один «цветок», заменяется пирамидой – значит, для туловища надо 11 «цветков», 12-м будет основание пирамиды (Рис.29).

         Пирамида может быть разной высоты, но во всех случаях леписток пирамиды равен лепистку "цветка".(Рис.28)

На выкройке – 6 граней пирамиды, одна из них является местом склеивания.

Собираем туловище игрушки последовательным соединением деталей «разрез в разрез», начиная с соединения пятигранной пирамиды и пят

«цветков» с пятью разрезами между собой.
         К полученной удлинённой пирамиде присоединяем 5 «цветков с четырьмя надрезами так, чтобы отогнутые к наружной стороне лепестки оказались снизу изделия.
         К этим отогнутым лепесткам  приклеиваем последний «цветок»  с не надрезанными лепестками (Рис.30). Туловище готово (Рис.31).

В указанном месте на выкройках головы, лап и хвоста делаются надрезы, имитирующие шерстку Котенка. На задней стороне головы также делается надрез. Склеиваем обе половинки головы(деталь №1), нанося клей только на указанную область.

         Деталь №2 наклеиваем на переднюю часть головы (Рис.32). Наклеиваем глаза (черный зрачок на голубой овал, вырезаем блик и приклеиваем на верхнею часть глаз), нос, усы и нарисуем черной шариковой ручкой ротик (Рис.33) .

Приклеиваем голову к верхней части туловища – пирамиде. В нижней части туловища приклеиваем лапы и хвост . Игрушка готова (Рис.34).

 

         Изготовления цветов из бумажных салфеток также относится к художественному конструированию.

 

         Подготовительный этап

         Из салфеток можно сделать цветы разного цвета и формы. Это зависит от того, сколько слоев салфетки вы будите использовать в своей работе. Начать стоит с простого. Например, сделать цветы из салфеток своими руками под силу каждому, достаточно только ознакомиться с несколькими техниками, а также проявить немного настойчивости и терпения.

         Для этой работы нам понадобятся салфетки разного цвета, ножницы, нитки, трубочки для коктейля, цветная бумага и степлер.

 

         Основной этап

         Берем три салфетки одного цвета и одну салфетку , размером меньше, другого цвета. Складываем их гармошкой, фиксируем по центру, закругляем концы салфетки (Рис.35, Рис.36, Рис.37).

         Выворачиваем лепестки в одну сторону и расправляем их, отделяя все слои друг от друга. Делаем это очень осторожно: салфетки легко рвутся.
         Готово! Можно оставить цветок, как есть, а можно прикрепить к нему стебель из трубочки или деревянной палочки, обернутой зеленой бумагой (Рис.38).

Еще один способ изготовления поделок из салфеток – изготовление веточки яблони.

         Для того чтобы изготовить маленькие цветочки ветки яблони, возьмем два слоя цветной салфетки белого и розового цвета. Сложим каждый слой четыре раза, затем ещё вчетверо.

 Наложим получившиеся слои друг на друга. Скрепим в четырех местах салфетку степлером (Рис.39).

          Разрежем на 4 части и вырежем цветочек (Рис.40, Рис.41).

Поднимем пальцами и плотно сожмем верхний слой цветка, чтобы скрыть скрепку. Таким же образом поднимем по очереди все следующие слои. В конце работы сожмем весь цветок (Рис.42, Рис.43).

         Осталось вырезать листики и приклеить их вместе с цветами на веточку, которая тоже изготовляется из бумаги (Рис. 44).

 

          Заключительный этап

         Создавая на бумаге графические образы, дополняя их цветом, ученик погружается в свой внутренний мир - мир чувств, воспоминаний, фантазий.Работая с бумагой и создавая объемною композицию, ребенок становится творцом своего собственного пространства, своей собственной фантазии.

         Сегодня мы с вами сделали наш мир немного красивее. Работы можно подарить мамам или бабушкам, а можно и вовсе незнакомым людям, например, ветеранам в праздник 9 Мая.

 

 

                                                 2.4 ОРИГАМИ

         Оригами является натуральным методом развития способностей, сочетающим в себе активную работу рук и ума, новизну, смысл деятельности, ощущение игры, конечный продукт, удовлетворение от работы

деятельности, ощущение игры, конечный продукт, удовлетворение от работы и эстетическое переживание.

