Педагогическая диагностика готовности детей
к обучению в школе
Для выяснения уровня готовности детей к обучению в школе все ОУ
должны провести в самом начале учебного года (в первые две недели) педагогическую
диагностику этой готовности. Такие сроки проведения педагогической диагностики
определены двумя причинами:
§
более ранняя диагностика,
проведенная до зачисления ребёнка в школу, могла сказаться и на его приёме в
школу, и на зачисление в тот или иной класс по итогам диагностики;
§
при более позднем
проведении диагностики на её результатах уже сказалось бы качество обучения в
1-м классе.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению
заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и
математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е.
проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м
классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания
максимально учитывают особенности и возможности шестилетних детей, обеспечивают
адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у
первоклассников реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
В ходе
педагогической диагностики проверяется:
§
состояние
пространственного восприятия;
§
состояние зрительного
восприятия;
§
состояние моторики и зрительно-моторных
координаций;
§
умение проводить
классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
§
наличие интуитивных
дочисловых представлений;
§
овладение представлениями,
лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах шести), представлениями об
операциях сложения и вычитания;
§
умение сравнивать два
множества по числу элементов;
§
развитие фонематического
слуха и восприятия;
§
сформированность предпосылок
к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Обязательным
условием успешного проведения педагогической диагностики является переход
учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это
неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе
повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в
данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные
данные о состоянии готовности ребенка к школе.
Педагогическая
диагностика проводится учителями первых классов. Учителя могут, как сами
составить диагностические задания, так и воспользоваться методиками проведения
и комплектами заданий, рекомендованных в методической литературе, например, в
книге «Беседы с учителем: Первый класс четырехлетней начальной школы»./ Под
редакцией Л.Е. Журовой. - Москва.: Издательский центр «Вентана-Граф».
Проведенный анализ выполнения первоклассниками заданий, определяющих
уровень их готовности к школьному обучению, позволяет сделать общий вывод о
том, на что именно учитель в обучении должен обратить внимание в первую
очередь, что должен не упустить в ходе предметной подготовки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.