 

         Подготовительный этап

         Цветы, выполненные в технике оригами отражают чувства и настроения своего создателя, в умелых руках они оживают и рассказывают волшебные истории. С некоторыми из них мы познакомимся. Для работы выберем не сложные формы цветов из которых можно будет составить букет. Наш букет будет состоять из розы, дриады, аленького цветочка, герани луговой, сон-травы, нарцисса и папоротника. Эти цветы не сложные в изготовлении. Такие цветы под силу будет изготовить детям 3-5 классов.

               Для работы в технике оригами нам понадобятся цветная бумага, ножницы, клей, плотная бумага или картон.

Основной этап

         Схемы изготовления цветов не сложные и похожие между собой. Достаточно изучить схему изготовления одного цветка, чтобы можно было изготовить все остальные.

§  Перегнем квадрат по диагоналям (Рис.45. рис.46). 

§  Указанные угла согнем по центру  (Рис.47).

§  Согнем по намеченной линии (Рис.48).     

§  Проверьте результат и переверните (Рис.49).

§  Согнем два верхних угла (Рис.50).                          

§  Верхний угол согнем назад (Рис.51).

                                                               

Подготовим 8 одинаковых лепестков.          

Наложим лепестки друг на друга и приклеим их клеем(Рис.52).                                  

Получился у нас вот такой цветок – роза (Рис.53).         

При желании можно дополнить его листиками и стеблем.

На основе этой  схемы   можно изготовить и другие  цветы (Рис.54), (Рис.55).(Рис.56).

        Заключительный этап

        Занимаясь оригами, дети развивают в себе способности к оформлению открыток, украшению поздравлений. Работа конечно трудоёмкая, требует усидчивости и терпения. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Работы в технике оригами служат хорошим подарком для друзей и знакомых.

2.5  АППЛИКАЦИЯ

        Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении  различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

        Подготовительный этап

        Из всех видов аппликаций. аппликации из цветной бумаги, пожалуй, самое доступное и любимое занятие детей. Цветная бумага для этого вида деятельности – просто незаменимый материал. Она легко режется и клеится, имеет яркую расцветку, и аппликации из цветной бумаги получаются красочные и интересные.

Для выбора сюжета можно использовать графические иллюстрации, отдельные элементы которых могут служить композиционной основой аппликации.

        Основной этап

        Из прямоугольников, сложенных пополам, вырезаем для попугайчика туловище и голову-овал (Рис.57).

Складываем вместе два прямоугольника разного цвета, вырезаем одно перышко, а получаем много разноцветных перьев (Рис.58).

        Составляем из них пышный хвост и крылья (Рис.59).

         Можно сделать не одного, а двух попугайчиков разных цветов и оформить их в виде картины, вырезав из бумаги дополнительно бабочек, цветочки и травку (Рис.60).

         С помощью этой техники дети могут создавать различные картины, панно (Рис.61, Рис. 62, Рис. 63, Рис. 64).).

 

           Кроме цветной бумаги для аппликаций  можно применять туалетную бумагу и салфетки.

            Также как и для поделок из цветной бумаги для выбора сюжета здесь можно выбирать любые композиции.

         Кусочки туалетной бумаги и салфеток можно сминать и придавать им форму маленьких шариков или жгутов. Далее на приготовленные заготовки наносится клей ПВА. После этого они размещаются согласно нарисованному на основе эскизу. Из таких бумажных комочков можно выложить вместе с ребенком бабочку, овечку, елочку, полянку с цветами, различных птиц (Рис.65, Рис.66, Рис.67, Рис.68, Рис.69).

         Заключительный этап

         Аппликация из скрученных салфеток и туалетной бумаги – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток и туалетной бумаги на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.

 С помощью этой техники мои ученики создают красивые картины и панно, которые можно подарить как подарок на день рождения или праздник.

 

         Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры.

Занятия по изготовлению изделий из бумаги помогают детям изучать различные техники бумажной пластики, начиная с самого древнего – оригами и заканчивая современными видами – торцеванием и современными видами  аппликации. Дети, работая в различных техниках бумажной пластики, научатся изготавливать различные поделки, открытки, композиции для оформления интерьера.


 

ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Возраст учащихся: 7-12 лет (1-5 классы)

Тема занятия: "Удивительный мир бумажной пластики".

Цель занятия: научиться создавать различные поделки из бумаги.

Задачи занятия:

§  Образовательная:  рассказать о технике бумажной пластики; познакомить с творческими  работами в этой области; познакомить со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях.

§  Развивающая: развивать навыки работы с бумагой: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, терпеливость и усидчивость: расширить кругозор.

§  Воспитательная: воспитывать любовь к народному искусству; воспитывать чувства коллективизма; аккуратность в работе.

Тип занятия:  комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод уподобления.

Форма организации деятельности: коллективная.

Оборудование:

§  Для учителя: журналы, доска, мел, иллюстративный ряд, ИКТ.

§  Для учащихся: простой карандаш, бумага для записей, ластик, ножницы, цветная бумага, гофрированная бумага, картон, клей ПВА, салфетки, стержень от шариковой ручки.

Зрительный ряд: работы, выполненные учителем, репродукции.

План урока:

§  Организационная часть – 3 минуты.

§  Сообщение новых знаний – 10 минут.

§  Практическая работа – 40 минут.

§  Домашнее задание – 3 минуты.

§  Подведение итогов занятия – 5 минут.

§  Уборка рабочего места – 5 минут.

         Ход урока.

§  Организационная часть

     Подготовка рабочего места к работе. Приветствие учителя и учащихся. Сообщение темы занятия, цель и задачи.

§  Сообщение новых знаний

     Рассказывается о технике бумажной пластики, о свойствах бумаги, с которой придется работать. При этом важно расспросить детей, что они знают  об этой технике. Учитель рассказывает о технике "торцевания", конструирования, оригами, аппликации.

§  Практическая работа

      Учитель объясняет принципы работы. Обсуждаются выбранные дома рисунки для работы. Делаются эскизы этих рисунков каждым учеником самостоятельно. Учитель показывает и объясняет некоторые аспекты работы, и дети самостоятельно приступают к ее выполнению.

Учитель не вправе вмешиваться в работу детей, только если они сами этого не попросят.

§  Домашнее задание

     Участники кружка должны продумать и подобрать рисунки к новой работе.

§  Подведение итогов занятия

    Учитель спрашивает у детей, что нового они узнали за это занятие, что понравилось, а что нет.

§  Уборка рабочего места

     Столы вытираются влажной и сухой тряпочкой (от клея), выбрасываются обрезки бумаги, все материалы убираются в шкаф.

 

 

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА (1 год обучения)

1-5 классы

 

Дата

 

 

п/№

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Итого

 

 

 

I ч.

1

Вводная беседа. Знакомство с техникой безопасности.

 

1ч.

 

2

Техника «Торцевания на бумаге». Разработка эскизов и приготовления бумаги для работы в этой технике.

0.5ч.

1.5ч

 

3

Учимся размечать и наклеивать  детали (торцовки).

3,5ч

3,5ч

 

 

 

IIч.

4

Торцевание на пластилине.

0,5ч.

1,5ч

 

5

Конструирование игрушки из плотной бумаги или картона.

0,5ч.

3,5ч

 

6

Конструирование цветов из салфеток.

0.5ч

1.5ч.

 

7

Оригами

0.5ч

1,5ч

 

8

Изготовление открытки 

1ч.

 

 

 

IIIч.

19

Аппликация из салфеток.

Коллективная работа.

0.5ч

1,5ч.

 

10

Аппликация из туалетной бумаги

4ч.

 

11

Аппликация из цветной бумаги.

Выбор сюжета композиции. Изготовление эскиза.

Коллективная работа.

0.5ч

1,5ч

12

Изготовление различных деталей аппликации.

 

 

IVч.

13

Сборка  сюжетной композиции

14

Оформление выставки работ.

 

15

Итого за 1 год обучения

8 ч

25ч

33ч


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В заключение творческого проекта целесообразно подвести итоги работы.

Для творческого проекта были выбраны выразительные возможность бумажной пластики. Цель:  научиться  создавать различные поделки из бумаги, - можно  считать достигнута благодаря решению ряда задач.

         Сейчас многие дети проявляют интерес к профессиям дизайнера, архитектора. При обучении этим профессиям изучается бумажная пластика. Помимо этого в ряде профессий требуются знания и умения в работе с геометрическими телами, фигурами, чертежами и развёртками. Работа с формой в том или ином ее виде – подготовка к изучению пространственных научных дисциплин, изучению геометрии стереометрии.

         Бумажная пластика – достаточно сложный вид работы. Она требует от учащихся развитого пространственного воображения, абстрактного мышления, навыков концентрической деятельности, хорошей моторики пальцев. Но, тем не менее, изучение отдельных элементов бумажной пластики возможно уже в младшем школьном возрасте, особенно при использовании групповой формы организации деятельности учащихся. Если моделировать  проблемную ситуацию и сознательно ориентировать  детей на отказ от использования шаблонов и чертежей с размерами, они учатся гибко применять основные правила трансформации бумажной плоскости, находят интересные и нестандартные варианты.

         К концу обучения в начальной школе дети владеют многими навыками работы с бумагой – знают, что такое аппликация, владеют различными видами вырезания, изучают коллаж. Работа, в которой используются эти навыки, при включении в нее элементов объема, позволяет совершенствовать и углубить навыки работы с бумагой и осуществить на доступном детям уровне знакомство с бумажной пластикой, дает возможность детям не совсем привычного понимания формы предметов окружающего мира

         Работа в кружке помогает активизировать познавательную и творческую  активность учащихся,  способствует формированию личности ученика.

         Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все  обязательно пригодиться ему в жизни.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. М.А. Гусакова   Аппликация – М: Просвещение, 1982. – 191с.

2. Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова  Бумажное моделирование. Оригами – М: ТЕРРА – Книжный клуб; Издательство "Аким",  2002, - 192 с.

3. В.П. Пудова, Л.В. Лежнева Легенда о цветах. Оригами. – М: ТЕРРА – Книжный клуб; Издательство "Аким", 2001, - 192 с.

4. Е.В. Кручай   Теория и практика создания педагогических проектов. Лекция, 2014.

5. А.А. Устинова  Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство": Учебно-методический комплекс курсов повышения  квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, лицеев, гимназий . – Хабаровск: ХК ИП ПК, 2003, - 66 с.

6. Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы "Наша новая школа": Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Л.Л. Беляевой. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010, - 130 с.

7. В.Н. Андреев, Н.В. Андреев Проектирование образовательного процесса в предметной области "Изобразительного искусства"; Учебно-методическое пособие / В.Н. Андреев, Н.В. Андреев, под редакцией В.Н. Андреева, - Хабаровск, ХК ИРО. 2010, - 150 с.

8. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2001. – 144

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://content.foto.mail.ru

http://detochki-doma.ru/applikatsii-iz-tsvetnoy-bumagi/

http://images.yandex.ru

http://applikacija iz salfetok.ppt

http://do-crafts.ru

http://bridetobride.ru/cvety-iz-salfetok-svoimi-rukami

http://womanadvice.ru/podelki-iz-tualetnoy-bumagi#ixzz2z3NX81hZ

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                 Рис. 1                                                           Рис. 2   

                                   

 

                         Рис.3                                                                Рис.4

                        

            Рис.5                                     Рис.6                                      Рис.7

 

 

 


                      Рис.8                                                                             Рис. 9

 


Рис. 10

 

 

http://sibmama.ru/images/2615/f2c8d5e8838e4ec04e6d6979288f274fa9780287.jpghttp://sibmama.ru/images/2615/a4674c67df1a4c5d5c4999b02886ee8577ff47b7.jpghttp://sibmama.ru/images/2615/3605468e2757ad54a8e2551a497b164c6d827649.jpg

 

 

Рис.11                                   Рис.12                                      Рис.13

http://sibmama.ru/images/2615/c6fdd908bad2e3a8f57cd252e817700d3af28c1e.jpg

http://sibmama.ru/images/2615/98873fe2b4cb8ae4535e861f0bcbedd73dbfa906.jpghttp://sibmama.ru/images/2615/0b78c43964a68345ef8fef204a216fbbd8696b6e.jpg

 

                                        

 

           Рис.14                                   Рис.15                            Рис.16

http://sibmama.ru/images/2615/83a6c3a4e65189b226a5bbe241d5d55410613fc7.jpghttp://sibmama.ru/images/2615/29c012e733f89bf36a4a84b51c4c731c1dd3ea48.jpghttp://www.barbariki.ru/images/mama/60.jpg

 

 

 

           Рис.17                           Рис.18                                Рис.19


http://sibmama.ru/images/2615/c7a860d12715cad6b6687ea89db0a78b41b02e2c.jpg

                         Рис.20                                                      Рис.21

 

 


        Рис.22

                        Рис.23                         Рис.24                 Рис.25

 
          Рис.26                                                                  Рис.27


Рис.28

 

                                  Рис.29


                                                  Рис.30

 



Рис.31                                                    Рис.32                                      Рис.33

                     

                 

 

                                                               

http://3.bp.blogspot.com/_1eI7tS4s_Bg/S-HFwJ5nZ6I/AAAAAAAAX5s/wS6bKBO1A64/s400/a12.jpghttp://4.bp.blogspot.com/_1eI7tS4s_Bg/S-HH6IT8i2I/AAAAAAAAX6E/S7zhWdJ8pEY/s400/a9.jpg

              

 

                      Рис.35                          Рис.36

http://3.bp.blogspot.com/_1eI7tS4s_Bg/S-HH5nW1cDI/AAAAAAAAX50/7I2RzAJD4Gc/s400/a11.jpg

                Рис.34

http://4.bp.blogspot.com/_1eI7tS4s_Bg/S-HFvFzEQ4I/AAAAAAAAX5U/HqqBiOIY5VU/s640/a16.jpgРис.37                                            Рис.38

вырезаем цветокцветки из салфеток для яблони

вырезаем цветок                                                                                                          

 

 

         Рис.39                                   Рис.40                             Рис.41

 

цветы из салфеток на веточкеделаем цветочек                                    Рис.40                                            Рис.41

 

 

 

Рис.42                           Рис.43       

                                                                                       Рис. 44

                                                          

                                                                                             Рис.44

  Рис.45                                     Рис.46             

                                                                                                                                                                                                                                                         

                               

 

 

                     

 

Рис.47                          Рис.48                                       Рис. 49

 


                                                    

                  

 

 

 

Рис.50                                           Рис.51                                       Рис.52

 

 

 

 

 

 


                Рис.53                                       Рис.54                            Рис.55                                                                                                 

       

 


 

 

 

 

                                                              Рис.56                                                                              Рис.57

 

 

 

 

                     Рис.58

 

                                                                                                       Рис.59

 

Рукоделие: Детские аппликации из бумагиМастерилка. Я делаю аппликации

 

 

 

 

 

 

             Рис.60                                                       Рис.61             

 

Рукоделие: Детские аппликации из бумаги

                         Рис. 62                                                                 Рис. 63

http://bumik.ru/images/017.jpg

                          

                                     

 

 

 

 

                             Рис. 64

 

 

 

 

 

        Рис. 65                                      Рис. 66                                      Рис. 67

 

 

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2006000/2005072-50f709fbb05ddbf1.jpg

 

 

 

 

 

 

Рис. 68                                                                       Рис. 69

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Работы учеников     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ученики 1 класса на дополнительных занятиях

Мои работы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пояснительная записка к творческому проекту "Удивительный мир бумажной пластики" (1-5 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры.

Занятия по изготовлению изделий из бумаги помогают детям изучать различные техники бумажной пластики, начиная с самого древнего – оригами и заканчивая современными видами – торцеванием и современными видами  аппликации. Дети, работая в различных техниках бумажной пластики, научатся изготавливать различные поделки, открытки, композиции для оформления интерьера.


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1195
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1036
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1249
    • DOCX 14.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колосова Лариса Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колосова Лариса Григорьевна
    Колосова Лариса Григорьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3572
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе